Функции и значение общения в психологии

Психодинамический подход

Психодинамический
подход берёт начало из работ Зигмунда
Фрейда. Этот вид психологии акцентирует
роль бессознательного мышления, опыта
раннего детства и межличностных
отношений, чтобы объяснить мотивы
поведения и помочь людям, страдающим
психическими заболеваниями.

Основоположником
психодинамической теории личности,
также известной под названием «классический
психоанализ», является австрийский
ученый 3. Фрейд.
По мнению Фрейда,
главным источником развития личности
являются врожденные биологические
факторы (инстинкты), а точнее, общая
биологическая энергия — либидо (от
лат.

libido —
влечение, желание). Эта энергия направлена,
во-первых, на продолжение рода (сексуальное
влечение) и,            
во-вторых, на разрушение (агрессивное
влечение) (Фрейд 3., 1989). Личность формируется
в течение первых шести лет жизни.

Доминирует в структуре личности
бессознательное. Сексуальные и агрессивные
влечения, составляющие основную часть
либидо, человеком не осознаются.
Фрейд
утверждал, что личность не обладает
никакой свободой воли.

Поведение человека
полностью детерминировано его сексуальными
и агрессивными мотивами, которые он
называл ид (оно). Что касается внутреннего
мира личности, то в рамках данного
подхода он полностью субъективен.

Человек находится в плену собственного
внутреннего мира, истинное содержание
мотива скрыто за «фасадом» поведения.
И только описки, обмолвки, сновидения,
а также специальные методы могут дать
более или менее точную информацию о
личности человека.

Основные
психологические свойства отдельных
«элементов» личности часто называют
чертами характера (Фрейд 3., 1989). Эти
свойства формируются у человека в раннем
детстве.
На первой, так называемой
«оральной» фазе развития (от рождения
до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери
кормить ребенка грудью формирует у
ребенка такие психологические свойства,
как недоверие, сверхнезависимость и
сверхактивность, и наоборот, длительное
кормление (более 1,5 лет) может привести
к формированию доверчивой, пассивной
и зависимой личности.

На второй (от 1,5
до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание
ребенка в процессе обучения туалетным
навыкам порождает «анальные» свойства
характера — жадность, чистоплотность,
пунктуальность. Попустительское
отношение родителей к обучению ребенка
туалетным навыкам может привести к
формированию непунктуальной, щедрой и
даже творческой личности.

На третьем,
«фаллическом», самом важном этапе
развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит
формирование «комплекса Эдипа» у
мальчиков и «комплекса Электры» у
девочек. Комплекс Эдипа выражается в
том, что мальчик ненавидит своего отца
за то, что тот прерывает его первые
эротические влечения к противоположному
полу (к матери).

Отсюда — агрессивный
характер, незаконопослушное поведение,
связанное с неприятием семейных и
социальных нормативов, которые
символизирует отец. Комплекс Электры
(тяга к отцу и неприятие матери) формирует
у девочек отчуждение в отношениях между
дочерью и матерью.

Предлагаем ознакомиться:  Прощают ли мужчины измену Психология и статистика исследований

Фрейд выделяет три
основных концептуальных блока, или
инстанции личности:
1) ид («оно»)
— главная структура личности, состоящая
из совокупности бессознательных
(сексуальных и агрессивных) побуждений;

ид функционирует в соответствии с
принципом удовольствия;
2) эго («я»)
— совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики,
представляющих, в широком смысле, все
наши знания о реальном мире;

эго — это
структура, которая призвана обслуживать
ид, функционирует в соответствии с
принципом реальности и регулирует
процесс взаимодействия между ид и
суперэго и выступает ареной непрекращающейся
борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я»)
— структура, содержащая социальные
нормы, установки, моральные ценности
того общества, в котором живет человек.
Ид,
эго и суперэго находятся в постоянной
борьбе за психическую энергию из-за
ограниченного объема либидо.

Сильные
конфликты могут привести человека к
психологическим проблемам, заболеваниям.
Для снятия напряжённости этих конфликтов
личность вырабатывает специальные
«защитные механизмы», которые функционируют
бессознательно и скрывают истинное
содержание мотивов поведения.

Защитные
механизмы являются целостными свойствами
личности. Вот некоторые из них: вытеснение
(перевод в подсознание мыслей и чувств,
причиняющих страдания); проекция
(процесс, посредством которого личность
приписывает собственные неприемлемые
мысли и чувства другим людям, возлагая
таким образом на них вину за свои
недостатки или промахи);

замещение
(переадресовка агрессии от более
угрожающего объекта к менее угрожающему);
реактивное образование (подавление
неприемлемых побуждений и замена их в
поведении на противоположные побуждения);

сублимация (замена неприемлемых
сексуальных или агрессивных побуждений
на социально приемлемые формы поведения
в целях адаптации). У каждого человека
есть свой набор защитных механизмов,
сформированных в детстве.

Таким
образом, в рамках психодинамической
теории личность есть система сексуальных
и агрессивных мотивов, с одной стороны,
и защитных механизмов — с другой, а
структура личности представляет собой
индивидуально различное соотношение
отдельных свойств, отдельных блоков
(инстанций) и защитных механизмов.

На
поставленный контрольный вопрос «Почему
одни люди более агрессивны, чем другие?»
в рамках теории классического психоанализа
можно ответить следующим образом: потому
что в самой природе человека содержатся
агрессивные влечения, а структуры эго
и суперэго развиты недостаточно, чтобы
им противостоять.

  • Либидо
    – общая биологическая энергия.

Ид
– совокупность бессознательных
побуждений.Эго
– совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики.Суперэго
– психическая структура, содержащая
социальные нормы, установки, моральные
ценности общества.

Функции общения

  • Прагматическая функция общения (или коммуникативная) заключается во взаимодействии людей на уровне межличностной или внутригрупповой коммуникации. Общение является важной потребностью для человека.
  • Функция формирования и развития заключается в том, что общение оказывает определенное воздействие на участников коммуникации, способствует их развитию и совершенствованию во всех отношениях. Благодаря общению с другими людьми человек усваивает социальные нормы, ценности, которые сложились в обществе, получает знания и формируется как личность.
  • Функция подтверждения позволяет участникам коммуникации познать и подтвердить себя.
  • Функция объединения-разъединения людей. Общение, с одной стороны, способствует установлению контактов между участниками коммуникации, посредством чего происходит передача необходимых сведений. Кроме того, общение настраивает участников коммуникации на осуществление общих целей, задач и тем самым соединяет их в единое целое. С другой стороны, общение может способствовать изоляции личности, а также дифференциации в процессе коммуникации.
  • Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение способствует налаживанию и поддержанию контактов и взаимоотношений между участниками общения, способствуя их совместной деятельности.
  • Внутриличностная функция общения заключается в общении человека с самим собой. Это может происходить в форме внутренней или внешней речи, которая достраивается по типу диалога. Такое общение может быть расценено как универсальный способ мышления.
Предлагаем ознакомиться:  Сексизм - это... Что такое Сексизм?

В соответствии с выполняемыми функциями различают три стороны общения:

  • коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между участниками коммуникации;
  • интерактивная сторона общения заключается во взаимодействии людей в процессе коммуникации;
  • перцептивная сторона общения, которая заключается в том, что в процессе общения люди воспринимают друг друга определенным образом.

Бихевиоризм

Бихевиоризм
– это подход, фокусирующийся на изученных
формах поведения. Бихевиоризм отличается
от многих других подходов тем, что,
вместо акцентировки на внутренних
состояниях, он обращается исключительно
к внешним проявлениям поведения.

Эта
школа доминировала в психологии в начале
двадцатого века, а уже в 50-х годах она
утратила своё преимущество. Принципы
бихевиоризма часто применяются для
регулирования психического здоровья:
врачи используют эти техники в выявлении
диагноза и лечении множества заболеваний.

Стили общения

В психологии общения выделяют несколько стилей:

  • Ритуальное общение — общение, при котором главной задачей является поддержание отношений с окружающими людьми. В реальном общении существует множество так называемых «ритуалов» — ситуаций, когда человек ведет себя строго определенным образом. От него требуется лишь знание о том, как вести себя в каждом конкретном случае. Например, приветствие знакомых или незнакомых людей, разговоры о погоде и о бытовых проблемах — все это элементы ритуального общения.
  • Манипулятивное общение — это общение, которое сводится к тому, что один из участников коммуникации манипулирует другим, т. е. Один из участников является средством достижения определенной цели. Но не стоит полагать, что такое общение носит лишь негативный характер. Профессиональное общение, общение с целью обучения носит манипулятивный характер. Для того, чтобы успешно справиться с такого рода коммуникацией, необходимо знать цели собеседника, а также законы и технику манипулятивного общения.
  • Гуманистическое общение — это скорее личное общение, которое предполагает понимание и сочувствие. Невозможно определить какую-то единственную цель гуманистическиго общения. Примером такого общения может служить разговор врача и пациента, педагогическое общение и другое.
  • Авторитарное общение — подразумевает властное общение одного из участников коммуникации. Им не поощряется инициатива собеседников, свою точку зрения он считает единственно правильной.
  • Демократическое общение — для этого стиля характерно поощрение инициативы участников беседы, обращение внимания на интересы и цели всех участников коммуникации.
  • Либеральное общение. Люди, которые придерживаются этого стиля в общении довольно безынициативны, «плывут по течению», идут на уступки другим участникам коммуникации.
Предлагаем ознакомиться:  Похудение для ленивых в домашних

Функции и значение общения в психологии

Особенно тщательно подбирать стиль общения нужно, работая над психологией общения с клиентом.

Когнитивный подход

В
течение 60-х начинает набирать силу
когнитивный подход. Эта сфера психологии
сосредотачивает внимание на таких
психических процессах, как память,
мышление, решение задач, речь и принятие
решений.

Когнитивисты
часто используют модель обработки
информации, сравнивая человеческий
разум с компьютером для того, чтобы
понять, как информация приобретается,
обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование
физиологии сыграло главную роль в
развитии психологии как отдельной
науки. Сегодня подход известен как
биологическая психология. Иногда
называемая биопсихологией или
физиологической психологией, школа
подчёркивает физические и биологические
мотивы поведения.

Исследователи,
которые выбирают биологический подход,
рассматривают то, как генетика влияет
на различные поведения, или как повреждение
определённой области мозга формирует
поступки и характер личности.

Этот
подход значительно продвинулся за
последнее время благодаря прогрессу в
изучении и понимании человеческого
мозга и нервной системы. Такой
инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования,
позволяет исследователям наблюдать
мозг человека в разнообразных условиях.

Эволюционный подход

Эволюционная
психология сосредоточена на изучении
того, как эволюция объясняет психологические
процессы. Исследователи берут за основу
базовые принципы эволюции, в том числе
естественный отбор, и применяют их к
психологическим явлениям.

Гуманистический
подход

В
течение 1950-х формируется гуманистическая
психология. Взращённый работами Карла
Роджерса и Абрахама Маслоу, подход
подчёркивает значение мотивации для
мыслей и поведения человека. Основой
психологии является концепция
самоактуализации.

Те, кто избрал такой
подход, изучают способы, позволяющие
человеку вырасти, измениться и развить
личный потенциал. Между прочим,
позитивистская психология, недавно
возникшая отрасль психологии, уходит
корнями именно в гуманистический подход.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector