Незаконченные предложения — психологический тест Сакса-Леви

Методика Незаконченные предложения для подростков: описание

Методика «Незаконченные предложения» для подростков: описание

Тест «Незаконченные предложения» в психологии практикуется тогда, когда возникает необходимость выявить и изучить определённые установки человека, причём не только осознаваемые им. Данная методика способна помочь понять, что индивид испытывает по отношению к себе, своим родителям, семье, обществу, жизненным целям. Она эффективна, но имеет кое-какую специфику.

В основе теста «Незаконченные предложения» лежит концепция свободных ассоциаций. Именно она позволяет выявить проблемы межличностного и индивидуального характера, определить внутренние переживания человека, его склонности к болезням, имеющим отношения к нервным расстройствам.

Как его проводят? Респонденту выдают бланк с незаконченными предложениями. Стандартно их 60, но может быть и другое количество, если тест составляется индивидуально для какой-либо группы людей или одного человека.

Все незаконченные предложения связаны с определёнными жизненными аспектами, которых всего 15. Это отношение к себе, к прошлому, будущему, подчинённым, друзьям, отцу, матери, семье, вышестоящим лицам, коллегам и представителям противоположного пола. Также к аспектам относится чувство вины, тревоги (страхи), цели, а также интимные отношения.

Если брать стандартный тест, то на каждую «категорию» приходится по четыре незаконченных предложения. И человек, которому предлагается его пройти, должен дополнить начатые фразы в свободной форме и максимально быстро, почти не задумываясь и ориентируясь лишь на свои эмоции и чувства.

Понять, что представляет собой тест «Незаконченные предложения», можно после ознакомления с несколькими примерами, взятыми из него же.

Вот две фразы: «Если все против меня, то…» и «Когда мне не везёт, я…». Они отвечают за отношение респондента к самому себе. Фраза «Сделал бы все, чтобы забыть…» имеет отсылку к чувству вины. А вот предложение «Мои опасения не раз заставляли меня…» имеет отношение к страхам и тревогам.

В принципе, оригинальный тест можно провести среди подростков. Только лучше опустить незаконченные предложения сексуального характера, поскольку там есть то, что касается интима («Моя половая жизнь…») и супружества в целом.

Фразы, затрагивающие тему вышестоящих лиц, можно преобразовать. В предложении «Когда ко мне приближается мой начальник…» последнее слово вполне гармонично заменяется на «педагог». В остальном тест не представляет ничего особенного, так что его можно проводить среди респондентов любых возрастов.

Чаще всего именно с этой целью задействуется методика «Незаконченные предложения» среди подростков. К сожалению, в наше время она актуальна.

Чтобы выявить суицидальные намерения у школьников столь нестабильного возраста, необходимо преобразовать стандартный тест и уменьшить количество вопросов. Их может быть 28, среди которых лишь 4 будут тематическими, но завуалированными.

Конечно, вряд ли кто-то перечеркнёт третий вопрос из перечисленных и напишет об отсутствии смысла существования как такового. Но даже по совершенно обычному ответу можно определить, всё ли в порядке у подростка.

Он может написать: «Наступит день, когда я, наконец, стану счастливым». И это станет «звоночком». Если он так сформулировал продолжение фразы, то, скорее всего, его что-то беспокоит. И это нельзя оставить без внимания.

Предлагаем ознакомиться:  Красивые идеи летнего цветочного маникюра

Как уже говорилось ранее, стандартный вариант может быть изменён. Незаконченные предложения для младших школьников должны звучать максимально упрощённо. Вот пример, какими они могут быть: «В учёбе я вижу…», «В школе я…», «Наш класс…», «Мои одноклассники…».

Допустим, школьник продолжил указанные выше фразы так: «В учёбе я вижу возможность получить новые знания. В школе я слушаю учителя и стараюсь делать задания. Наш класс не очень хороший. Мои одноклассники надо мной любят смеяться».

Что ж, эти ответы позволяют понять – ребёнку нравится ходить на учёбу, так как он видит в этом возможность самосовершенствования и развития своих способностей. Но характером сложившихся с одноклассниками отношений он не доволен. Возможен дефицит общения и чувство неполноценности.

Их обработкой и интерпретацией занимается квалифицированный специалист, которому прекрасно знаком тест «Незаконченные предложения». Человеку, впервые столкнувшемуся с данной методикой, будет сделать это несложно, но времени уйдёт немало.

А принцип простой. Для каждой категории предложений разработана характеристика, которая определяет рассматриваемую систему отношений как нейтральную, положительную или же отрицательную. Если в продолжении респондента просматривается позитивное настроение, то напротив ответа ставится ноль.

Важно отметить, что методика «Незаконченные предложения» (для подростков и не только) подразумевает интерпретацию ответов по группам. Пусть фразы и перемешаны в бланке, но обрабатывают их по четыре, объединив в единую категорию.

В качестве примера можно взять категорию предложений, продолжение которых призвано понять отношение респондента к своим собственным способностям. Допустим, подросток ответил так: «Когда обстоятельства против меня, я начинаю трудиться, не покладая рук.

Я считаю себя способным на всё, если мне того захочется. Моя самая большая слабость – бесконечная тяга к новым знаниям. Когда мне не везёт, я упорно добиваюсь желаемого, несмотря ни на что». Такие ответы считаются хорошими.

Стоит привести и пример отрицательной интерпретации. Можно обратиться к группе предложений о целях. Допустим, подросток дал им такое продолжение: «Мне всегда хотелось кого-нибудь убить. Я бы обрёл счастье, став абсолютно одиноким.

Моя мечта – уехать на необитаемый остров. Больше всего от жизни я хочу, чтобы меня никто не трогал». И в данном случае даже метод незаконченных предложений не нужен, чтобы понять враждебную и пессимистичную сущность респондента.

Методика «Незаконченные предложения» для подростков и людей других возрастов является способом проявить свою сущность. Главное, чтобы респондент изначально был на это настроен, поскольку доверие и расположенность к тесту – это важно.

По итогам интерпретации результатов удаётся выяснить сферы, в которых преобладают отрицательные, нейтральные и положительные установки.

Также в практике были известны случаи, когда тест помогал выявить наличие у респондента психического заболевания. Это ситуации специфического характера, так как в них подключаются психиатры. В первую очередь выявляются основные области расстройства и конфликта.

Предлагаем ознакомиться:  Как полюбить мир и находить в нем хорошее

Затем определяются взаимосвязи между личностными установками человека. И после этого определяется так называемая структура личности. Выясняется, какова его степень реагирования, эмоциональная адаптация, зрелость, уровень реальности, конфликтность.

Всё перечисленное действительно помогает выяснить тест. Почему? Потому что в нём нет заготовленных вариантов и верных или неправильных ответов. Человек отвечает как на духу. Не задумывается и не анализирует, как бы ему ответить, чтобы скрыть какой-то аспект своей личности.

Он становится открытым, и это позволяет психологу понять его сущность. Именно поэтому тест «Незаконченные предложения» для подростков стоит проводить регулярно. Ведь в школе, в столь сложном возрасте, крайне важно следить за внутренним развитием детей.

Инструкция

В содержании теста Вы видите 60 незаконченных предложений, их необходимо дописать исходя из своих индивидуальных ощущений одним или несколькими словами.

Содержание теста

1 Думаю, что мой отец редко
2 Если все против меня, то
3 Я всегда хотел
4 Если бы я занимал руководящий пост
5 Будущее кажется мне
6 Мое начальство
7 Знаю, что глупо, но боюсь
8 Думаю, что настоящий друг
9 Когда я был ребенком
10 Идеалом женщины (мужчины) для меня является
11 Когда вижу женщину вместе с мужчиной
12 По сравнению с большинством других семей моя семья
13 Лучше всего мне работается с
14 Моя мать и я
15 Сделал бы все, чтобы забыть
16 Если бы мой отец только захотел
17 Думаю, что я достаточно способен, чтобы
18 Я мог бы быть очень счастливым, если бы
19 Если кто-нибудь работает под моим руководством
20 Надеюсь на
21 В школе мои учителя
22 Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь
23 Не люблю людей, которые
24 До войны я
25 Считаю, что большинство юношей и девушек
26 Супружеская жизнь кажется мне
27 Моя семья обращается со мной как с
28 Люди, с которыми я работаю
29 Моя мать
30 Моей самой большой ошибкой было
31 Я хотел бы, чтобы мой отец
32 Моя наибольшая слабость заключается в том
33 Моим скрытным желанием в жизни
34 Мои подчиненные
35 Наступит тот день, когда
36 Когда ко мне приближается мой начальник
37 Хотелось бы мне перестать бояться
38 Больше всего люблю тех людей, которые
39 Если бы я снова стал молодым
40 Считаю, что большинство женщин (мужчин)
41 Если бы у меня была нормальная половая жизнь
42 Большинство известных мне семей
43 Люблю работать с людьми, которые
44 Считаю, что большинство матерей
45 Когда я был молодым, то чувствовал себя виновным, если
46 Думаю, что мой отец
47 Когда мне начинает не везти, я
48 Больше всего я хотел бы в жизни
49 Когда я даю другим поручение
50 Когда буду старым
51 Люди, превосходство которых над собой я признаю
52 Мои опасения не раз заставляли меня
53 Когда меня нет, мои друзья
54 Моим самым живым воспоминанием детства является
55 Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)
56 Моя половая жизнь
57 Когда я был ребенком, моя семья
58 Люди, которые работают со мной
59 Я люблю свою мать, но
60 Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Для каждой группы предложений методики «Незаконченные предложения» выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой смотрите ниже в табличных данных.

Большинство известных мне семей
Несчастливы, недружные, распались -2
Нервные, не очень дружные -1
Все одинаковы  0
Предлагаем ознакомиться:  Как вернуть девушку если она не хочет тебя видеть
Будущее кажется мне
Мрачным, плохим, странным -2
Туманным, неприглядным -1
Неясным, неизвестным  0

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоний системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Ключи к тесту

Группы предложений Задание
1 Отношение к отцу 1, 16, 31, 46
2 Отношение к себе 2, 17, 32, 47
3 Нереализованные возможности 3, 18, 33, 48
4 Отношение к подчиненным 4, 19, 34, 49
5 Отношение к будущему 5, 20, 35, 50
6 Отношение к вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51
7 Страхи и опасения 7, 22, 37, 52
8 Отношение к друзьям 8, 23, 38, 53
9 Отношение к своему прошлому 9, 24, 39, 54
10 Отношение к лицам противоположного пола 10, 25, 40, 55
11 Сексуальные отношения 11, 26, 41, 56
12 Отношение к семье 12, 27, 42, 57
13 Отношение к сотрудникам 13, 28, 43, 58
14 Отношение к матери 14, 29, 44, 59
15 Чувство вины 15, 30, 45, 60

Анализ теста и интерпретация результатов

Прежде, чем проводить исследование с применением методики «Незаконченные предложения», необходимо установить качественный контакт с обследуемым. Благодаря этому дальнейшее получение ответов будет гораздо более простым, а сами ответы, в свою очередь, будут естественными и искренними.

Но даже если тестируемый рассматривает проведение исследования с применением методики «Незаконченные предложения» по отношению к нему как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог все равно сможет извлечь массу информации, отражающую систему личностных отношений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector