Интеллект в психологии определение структура теории

Психодинамический подход

Психодинамический
подход берёт начало из работ Зигмунда
Фрейда. Этот вид психологии акцентирует
роль бессознательного мышления, опыта
раннего детства и межличностных
отношений, чтобы объяснить мотивы
поведения и помочь людям, страдающим
психическими заболеваниями.

Основоположником
психодинамической теории личности,
также известной под названием «классический
психоанализ», является австрийский
ученый 3. Фрейд.
По мнению Фрейда,
главным источником развития личности
являются врожденные биологические
факторы (инстинкты), а точнее, общая
биологическая энергия — либидо (от
лат.

libido —
влечение, желание). Эта энергия направлена,
во-первых, на продолжение рода (сексуальное
влечение) и,            
во-вторых, на разрушение (агрессивное
влечение) (Фрейд 3., 1989). Личность формируется
в течение первых шести лет жизни.
Доминирует в структуре личности
бессознательное.

Сексуальные и агрессивные
влечения, составляющие основную часть
либидо, человеком не осознаются.
Фрейд
утверждал, что личность не обладает
никакой свободой воли. Поведение человека
полностью детерминировано его сексуальными
и агрессивными мотивами, которые он
называл ид (оно). Что касается внутреннего
мира личности, то в рамках данного
подхода он полностью субъективен.

Основные
психологические свойства отдельных
«элементов» личности часто называют
чертами характера (Фрейд 3., 1989). Эти
свойства формируются у человека в раннем
детстве.
На первой, так называемой
«оральной» фазе развития (от рождения
до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери
кормить ребенка грудью формирует у
ребенка такие психологические свойства,
как недоверие, сверхнезависимость и
сверхактивность, и наоборот, длительное
кормление (более 1,5 лет) может привести
к формированию доверчивой, пассивной
и зависимой личности.

На второй (от 1,5
до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание
ребенка в процессе обучения туалетным
навыкам порождает «анальные» свойства
характера — жадность, чистоплотность,
пунктуальность. Попустительское
отношение родителей к обучению ребенка
туалетным навыкам может привести к
формированию непунктуальной, щедрой и
даже творческой личности.

На третьем,
«фаллическом», самом важном этапе
развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит
формирование «комплекса Эдипа» у
мальчиков и «комплекса Электры» у
девочек. Комплекс Эдипа выражается в
том, что мальчик ненавидит своего отца
за то, что тот прерывает его первые
эротические влечения к противоположному
полу (к матери).

Отсюда — агрессивный
характер, незаконопослушное поведение,
связанное с неприятием семейных и
социальных нормативов, которые
символизирует отец. Комплекс Электры
(тяга к отцу и неприятие матери) формирует
у девочек отчуждение в отношениях между
дочерью и матерью.
Фрейд выделяет три
основных концептуальных блока, или
инстанции личности:
1) ид («оно»)
— главная структура личности, состоящая
из совокупности бессознательных
(сексуальных и агрессивных) побуждений;

Предлагаем ознакомиться:  Маски для лица зимой лучшие зимние маски

ид функционирует в соответствии с
принципом удовольствия;
2) эго («я»)
— совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики,
представляющих, в широком смысле, все
наши знания о реальном мире; эго — это
структура, которая призвана обслуживать
ид, функционирует в соответствии с
принципом реальности и регулирует
процесс взаимодействия между ид и
суперэго и выступает ареной непрекращающейся
борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я»)
— структура, содержащая социальные
нормы, установки, моральные ценности
того общества, в котором живет человек.
Ид,
эго и суперэго находятся в постоянной
борьбе за психическую энергию из-за
ограниченного объема либидо. Сильные
конфликты могут привести человека к
психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряжённости этих конфликтов
личность вырабатывает специальные
«защитные механизмы», которые функционируют
бессознательно и скрывают истинное
содержание мотивов поведения. Защитные
механизмы являются целостными свойствами
личности. Вот некоторые из них: вытеснение
(перевод в подсознание мыслей и чувств,
причиняющих страдания);

проекция
(процесс, посредством которого личность
приписывает собственные неприемлемые
мысли и чувства другим людям, возлагая
таким образом на них вину за свои
недостатки или промахи); замещение
(переадресовка агрессии от более
угрожающего объекта к менее угрожающему);
реактивное образование (подавление
неприемлемых побуждений и замена их в
поведении на противоположные побуждения);

сублимация (замена неприемлемых
сексуальных или агрессивных побуждений
на социально приемлемые формы поведения
в целях адаптации). У каждого человека
есть свой набор защитных механизмов,
сформированных в детстве.
Таким
образом, в рамках психодинамической
теории личность есть система сексуальных
и агрессивных мотивов, с одной стороны,
и защитных механизмов — с другой, а
структура личности представляет собой
индивидуально различное соотношение
отдельных свойств, отдельных блоков
(инстанций) и защитных механизмов.

На
поставленный контрольный вопрос «Почему
одни люди более агрессивны, чем другие?»
в рамках теории классического психоанализа
можно ответить следующим образом: потому
что в самой природе человека содержатся
агрессивные влечения, а структуры эго
и суперэго развиты недостаточно, чтобы
им противостоять.

  • Либидо
    – общая биологическая энергия.

Ид
– совокупность бессознательных
побуждений.Эго
– совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики.Суперэго
– психическая структура, содержащая
социальные нормы, установки, моральные
ценности общества.

1)биологически-ориентированный
подход.. основоположник – Дарвин.
Существует внутривидовая А., выживает
сильнейший. Лоренц-
изучал агрессивные формы поведения у
животных. Все живые сущ-ва наделены,
кроме врожденного инстинкта борьбы,
способностью подавлять свои А-ые
стремления. При этом данная спос-ть
пропорц-на возможности наносить серьезные
повреждения своим жертвам. Подавлять
А чел. от природы не может. Но с появлением
оружия, появ-сь возможность убивать
себе подобных.

Анри:
склонность к А. у чел-а кенетически
запрогромированна, соц-но усилена и
неискоренима.

2)социально-ориентированный
подход.

  • Источником А
    явл-ся фрустрация

  • Бихевиористы:
    А-ым формам поведения мы научаемся.

Предлагаем ознакомиться:  Сексизм - это... Что такое Сексизм?

Фрустрационная
теория:.
У индивида, пережившего фрустрацию,
возникает побуждение к А. Виды
фрустрации:
1)э-ая
фрустрация – Ур-нь притязаний один, а
возможности достижения другие. Дифференц-я
м/у богатыми и бедными; 2)секс-ая
фрустрация; 3)полит-ая.

Теория
научения Агрессивным
формам поведения чел научается: в
процессе социализации, в семье, в учебных
заведениях, ч/з кино , лит-ру и СМИ.

1)непосредственная
реализация агрес-ти. (с раннего детства,
агрес-ое поведение приобретает
самодавлящее, мотивирующее значение,
вне завис-ти от внешних стимулов).

2)
под влиянием алког-го опьянения.

3)
под влиянием групп-х воздействий.

1.наличие
сочувствия, стремления понять и разделить
проблемы индуктора (лидера). Сохр-ся
критичность, однако идеи лидера не
вызывают негативного отн-ия.

2.перестройка
всех сфер психики. Сочувствие сменяется
глубоким сопереживанием.

3.тотальное
, бессознательное отождествление себя
с индуктором во всех сферах психической
д-ти

4.А.,
как рез-т неверной оценки ситуации.
алкогольная интоксикация.

5.инструментальная
А. низкий Ур-нь исходной Антипатии и
наличие разл-х личностных структур,
кот-ые тормозят развитие А (наемные
уб-ва. Исполнители – психически здоровые
люди.

Бихевиоризм


Бихевиоризм
– это подход, фокусирующийся на изученных
формах поведения. Бихевиоризм отличается
от многих других подходов тем, что,
вместо акцентировки на внутренних
состояниях, он обращается исключительно
к внешним проявлениям поведения.

Эта
школа доминировала в психологии в начале
двадцатого века, а уже в 50-х годах она
утратила своё преимущество. Принципы
бихевиоризма часто применяются для
регулирования психического здоровья:
врачи используют эти техники в выявлении
диагноза и лечении множества заболеваний.

45. Психология преступной группы.

Совместное
преступное действие нескольких лиц
носит название соучастия, которое
подразделяется на:

  1. простое
    соучастие

    — совместное участие нескольких лиц
    в совершении преступления, т.е.
    соисполнителество, без распределения
    ролей;

  2. сложное
    соучастие
    ,
    при котором каждый из соучастников
    выполняет строго определенную для него
    в преступлении роль (исполнитель,
    пособник, подстрекатель, руководитель);

  3. соучастие
    в стабильно созданной и действующей
    преступной группе
    ,
    которая является наиболее опасной для
    общества, т.к. такое соучастие
    характеризуется, стабильностью,
    устойчивостью криминальных связей и
    т.п.

В преступных
группах личность полностью принимает
преступную направленность группы,
разделяет её преступные мотивы и цели
достижения задуманного. Поэтому личность
старается оправдать ожидание её членов
и лидера такой преступной группы. Следует
заметить, что именно в преступной группе
у её членов:

  • понижается чувство
    ответственности;

  • доминирует
    вседозволенность, безнаказанность и
    групповая защищенность;

  • у некоторых членов
    такой группы появляется повышенное
    рвение к отстаиванию своего достоинства
    и достоинства её членов, в такой группе
    у колеблющихся также вырабатывается
    чувство превосходства по отношению к
    окружающим людям.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если твой парень бабник. Психология и признаки бабника

Когнитивный подход

В
течение 60-х начинает набирать силу
когнитивный подход. Эта сфера психологии
сосредотачивает внимание на таких
психических процессах, как память,
мышление, решение задач, речь и принятие
решений. Под влиянием психологов Жана
Пиаже и Альберта Бандуры подход
чрезвычайно развился в последние
десятилетия.

Когнитивисты
часто используют модель обработки
информации, сравнивая человеческий
разум с компьютером для того, чтобы
понять, как информация приобретается,
обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование
физиологии сыграло главную роль в
развитии психологии как отдельной
науки. Сегодня подход известен как
биологическая психология. Иногда
называемая биопсихологией или
физиологической психологией, школа
подчёркивает физические и биологические
мотивы поведения.

Исследователи,
которые выбирают биологический подход,
рассматривают то, как генетика влияет
на различные поведения, или как повреждение
определённой области мозга формирует
поступки и характер личности. Таким
образом, генетика, мозг, нервная,
эндокринная и иммунная системы – те
объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот
подход значительно продвинулся за
последнее время благодаря прогрессу в
изучении и понимании человеческого
мозга и нервной системы. Такой
инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования,
позволяет исследователям наблюдать
мозг человека в разнообразных условиях.
Учёные теперь могут увидеть последствия
повреждения мозга, наркотиков и болезней
методами, что были недоступны ранее.

Эволюционный подход

Эволюционная
психология сосредоточена на изучении
того, как эволюция объясняет психологические
процессы. Исследователи берут за основу
базовые принципы эволюции, в том числе
естественный отбор, и применяют их к
психологическим явлениям. Этот подход
предлагает следующую теорию: психические
процессы возникли потому, что они
помогают в выживании и размножении.

Гуманистический
подход

В
течение 1950-х формируется гуманистическая
психология. Взращённый работами Карла
Роджерса и Абрахама Маслоу, подход
подчёркивает значение мотивации для
мыслей и поведения человека. Основой
психологии является концепция
самоактуализации. Те, кто избрал такой
подход, изучают способы, позволяющие
человеку вырасти, измениться и развить
личный потенциал. Между прочим,
позитивистская психология, недавно
возникшая отрасль психологии, уходит
корнями именно в гуманистический подход.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector