Методика “рисунок несуществующего животного”

Формальный анализ рисунка

К формальному аспекту относятся: 1)
семантика расположения в пространстве;
2) графологические признаки.

Как свидетельствует практика и
экспериментальные исследования,
пространство рисунка семантически
неоднородно. Оно связано с эмоциональной
окраской переживаний и временным
периодом — настоящим, прошлым и будущим,
а также с действенным и идеальным.

Пространство, расположенное сзади и
слева от субъекта, связано с прошлым и
бездеятельностью (т.е. с отсутствием
активной связи между замыслом,
планированием и его осуществлением), а
пространство впереди и справа — с периодом
будущего и активностью. Лист бумаги
является двумерной проекцией этого
пространства.

На листе левая сторона и низ рисунка
связаны с отрицательно окрашенными
эмоциями, депрессией, неуверенностью,
пассивностью. Правая сторона (соответственно
доминантной правой руке) и верх — с
положительно окрашенными эмоциями,
энергией, активностью, конкретностью
действий.

В норме рисунок расположен по средней
линии (или несколько левее) и чуть выше
середины листа бумаги. Положение рисунка
ближе к верхнему краю листа (чем больше,
тем выраженнее) трактуется как высокая
самооценка, неудовлетворенность
собственным положением в обществе и
недостаточным признанием окружающих,
претензия на продвижение, тенденция к
самоутверждению, потребность в признании.

Повышение положения рисунка на листе
бумаги коррелирует со стремлением к
эмоциональному принятию со стороны
окружения, со стремлением соответствовать
высокому социальному стандарту. Повышение
рисунка также связано с уменьшением
фиксации на препятствиях к достижению
ситуативных потребностей.

Положение в нижней части листа — обратный
показатель: неуверенность в себе, низкая
самооценка, подавленность, нерешительность,
незаинтересованность в своем социальном
положении, отсутствие стремления быть
принятым окружением, склонность к
фиксации на препятствиях к достижению
ситуативных потребностей.

Методика “рисунок несуществующего животного”

Правая и левая полуплоскость листа
имеют противоположную коннотацию по
оппозициям “пассивность — деятельность”,
“внутреннее — внешнее”, “прошлое —
будущее”. Соответственно расценивается
местоположение рисунка вправо и влево
от средней линии листа, а также ориентация
головы и тела животного вправо, влево,
в фас.

Голова, направленная вправо, — устойчивая
тенденция к действию: почти все, что
обдумывается и планируется, осуществляется
или, по крайней мере, начинает осуществляться
(если даже и не доводится до конца).
Испытуемый настроен на реализацию своих
намерений и установок.

отсутствие ли
тенденции к действию или боязнь активности
— следует решить дополнительно). Это
также может быть связано с отсутствием
притязаний на самоутверждение в сфере
внешне-преобразовательной деятельности,
отсутствием склонности к доминированию,
с фиксацией на какой-либо ситуации в
прошлом.

Положение “анфас”, т.е. голова,
направленная на рисовавшего, может
трактоваться как эгоцентризм. Такое
положение часто бывает сходно по значению
в отношении описанных параметров уровня
притязаний с поворотом влево.

Сдвиг вправо рисунка может свидетельствовать
об акцентировании будущего, мужских
черт характера, стремлении к контролю
над ситуацией, ориентации на окружающих,
экстраверсии. Сильный сдвиг вправо
наблюдается достаточно редко и может
быть связан с “бунтарством”, неподчинением.

Исследования выявили значимую связь
между сдвигом вправо и рядом показателей
фрустрационного теста С.Розенцвейга.
Соответственно, повышался удельный вес
эстрапунитивных реакций с целью
эгозащиты, общее количество направленных
вовне реакций и уровень агрессивности.

Сдвиг рисунка влево имеет противоположное
значение. Это акцентирование прошлого,
нежелание участвовать в ситуации,
склонность к принятию вины и ответственности
на себя, застенчивость, интроверсия.

Двух (и более)-головные животные и
“тяни-толкай” рассматриваются как
выражение противоречивых тенденций.

Необходимо также осторожно подходить
к интерпретации рисунков, занимающих
более 2/3 площади листа бумаги; а также
к рисункам, выходящим за срез листа: они
могут не подчиняться указанным
семантическим закономерностям.

Особую категорию составляют также
маленькие рисунки, расположенные в
левом верхнем углу листа. Этот тип
локализации часто свидетельствует о
высокой тревожности, склонности к
регрессивному поведению и эскапизму
(желание выйти из ситуации, уход в прошлое
либо в фантазию), избеганию новых
переживаний.

Обобщая, можно сказать, что проективное
пространство рисунка является символом
всех возможных пространств, с помощью
которых могут быть метафорически
охарактеризованы личность и характер
индивида.

Чаще всего оно символизирует
социальную среду в различных ее аспектах
(ценностном, объектном, коммуникативном,
временном, эмоциональном и т.д.). В плане
интерпретации эти аспекты играют роль
контекстных рамок, ограничивающих
многозначность образа.

К ряду интерпретационных приемов работы
с пространством относится обращение
внимания на ощущения, вызванные рисунком
(например, шаткость — устойчивость, что
относится к ориентации в социуме,
самооценке и пр.).

Методика “рисунок несуществующего животного”

Можно попытаться
представить, куда двинется животное,
если “открепить” его от плоскости
(вправо, влево, вверх, вниз), или оно
останется на месте. Можно попытаться
определить, насколько однозначен или
противоречив рисунок движения животного
(например, одна часть фигуры движется
в одном направлении, а другая этому
препятствует, либо движется в
противоположном направлении).

2. Графологические аспекты интерпретации
рисунка(два аспекта).

2.1. Уровень наличных технических средств
воплощения образа в графике (анализ
характеристик идеомоторного акта). К
этому аспекту относится анализ линии.

Для нормы характерна уверенная линия
со средним равномерным нажимом и четкими
соединениями.

Колеблющаяся, прерывающаяся линия,
“островки” перекрывающих друг друга
линий, несоединенные углы, “запачканные”
рисунки говорят о легкой напряженности,
повышенном уровне тревожности, что
свойственно невротикам.

Контуры рисунка
здесь могут быть размытыми, “волосатыми”,
во всем исполнении может чувствоваться
неуверенность, неловкость. (Рисункам
невротиков также бывает свойственно
отклонение от вертикали, “касающиеся
рисунки”, недорисованные конечности,
незаконченность или непомерное увеличение
кистей и стоп).

Методика «Несуществующее животное».jpg

Характер линии служит одним из индикаторов
общей энергии. Слабая паутинообразная
линия (“возит карандашом по бумаге”,
не нажимая на него) является признаком
экономии энергии, астенизации, снижения
общего тонуса.

Обратный характер линии не является
полярным: это не энергия, а следствие
увеличения тонуса мускулатуры в связи
с тревожностью. Особо следует обращать
внимание на резко продавленные линии,
видимые с обратной стороны листа
(судорожный, высокий тонус рисующей
руки) — резкая генерализованная
тревожность.

Необходимо обращать
внимание на то, какая деталь, какой
символ выполнен с увеличением нажима,
т.е. к чему привязана тревога (например,
верхний “шип”). О повышении тревожности
также говорит наличие штриховки внутри
контура фигуры и различных деталей.

2.2. Пространственно-символический
аспект. В этом аспекте анализируется
направление линии ихарактер
контура.

“Падающие линии” и преимущественное
направление сверху вниз влево
свидетельствует о быстро истощаемом
усилии, низком тонусе, возможной
депрессии. “Поднимающиеся линии”,
преобладание движения снизу вверх
направо говорят о хорошем энергетическом
обеспечении движения, склонности к
трате энергии, агрессивности.

Психологическая методика «Несуществующее животное».jpg

Контур фигурытрадиционно трактуется
как граница Я и социума, символизируемого
окружающим пространством. Фигура круга,
особенно ничем не заполненного,
символизирует тенденцию к сокрытию,
замкнутость, закрытость своего внутреннего
мира, нежелание сообщать о себе сведения
окружающим, нежелание подвергаться
тестированию. Такие рисунки дают очень
ограниченное количество информации об
испытуемом.

Контур фигуры анализируется по наличию
или отсутствию выступов типа шипов,
панцирей, игл, прорисовке или затемнению
линии контура. Это — защита от окружающих:
агрессия, если они выполнены в острых
углах;

Предлагаем ознакомиться:  Диета после удаления желчного пузыря и другие проблемы с ЖКТ

Направленность такой защиты определяется
соответственно пространственному
положению. Верхний контур — против
вышестоящих, против лиц, реально имеющих
возможность наложить запрет, ограничение,
осуществить принуждение, т.е.

против
старших по возрасту, родителей, учителей,
начальников, руководителей. Нижний
контур — защита против насмешек, отсутствия
авторитета, т.е. против нижестоящих,
младших, подчиненных, боязнь осуждения.

Боковые контуры — недифференцированная
опасливость, готовность к самозащите
любого порядка и в разных ситуациях. О
том же говорят элементы защиты,
расположенные не по контуру, а внутри
контура, на самом корпусе животного.

Что представляет собой методика

Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.).

Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.

Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Методика «Несуществующее животное» достаточно распространенная и наиболее информативная для выявления психологических проблем у ребенка. Ее очень часто используют в детских садах и школах. Такой рисуночный тест помогает исследовать и выявлять скрытые эмоции.

Цель данной методики заключается в том, чтобы оценить внутренне состояние ребенка по его рисунку. Когда подросток рисует, то в его рисунках проявляется его внутренний мир и собственный образ-Я. Человек занимающейся данной наукой может многое рассказать о ребенке с помощью этого теста. Но, конечно, один тест не даст полный психологический портрет исследуемого.

Теоретические основы

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М.

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль).

Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться.

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.

Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.

На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Процедура проведения

Инструкиця

«Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.

В течении 25-30 минут придумайте и нарисуйте несуществующее животное. При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п.

Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.).

Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.

Данный перечень вопросов предлагается Вам для ориентировки. Проявите Вашу фантазию. Уверены, что Вы придумаете что-то более оригинальное.
Вверху на листе поставьте свой условный номер, сегодняшнюю дату. Внизу – свою роспись.

Желаем Вам творческих успехов!»

8. Название.

Может выражать рациональное содержание
смысловых частей (“летающий заяц”,
“бегакот”, “мухожор”). Другой вариант
— словообразование с “книжно-научным”,
иногда с латинским суффиксом или
окончанием (“реталетус”, “наплиолярия”).

Первое — рациональность, конкретная
установка при ориентировке и адаптации.
Второе — демонстративность, направленная,
главным образом, на подчеркивание своего
разума, эрудиции. Встречаются названия
поверхностно-звуковые, без всякого
осмысления (“грягэкр”, “лалио”),
знаменующие легкомысленность отношения
к окружающему, неумение учитывать
сигналы опасности, наличие аффективных
критериев в основе мышления, перевес
эстетических элементов над рациональными.

Иронически-юмористические названия
(“риночурка”, “пельмеш”) встречаются
при соответственно иронически-снисходительном
отношении к окружающим. Инфантильные
названия обычно имеют повторяющиеся
элементы (“тру-тру”, “кус-кус”).

Беседа.

Психологическая методика «Несуществующее животное»: для подростков.jpg

Рисование животного завершается
беседой-опросом. Выясняется происхождение,
пол, возраст, габариты животного,
уточняется предназначение необычных
органов, а также органов, носящих
агрессивный характер.

Выясняется способ
добывания пищи (плотоядное или нет),
взаимоотношение с сородичами и само
наличие таковых, способ обзаведения
потомством (брачные отношения), наличие
и характер поведения в опасных ситуациях,
борьба с врагами или жертвами.

Если испытуемый не готов к ответам на
эти вопросы, можно попросить его описать
“один день из жизни животного”, задавая
по ходу нужные вопросы.

Как показали исследования, одним из
индикаторов силы неосознанной
идентификации с образом животного
является его принятие либо отвержение
испытуемым. Это особенно проявляется
в ситуации затрудненного контакта
(например, при экспертизе).

Испытуемый
тем теснее идентифицирует себя с образом,
чем выше его оценивает. Однако степень
идентификации и наличие проекции не
тождественные явления. Так, во время
интерпретирующей беседы (подачи
психологической обратной связи
испытуемому) можно столкнуться с
отвержением в рисунке ряда черт
собственной личности (агрессивность,
подозрительность, враждебность).

Таким
образом, прицельное выяснение степени
принятия или отвержения испытуемым
различных особенностей или всего образа
в целом создает возможность выяснить
степень идентификации, а также предположить
наличие и определить характер отвергаемых
(вытесненных из сознания) черт личности.

Модификация поведения.

Заключается в проведении методики РНЖ
вслед за проведением “Рисунка человека”.
Как показывает практика и экспериментальная
проверка, кроме проекции Я-образа,
рисунок может воплощать идеальный
Я-образ, образ значимого другого,
отношение к экспериментальной ситуации
и личности экспериментатора.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое трансперсональная психология основные идеи и обучение методике

Сравнительные
замеры показали, что описание образа в
“Рисунке человека” ближе к идеальному
образу Я и теснее связано с ним. Степень
идентификации в “Рисунке человека”
значимо связана со степенью удовлетворенности
собой (т.е.

обратна расстоянию между
актуальной самооценкой и идеальным
Я-образом). В то же время образ животного
ближе к образу Я, чем к идеалу, и практически
не зависит от их соотношения. На практике
это выражается в том, что “Рисунок
человека” фиксирует какой-либо стереотип
поведения, социально одобряемый и
соответствующий легко актуализируемым
установкам испытуемого.

Общее впечатление.

Существует разделяемое большинством
специалистов по проективному рисунку
мнение, что интерпретация должна
начинаться с осознания общего впечатления
от рисунка: переживания эмоционального
тона и целостности содержащегося в нем
сообщения.

Это интуитивный эмпатический
процесс, приходящий только с опытом.
Психотехника вживания состоит в том,
чтобы позволить свободно войти в сознание
первому впечатлению, не зашумляя его
какими-либо предпосылками со стороны
интеллекта. Согласно K.

Bolander, это первое
впечатление позволяет получить первичное
понимание индивидуальных эмоциональных
реакций испытуемого, степени его
эмоциональной зрелости, наличия или
недостатка внутреннего баланса.

Первое
впечатление является той целостностью,
из которой экспериментатор исходит,
приступая к интерпретации, и к которой
обязан вернуться, пройдя этап анализа
деталей изображения. Любые отклонения
и противоречия в толковании частного
признака с целостным впечатлением
должны быть специально проанализированы,
помня, что приоритет всегда за общим
впечатлением.

Важным правилом интерпретации
можно считать положение: все приведенные
в данном руководстве толкования частных
признаков имеют ценность только как
одна из более доступных форм осознания
и конкретизации общего целостного
впечатления, как форма его вербализации.

Устойчивость общего впечатления
демонстрируется его контактностью при
рассмотрении рисунка человека и РНЖ
одного и того же испытуемого. Например,
при рассмотрении обоих рисунков может
сложиться общее ощущение ригидности,
неподвижности, тяжести изображения,
будто скорее изображены статуи, а не
живые существа.

Такие рисунки могут
принадлежать личности, характеризующейся
ригидностью эмоциональных установок,
аффектов, либо с признаком эмоциональной
отчужденности, трудностями контактов,
либо личности с сильной склонностью к
вытеснению глубинного аффективного
комплекса.

То, что в общем впечатлении
присутствуют скорее отрицательные,
нежели положительные эмоции, свидетельствует
о некотором снижении фона настроения
испытуемого. Если говорить о данном
случае, то все это, действительно,
присутствовало в клинической картине,
что подтверждалось и параллельным
обследованием рядом проективных методик
и ММИЛ.

Опора на общее впечатление часто помогает
устранить многозначность отдельного
признака. Например, рисунок по вертикали
листа расположен в соответствии с нормой
и в то же время создается общее впечатление
снижения фона настроения испытуемого,
т.е.

возникает противоречие, т.к.
депрессивные рисунки тяготеют к нижнему
срезу листа. В данном случае противоречие
было отнесено за счет собственно
внутриличностных противоречий
испытуемого, т.к. имела место борьба
сильных ригидных установок на достижение
успеха с ситуативно обусловленным
снижением настроения, сочетающимся с
фрустрацией временной перспективы в
связи с грозящим уголовным наказанием.
С временной осью связан поворот рисунка
влево и заметный наклон передней части
корпуса вниз.

Главной особенностью данного рисунка
является обилие признаков агрессивности.
Поскольку агрессия считается скорее
выражением стеничности (активности),
это также, на первый взгляд, противоречит
общему впечатлению неподвижности
рисунка.

Запись на обучение по программе

Однако необходимо четко
дифференцировать пассивность от
ригидности. Первая — признак расслабленности,
отсутствия тенденции к активности,
вторая — следствие торможения и подавления
существующих тенденций к действию.

Это
как раз и создает внутреннее напряжение.
Отдавая приоритет общему впечатлению,
агрессивность данного испытуемого
должна трактоваться как подавляемая,
импульсивная. Склонность к вытеснению
агрессии проявлялась и в отрицательном
отношении к рисунку самого испытуемого.

Еще один пример впечатления от рисунка
испытуемой. Первый момент — заметная
сложность половой идентификации
нарисовавшей его девушки. Это следует
не только из того, что ему атрибутируется
средний род (это “оно”), но и из общего
впечатления “мужественности” стиля.

Этому впечатлению во многом способствует
чистая геометричность и лаконизм линии
контура, а также некоторая схематичность,
рассудочность образа. Второй характерный
момент — почти физически ощутимое
движение (падение) по направлению к
нижнему правому углу листа и одновременное
вращение против часовой стрелки.

Последнее правомерно связывать с
проецируемой испытуемой на персонаж
РНЖ “потребностью в ориентации” как
следствие собственной плохой ориентации
в социуме. Третий момент — хорошо заметное
различие между деталями, органично
включенными в целостную конструкцию,
и теми, которые “прикреплены” как бы
искусственно.

В первую очередь это
относится к “опорам”, выполненным в
форме кистей рук. Подобная неорганичность
этих деталей может свидетельствовать
об их компенсаторном характере. Это
подтверждается тем, что кисти рук,
символизирующие активное взаимодействие
и контакт с социумом, не осознаются
самой испытуемой как руки.

Сюда же
относится и невозможность “опорам”
таковыми служить, поскольку они “спрятаны”
внутри контура и, в крайнем случае, на
них можно разве что висеть. В совокупности
все перечисленные особенности создают
картину достаточно выраженной социальной
дезадаптации испытуемой при выраженных
затруднениях социальных контактов.

Для использования общего впечатления
необходимо не только развитие
чувствительности к нему, но и внимание
к тому, как сам испытуемый относится к
рисунку.

Возможный способ закрепления навыков
владения методом и дополнительная
валидизация.

Любой способ владения диагностическим
методом предполагает наличие обратной
связи. Поскольку в данном случае
валидность метода и его достоверность
тесно связаны со степенью практического
освоения навыков интерпретации рисунка,
возможным представляется следующий
путь.

Предлагаемый способ отработки навыков
является комбинацией метода экспертной
оценки и самоотчета. Для его проведения
необходимо наличие как минимум двух
испытуемых, хорошо и неформально знакомых
друг с другом.

Студенты могут пройти
такой тренинг, объединившись для этого
в тройки. Им одновременно задается
инструкция, причем исключаются
подглядывания и любой обмен информацией.
После выполнения ими рисунков
экспериментатор (один из тройки), имея
оба рисунка перед собой, старается
выявить в них те особенности личности
испытуемых, по которым они в наибольшей
степени отличаются друг от друга.

Например, экстраверсия — интроверсия,
общительность — замкнутость, уверенность
— тревожность, оптимизм — пессимизм.
Далее эти различия формулируются в виде
антонимических шкал типа самооценки
Дембо — Рубинштейн так, чтобы они были
однозначно поняты обоими испытуемыми.

Испытуемым разрешается задавать
уточняющие вопросы, на которые
экспериментатор должен давать разъяснения,
избегая наводящих подсказок. В отличие
от этапа рисования животных, этап
уяснения содержания “шкалы”, как и
последующий поиск ответа (взаимная
оценка), проводится совместно с обоими
испытуемыми при их свободном общении.

Обработка и интерпретация

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

(голова или замещающая ее деталь)

Предлагаем ознакомиться:  Как покрасить брови хной в домашних условиях

Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется , осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе.

Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.).

Хвосты

Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению.

Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.).

Контуры фигуры

Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии;

с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е.

против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения;

боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

Общая энергия

с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей.

Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него).

Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность.

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.).

Типы животных

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector