Как избавиться от страсти к мужчине

1. Святоотеческое понимание  блудной страсти^

Говоря о блудной страсти и ее психологических аспектах, мы не можем не коснуться христианского понимания смысла  отношений мужчины и женщины – той самой важной задачи, которая поставлена перед нами Богом.

Отцы Церкви рассматривают возникновение страстей, как искажение человеческого естества после совершенного человеком акта грехопадения.Согласно их учению, существует один главный источник греха – наше себялюбие, то есть неправильная любовь человека к себе.

В этом и есть причина и начало всех страстей. Блудная страсть не является исключением.Слова блуд, заблудиться, блуждать – все одного корня. Таким  образом, впадая в блуд, человек начинает блуждать вдали от Истины.

Подчинение блудной страсти неизбежно приводит  его к духовному блуду, к отчуждению от Бога.Господь в Своих притчах открывает нам сокровенные тайны духовной жизни и Царствия Небесного. Все мы помним притчу о блудном сыне.

Как избавиться от страсти к мужчине

Эта притча о блуде телесном, о блуде духовном и о покаянии. В прямом и переносном смысле она раскрывает нам суть блуда (блуждание вдали от самого себя, от Бога, от истинной любви).Человек создан Богом наделенным многими дарами.

У него есть слово, у него есть разум, есть высокие чувства. Он имеет колоссальные возможности и могущество. Но вопрос в том, на что все это он тратит, на что расходует? Согласно святоотеческой антропологии  у нас есть два пути.

Один путь – путь усыновления Богу. Другой – потакание себе, своим страстям, прихотям. И это путь к смерти. В этой хорошо известной притче рассказывается о младшем сыне, который ушел от Бога. Сказано, что он ушел на страну далече и потратил свое имение, живя блудно.

Первая заповедь, данная нам Богом – возлюби Бога твоего – нарушилась. На ее месте развилась страсть. Любовь к Богу подменилась влечением к плотскому удовольствию. Этот выбор не прошел для нас бесследно.

Потеряно очень многое.  Для нас закрывается возможность видеть духовный мир. Так человек, удаляясь от Бога, перестает быть «зрячим». Мы становимся глухими к голосу своей совести, к голосу Бога, плохо различаем добро и зло.

Ищите в нем недостатки

Любовная магия способна затмить разумные доводы. Тем не менее, сделайте над собой усилие и посмотрите на объект своей страсти внимательно. Возможно, совсем рядом вы сходите с ума, но на расстоянии вы сможете трезво мыслить.

Как избавиться от страсти к мужчине

Рассмотрите его внешность, обратите внимание на то, как он общается с женщинами. Наверное, он со всеми так мил, как и с вами. Если ему уже далеко за тридцать, а он до сих пор не женат, значит, это прожженный ловелас, привыкший к повышенному вниманию прекрасного пола. Вы оказались слишком легкой добычей.

Обновите отношения с любимым человеком

Говоря о блудной страсти, можно сказать, что она как бы паразитирует на естественном влечении мужчины и женщины. Эта страсть связана с такой важнейшей сферой нашей жизни, как сексуальность.Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю вернуться к истокам.

Какими же и для чего сотворил нас Господь? Мужчину и женщину.Читаем мы во 2-й главе Бытия (стихи 18-24): «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника». Как это понимать, в каком смысле?

Какую реальную помощь Ева может оказать ему – ведь она уступает ему в силе? Западные богословы единственное объяснение слову помощникнаходили в функции деторождения. А для чего же еще, как не для рождения детей создана Ева?

Жена создана не иначе, как чтобы муж господствовал над ней, а она имела к нему служебное отношение. Примерно так рассуждали и Августин, и Фома Аквинский.Вероятно, для того времени, которое не знало еще женщин в политике, бизнесе, образовании, науке, медицине такой подход был вполне правомерен.

Традиционно христианская культура и цивилизация во многом основывались именно на  роли женщины как служении мужчине.[6]К вопросу служения и слова помощник вернемся чуть позже. А вот взгляд современного мужчины на женщину.

Мужчина, в данном случае им является социолог и философ Кон И.С., в своем взгляде на женщину подменяет ее социальное стремление к эмансипации якобы тягой к равенству полов в постели. Он почему-то полагает что «сексуальная революция» второй половины 20 века – была, прежде всего, женской революцией.

Вероятно, тут действует пресловутая «мужская логика», берущая свое начало еще от Адама. Ветхий Адам не умер. Все, что не поддается контролю и пониманию со стороны мужчины – причина этому Ева.В данном случае  забывается, что «основоположником» сексуальной революции был мужчина – создатель психоаналитического направления в психотерапии  Зигмунд Фрейд.

Мы можем предположить, что его взгляд на глубинную проблему человека был ограничен его нехристианским мировоззрением. Но о психоанализе следует вести отдельный серьезный разговор, поскольку он, несомненно, этого заслуживает.

Как избавиться от страсти к мужчине

Видимо нам тут следует учиться отделять «зерна от плевел». Много полезного, используемого  в практике психоаналитической работы, мы можем применять, консультируя наших клиентов. Вопрос состоит в том, как следует интерпретировать те или иные феномены бессознательного проявления человеческой психики.

Но суть его заключается даже не в том, как интерпретировать, а с каких позиций, исходя из какого мировоззрения.В этой статье не ставится задача подробно разрабатывать эту тему. Психоаналитическое учение претерпело много изменений, и продолжает развиваться.

В этом контексте лишь хочется упомянуть имя психоаналитика-женщины Карен Хорни. Она начинала свою деятельность как ученица Фрейда. Потом отошла от совместной деятельности с ним, поскольку во многих вопросах была не согласна со своим учителем.

Вернемся к вопросу назначения мужчины и женщины. Вот что пишет Л.Ф. Шеховцова в статье «Сексуальная революция женскими глазами». [8]«Не будем забывать, что и культура, и цивилизация – в основном продукт мужской деятельности.

Вклад женщины в историю человечества – это традиционно семья, домашний очаг».Далее она пишет: «И.С. Кон очень точно выразил мужскую ментальность сексуального поведения: овладеть женщиной, как предметом, утвердиться через ее обладание, завоевание вне связи с эмоциональной близостью.

Женщина для мужчины –  объект, который не имеет своих переживаний, мыслей, внутреннего мира, т.е.  в «субъектности» женщине, как правило, отказано. Мужчина не принимает во внимание чувства женщины, они для него как бы вынесены за скобку, как нечто несущественное, совсем необязательное.

Для женщины же, наоборот, именно чувства являются самым важным в отношениях с мужчиной и в сексуальном контакте». (Понятно, что тут речь не о тех женщинах, которые сделали своей профессией зарабатывание на удовлетворении мужской похоти).

Далее Шеховцова сравнивает отношения культуры и цивилизации, как отношения женщины  и мужчины. «Культура – это сфера человеческого духа, человеческих отношений, где выражены ценности взаимопонимания и уважения.

Это сфера познания и понимания науки и искусства. Цивилизация – это техническая сфера обеспечивания взаимодействия человека с миром, сфера технических устройств, облегчающих человеку жизнь, но и требующая за это дорогую плату (ухудшение экологии, стресс, и так далее) Культура – это сфера субъектов, цивилизация – объектная сфера.

Как избавиться от страсти к мужчине

Теперь предлагаю вернуться к тому вопросу, который мы  обозначили: кем же все-таки является Ева Адаму?

Чтобы разобраться, о чем действительно идет речь, обратимся к тексту Библии. Еврейский оригинал книги Бытия повествует далеко не о помощнике. Употребленное здесь слово «эцер» куда глубже по содержанию, чем это видится на первый взгляд.

Так православный богослов и историк профессор Сергей Троицкий (1878-1972) предлагает переводить семитское ЭЦЕР, как «ВОСПОЛНЯЮЩЕЕ БЫТИЕ». «Ева выступает не просто помощницей, а той, которая будет стоять лицом к лицу с ним, с Адамом». [6]

Такой перевод наполняет значение союза мужчины и женщины совсем иным смыслом. Муж и жена могут стоять лицом к лицу, как бы созерцая друг друга, проникая в глубины один другого, наполняясь новым содержанием.

Я тебя люблю – то же что сказать ему: «Ты будешь жить вечно, ты никогда не умрешь». Это же выражение мы встречаем и у Антония Сурожского.Иначе говоря, речь идет не столько о помощи в труде, в функции рождения детей, а о восполнении самого бытия.

И тогда получается, что содействие в труде, рождение и воспитание потомства мыслится, скорее,  как последствие этого восполнения.Выше мы рассматривали метафорическое назначение женщины и мужчины как  социальное назначение культуры и цивилизации.

Муж обладает тем, чего не достает жене. А жена имеет то, чего не хватает природе мужчины. Она та, через которую он может стать чем-то большим. Он тот, посредством кого она вырастет в  свою полную меру.

Это различие  – не взаимоотталкивающее, а взаимодополняющее и взаимообогощающее. Они вместе только потому, что различны. Итак, согласно Библии, в совместной жизни Адама и Евы происходит полное изменение жизни человека, расширение его личности, Бог таким образом приводит человека к полноте бытия.

Так было задумано. Но грехопадение все изменило. Изменились отношения между полами. В современном обществе между культурой и цивилизацией нет диалога и сотрудничества.

Если вас вдруг потянуло на сторону, значит, в ваших отношениях не все так безоблачно, как казалось раньше. Вам может не хватать романтики мужского внимания, восхищения вами. Неважно, насколько это серьезно, главное, что червячок сомнений уже гложет вас, и вы готовы сделать опрометчивый шаг.

Верните благодарность за все в вашей жизни, за чудесного человека, который рядом с вами. Поделитесь с ним своими переживаниями. Конечно, про влечение рассказывать вовсе не нужно, просто поговорите о том, чего не хватает.

А если вы чувствуете сильное снижение остроты и новизны отношений, съездите с мужем в отпуск, только не с целью поваляться на пляже, а изучить какой-нибудь город или даже страну. В процессе вы будете активно общаться друг с другом, и опасные мысли о другом человеке пропадут.

3. Каковы источники возникновения и  развития блудной страсти?^

Именно святоотеческий подход может нам открыть всю полноту представления о происхождении и развитии наших страстей. И только он может подсказать выход из все более усложняющейся ситуации, в которую человечество себя поставило.

Светская психология и психотерапия оказываются здесь бессильными или почти бессильными. Нельзя решать проблему человека, не учитывая его духовной составляющей. Видимо именно поэтому она так и не может разрешиться, несмотря на то, что существует масса психологических теорий и направлений психотерапии.

Согласно святоотеческому взгляду на человеческую природу, причиной  отклонений от состояния целомудрия является не только наша греховность, но и демоны.Православная психология разделяет эту точку зрения.

Остановимся на этом подробнее.Демоны влияют на людей через прилоги (мысли, чувства, образы, воспоминания и так далее). За многие тысячелетия своей пагубной деятельности они усовершенствовались в «искусстве» соблазнять.

то, что для него вредно и губительно, он принимает за верх счастья, а то, что действительно может дать ему счастье, он воспринимает как скучное и ненужное. Именно из-за внушений «беса блуда», как отцы Церкви именуют нечистого духа, разжигающего в людях похоть, блудная страсть порой принимает чудовищные, самые отвратительные формы.

Святые отцы утверждают, что «бес блуда» – это один из сильнейших духов. Очевидно, что он паразитирует на энергии пола, которая лежит в основе нашего естества. Было предсказано святыми отцами, что одним из характерных признаков приближения конца мира будет повсеместное и ужасное засилье разврата, плотской распущенности и неукротимого сладострастия.

Ощущая, что приближается их конец, демоны всю свою энергию бросили на разжигание в людях похоти, потому что именно через эту страсть легче всего человека удалить от Бога, именно через плотские страсти человек больше всего утрачивает свой богоподобный образ.

Предлагаем ознакомиться:  Молодой начальник как себя вести

4. Как же развивается блудная страсть?^

Снова обратимся к опыту святых отцов. Нам необходимо учиться применять их опыт, учитывая особенности нашего времени и менталитет современного человека.  Для  развития блудной страсти нужен определенный образ.

И поэтому чаще всего она начинается с образа. Первый этап – когда нечистый образ появляется в уме человека, как в кино или на экране телевизора. Но это еще не грех. Это лишь повод ко греху,прилог, искушение, приманка диавола, которую он ставит перед нами.

Диавол предлагает нам приманку, обольстительный образ, внедряя его в наше сознание. Но мы можем внутренне отвергнуть этот образ, отключить от него свою волю. И тогда он останется внешним и чуждым для нас.

Он становится нашим только в том случае, когда мы начинаем испытывать симпатию к нему и желание задержать его в нашем сознании. Если человек отвергнет страстный помысл или образ в самом начале, то выйдет из этой духовной битвы победителем.

В дальнейшем в статье будет дан пример психологической работы с зависимостью от просмотра порносайтов на основе разработанного в православной аскетике учения по борьбе с помыслами.Для развития и укоренения этой страсти необходима вполне определенная «почва».

Почва, на которой паразитирует блудная страсть, ее источники возникновения и развития – это лень, объедание, злоупотребление алкоголем, праздность…. К сожалению, в наше время отношение к блудной страсти изменилось, как и отношение к другим страстям.

Страсти стали поощряться, культивироваться. Большинство современных людей пытаются всячески оправдать этот грех. Они воспринимают его как одну из моделей поведения современного человека. Современная обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. У современного человека нет понимания, что: «Храм Божий свят: а этот храм – вы». (1Кор. 3, 17)

5. Блуд как следствие гордости^

Уже говорилось о том, что возникновение страстей – это результат грехопадения. Иными словами, в момент, когда человек решает обойтись без Бога, ставит себя на Его место, переполненный гордостью, тщеславием и самообманом, искажается наша природа.

Таким образом, любая человеческая страсть является следствием гордости – высокомерным намерением человека устроиться в этой жизни самостоятельно, без Бога. Мы знаем также, что все страсти связаны между собой и влияют одна на другую.

Блуд тоже является следствием гордости. Каким же образом это связано? Святые отцы считают, что если бы Господь дал возможность диаволу полностью нами властвовать, то бесы разодрали бы нас на части. Но, по милости Божией, Господь попускает в нас действие дьявольской силы настолько, насколько мы можем выдержать, противостоя ей.

И когда человек пребывает в гордыне (а она ослепляет), не может видеть в себе гордости – тогда Господь, чтобы его смирить, попускает блудному бесу напасть на него. И, видя и терпя эту пагубную, всегда заметную для него и всегда мучающую его страсть, человек может определить, что он горд.

Святые отцы считают, что бесу блуда попущено в нас  действовать именно для того, чтобы смирить гордыню, потому что эта страсть настолько омерзительна, что каждый старается ее таить, скрыть, стыдится ее, не выпячивает.

Но и тут наше время отличается тем, что блудом в его самых различных проявлениях гордятся и превозносятся.Таким образом, мы видим, что бес блуда связан с бесом гордыни. Гордому промыслительно попускается особо сильная блудная брань, чтобы меньшим грехом излечить больший, слабейшей болезнью – сильнейшую.

Но если человек сам вовремя смирит себя, то ему не понадобится это жестокое врачевание.Господь же, иногда не спешит давать человеку освободиться от блудной страсти, чтобы не развилась гордость – самая опасная страсть.

Это нам  помогает понять, что появление блудной страсти часто оказывается результатом нашей гордости или осуждения другого человека.Хороший пример приводит Паисий Святогорец. Он рассказывает о том, что в какой-то момент на него напало сильное искушение блудной страсти.

Он решил во чтобы то ни стало справиться с этим искушением. Стал подниматься в гору, читая молитвы. Но брань не прекращалась, а только усиливалась. В какой-то момент он вдруг вспомнил, что недавно осудил женщину за блудную страсть.

И осудил сурово. В тот момент он не подозревал о возможной силе этой страсти, видимо, в глубине себя превознесся над ней. Как только он вспомнил этот эпизод, покаялся в своем осуждении,  страсть оставила его.

В том греховном состоянии, в каком мы существуем на земле, нам не познать Бога полностью. Он нам открывается только отчасти. Но мы можем двигаться в этом направлении, продолжать этот поиск на протяжении всей жизни.

В связи с этим  получается, что оставлять свою любовь, предавать ее, уходить в блуд – это оставлять Христа. Наверное, неслучайно, что именно христианство – это полное Откровение  Бога Троицы – принесло людям откровение о моногамном браке, в котором можно расти и развиваться духовно.

А супружеские венцы приравнялись к венцам мученичества, потому что сохранить любовь, пронести ее через жизнь – это подвиг духа.Человек именно через любовь может снова вернуться к своей нарушенной целостности, обрести полноту своего бытия в мире.

Это возможно через общение в любви с другими людьми, миром и Богом. В такой своей полноте Бог не открывался людям ни в какой другой религии. Именно в христианстве нам явилась великая тайна и откровение Бога Троицы – Бога Любви.

А где мы можем научиться любви, как не в своей семье, как не в христианском браке? Ведь не случайно для христианина семья – это малая Церковь.Именно любовь приближает нас к познанию Бога, обучает чему-то такому, что раньше нам было не доступно.

Хотя где-то в глубине души мы всегда знали, что это такое. Ведь каждая человеческая душа, по слову Тертуллиана (жившего на рубеже 2 и 3 веков) – христианка. Мы несем эту память, это знание Христа с рождения.

Вот только в своем интеллектуальном блуде теряем это знание.«В Новом Завете (грех любодеяния) получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним… Любодей казнится смертью душевной, [от него] отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех… залог неминуемой гибели… если этот грех не уврачуется благовременно покаянием».

17), – говорит Священное Писание… Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них».

Преподобный Ефрем Сирин. [2]В Библии о любви сказано много. Вот что мы встречаем о ней в посланиях апостола Павла: «Все у вас да будет с любовью» (1Кор. 16:14) «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;

19) А так пишет о любви Антоний Сурожский: «Любовь — удивительное чувство, но оно не только чувство, оно — состояние всего существа. Любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, когда вдруг вижу его сущность.

Конечно, когда я говорю «вижу», я не хочу сказать «постигаю умом» или «вижу глазами», но — «постигаю всем своим существом». Если можно дать сравнение, то так же я постигаю красоту, например, красоту музыки, красоту природы, красоту произведения искусства, когда стою перед ним в изумлении, в безмолвии, только воспринимая то, что передо мной находится, не будучи в состоянии выразить это никаким словом, кроме как восклицанием: «Боже мой!

До чего прекрасно!» Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась». [1]

Человек, захваченный страстью, постепенно  разрушает свою личность.Первый шаг к освобождению от страсти-зависимости – это  осознание, что зависимость сформировалась, и что она уже владеет тобой. До тех пор, пока человек думает, что он в любой момент сможет справиться самостоятельно, он находится в «очаровании», т.е.

не способен реально оценить действительность  и  погружается в зависимость все больше. Сознание при этом всегда находит оправдание любому поступку. Если  есть осознание ситуации,  осознание своего бессилия  и желание избавиться  от страсти, то, значит, и дадутся силы и возможности с этим справиться.

«Сила Моя в немощи совершается» ( 2Кор. 12:9). Господь начинает помогать человеку тогда, когда он, осознавая свое бессилие, тщетность всех своих усилий, взывает к Нему о помощи.Современному человеку, ориентированному на внешнюю жизнь и деятельность, необходимо учиться проявлять внимание к «своему внутреннему человеку», то есть  обучаться внимательному наблюдению за своими мыслями и чувствами.

А также без лукавства осознавать, каким образом формируются наши страстные желания, как мы им потакаем, интеллектуально оправдываем. Одним словом, используя святоотеческую терминологию, нам следует обучаться трезвению и «духовной брани».

Необходимо помнить, что самому человеку без Божией помощи с искушениями не справиться.  Но если  просишь, даются благодатные силы противостоять им. Работа с помыслами – это целое искусство. Начинаем с наблюдения себя.

Пример тот же. Человек испытывает сильное искушение войти в порносайт….

ПрилогЯ сегодня очень устал, пойду включу компьютер и расслаблюсь…Что необходимо сделать, чтобы страсть не развивалась дальше: я же знаю, что обязательно зайду в порносайт. Господи, помоги мне удержаться!

СочетаниеДа ничего особенного, я просто включу и посмотрю почту, это ведь ничего не значит…Чтобы помысел не развивался дальше надо переложить мысли на благое. Да, но ведь я себя знаю, лучше, если я попробую расслабиться иначе. Пойду – покатаюсь на велосипеде… Я знаю, что для меня лучше избегать пока искушений.

СосложениеДа ничего страшного, все сидят в этих сайтах. Никто от этого не умер. Да и вообще, почему именно сегодня. Ведь я сейчас устал и какой… вообще мне нужен велосипед?Тут необходимо  до наступления пленения суметь посмотреть на себя со стороны.

Увидеть свою духовную слабость и как, по сути во внутреннем диалоге происходит общение и разговор с бесом. И тогда реально задать себе вопрос: что я выбираю Христа или дьявола? (Господи, помоги мне не предавать Тебя!)

ПленениеДа и вообще, причем здесь Христос? Я думать об этом не хочу…

Предлагаем ознакомиться:  Активированный уголь для похудения: как принимать

Приведенный пример  не может служить идеальной схемой во всех случаях. Внутреннюю жизнь человека конечно нельзя ограничивать схемами и алгоритмами. Но для лучшего понимания сути процесса нам приходится к этому прибегнуть.

По-настоящему работа с помыслами – это и есть суть православной аскетики – науки из наук.В монастырях монашествующие исповедовали свои помыслы старцу.  Нам, мирянам, многим, лишенным духовного руководства, необходимо  не только избавляться от греховных помыслов и не допускать их в свою душу, но и заполнять ее мыслями другими – и все это осваивать личным опытом духовной брани.

В идеале эта работа является частью аскетической практики, выработанной Восточным христианством. Она приводит к чистому сознанию, внутреннему безмолвию, к постоянному молитвенному предстоянию перед Богом – тому, что именуется в православной аскетике ИСИХАЗМОМ.  Но это уже совсем другая тема для разговора. И нам следует здесь остановиться….

8. О целомудрии^

У каждой страсти есть ее противоположность. Блуду противостоит целомудрие. Однако ошибочно думать, что целомудрие –  это понятие, которое касается только телесных отношений.Целомудрие заключается в том, чтобы с мудростью хранить цельность своей души, а при вступлении в брак, и души другого человека.

Целомудрие превращает телесные отношение в браке в благоговейное соединение двоих. Такое соединение двух людей телесными отношениями является как бы завершением того единства, которое живет в их душах.

Воспитанием целомудрия современного ребенка не занимается, к сожалению, сейчас  ни школа, ни общество.  Это приводит к печальным результатам. Десакрализация интимной сферы, снятие покрова  романтической тайны (недаром – таинство брака!

) с любовных отношений влечет за собой нарушения в переживаниях любовного чувства как чего-то личного и касающегося только двоих. В результате эти нарушения  ведут к подавлению либидо, к оскудеванию  репертуара любовных переживаний.

Психотерапевты  в последнее время отмечают юношескую импотенцию среди молодых здоровых юношей, так хорошо знающих сексуальную технику по эротическим фильмам. Т.о. происходящие  процессы в душевном устроении молодого человека лишают его в будущем полноценных любовных переживаний, в том числе и сексуальных.

Возникают препятствия для создания полноценной семьи. Те, кто занимается воспитанием детей: родители, воспитатели, педагоги должны помнить, что целомудрие – это чувство, которое дается человеку с рождения, и в дальнейшем должно быть сохранено, взлелеяно, и бережно взращено.

Трудности этого процесса заключаются в том, что на целомудрие непосредственное влияние оказывает  вся среда, в которой развивается и формируется сегодняшний человек. Как все самое ценное и чистое, целомудрие, прежде всего,  формируется и развивается в семье.

По крайней мере, семья может заложить тот фундамент чистоты и прочности, который всегда поможет ребенку в трудную минуту противостоять греху. И даже, если человек падает, то именно основы любви, верности, чести, привитые в детстве, дают ему силы подняться, обратиться к покаянию.

11. Духовный аспект нарушения супружеской верности^

Внебрачные отношения (прелюбодеяние) – практически мало исследованная область супружеских отношений. Научное изучение их с помощью опросов, хотя бы и анонимных, является сложным делом, поскольку получаемая информация связана с традиционно не одобряемым в обществе явлением, а, значит, может быть неполной или искаженной.

При всех изменениях сексуальной морали последних десятилетий в сторону большей терпимости, например, к добрачным связям, отношение к внебрачным связям значительно менее терпимое.Что же толкает человека к внебрачным отношениям?

Хочется отметить, что зачастую мотивом, приводящим к неверности, является эмоциональная неудовлетворенность в браке одного или обоих супругов. Что же это такое?Эмоциональная неудовлетворенность, тоска, уныние….

«Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь», – пишет Иоанн Лествичник (Леств. Сл.27, 49).Это утверждение согласуется   с тем, что привыкание, ощущение потери новиз­ны от отношений – все это порождает, в частности, уны­ние.

И избавиться от этого состояния люди пытаются не глубоким анализом этого состояния, не работой по поиску причины внутри себя, а решают эту проблему внешним способом, через внешние объекты или новые отношения.

Однако, как известно, внутреннюю пустоту ничем кроме Бога не заполнить. И поэтому многие супружеские пары изначально обречены проходить через кризисы. Мужчина и женщина могут состоять в брачном союзе, но испытывать и тоску,  одиночество и бессмысленность бытия.

Современный человек все больше приучается бежать от внутренней боли. Ситуация в семье часто может приводить к состояниям, когда нам больно. Ведь больно бывает от самых близких людей. Внутренняя психологическая боль многими светскими психологами трактуется, как что-то инородное, что надо быстрее убрать, сделать так, чтобы стало комфортно и легко.

Это противоречит православному подходу. В новых отношениях человек пытается справиться с той внутренней пустотой, которая в нем существует, путем страстных переживаний новизны чувств и отношений. И часто не понимает, что глубинная причина этой пустоты в его оторванности от Бога.

Искать Бога в себе задача не легкая. Она требует духовного мужества, терпения. Тем более, если дается такое искушение, как страсть. Страсть привлекает, возбуждает, манит. В ней есть опьяняющая радость и ожидание, что вот теперь-то я и буду счастлив.

Однако, если мы желаем духовно возрастать, то к своим кризисам внутренним и внешним, к своей боли мы должны развернуться с уважением. И посмотреть  на происходящее с нами с безусловным доверием Богу. И именно у  Него черпать силы для того, чтобы  справляться с ситуацией.

Выдерживая ситуацию и все труднопереносимые чувства, связанные с ней, мы духовно развиваемся. Одновременно наши отношения имеют шанс на развитие. Если же мы,  просто избегаем боли, заглушаем ее блудными отношениями (или любой другой формой зависимости), то тем самым мы утрачиваем возможность глубинной личностной трансформации в Боге.

Возвращаясь к  пороку прелюбодеяния, можно сказать, что он, помимо самого страстного влечения, а иногда просто похотливого желания, основывается еще и на нескольких вполне на­ивных  повторяющихся заблуждениях.

и небо, и земля, и дети, и жена или муж. И это сначала на не­осознаваемом уровне, а затем откроется воочию. Из святоотеческой литературы мы знаем, что сопутствующими страстями, которые поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга, являются уныние, тщеславие, объедение и пьянство.

Еще одна  иллюзия состоит в том, что в отношениях телесных будто бы нет духовной порочности. Это действительно иллюзия. Человек как существо целостное не может не участвовать в каждом процессе целиком.

Моногамный брак подразумевает от человека (мужчины или женщины) полного,целостного участия в супружеских отношениях. Участия духа, души и тела.   И именно нежелание участвовать целиком (а это происходит при супружеских изменах) приводит к усилению внутренней расщепленности,  а тем самым к удалению от Бога.

Мы помним из Евангельского сюжета, что целостная структура человека (дух-душа-тело) была нарушена грехопадением. Человек мучительно страдает из-за нарушения своей целостной структуры. Прийти же к целостности возможно только освободившись от страстей.

Блудная страсть (как впрочем, и любая другая страсть), усиливает эту расщепленность. Она разрушает структуру личности. Ведь человеку приходится скрываться, обманывать, заботиться о том, чтобы не узнали об этом муж или жена.

И даже если эта страсть совершается довольно открыто, она, тем не менее, внутренне опустошает человека, духовно его обессиливает.  А это приводит к тому, что происходит отчуждение души от тела. В результате частой смены партнеров человеку все труднее чувствовать любовь или даже симпатию.

В какой-то момент, он с удивлением отмечает, что просто перестает испытывать какие-то чувства. А зачем? Ведь они только мешают, приводят к привязанности. Это неудобно, больно, некомфортно. Чувства начинают отделяться от разума, от тела.

Если вдруг и возникло какое-то чувство, то его надо подавить. Это лишнее, это мешает, создаст ненужные проблемы. Таким образом, человек приучается просто сексуально использовать другого человека. А к своему телу относиться как к машине.

Начинается просто погоня за получением сексуального удовольствия, которое удивительным образом притупляется. Ведь все приедается. И блуднику требуется все больше новых отношений, новых связей. Но, к сожалению, все они перестают удовлетворять.

И действительно – это всегда некое душевное омертвление, пугающая пустота одиночества. Блудник – это образ духовного странничества. Недаром блудные дела называются похождениями. Блуд, блуждания, заблудший, потерянный, богооставленный – все это один смысловой синонимический ряд.

Мы касаемся сейчас важных  вопросов.  Они настолько сложны, что давая какие-то схемы и жесткие правила, мы рискуем совершить непоправимую ошибку. Понятно одно, что сексуальные отношения только в браке в полной мере достойны, чисты и прекрасны.

Однако, и там, если желание сексуального наслаждения ставится выше, чем добрые отношения и преданность супругов друг другу, то интимные отношения могут превращаться во зло. В этом случае утрачивается истинная духовная сущность брака как возможность совместного возрастания в полную свою меру во Христе.

При психологическом консультировании семьи сразу можно заметить, что понятия измена и верность носят субъективный характер. Каждый партнер супружеской пары и супружеская пара в целом  имеют свое собственное представление о верности и измене.

По-разному рассматривают семейные кризисы светские и православные психологи. Соответственно, и выходы из них предлагаются тоже разные.Тема отношений мужчины и женщины неисчерпаема. Здесь легко скатиться как в один полюс (ханжество и морализаторство), так и в другой – последовать девизу, что миром правит любовь, а, следовательно, позволено  и оправдано все то, что мы именуем любовью.

И все же хочется отметить, что мы не призываем к тому, что надо сохранять любые отношения, во что бы то ни стало. Все мы совершаем ошибки. Есть браки, которые изначально деструктивны. Возможно, решение о вступлении в брак принималось без должной степени ответственности и без молитвенного предстояния перед Богом.

Тогда развитие отношений в браке может идти не  в сторону взаимного возрастания в Боге, а создает угрозу для физического или психологического состояния одного из супругов или детей. При таком варианте возможным положительным выходом для разрешения этой ситуации будет являться развод.

Довольно часты случаи в практике консультирования, когда люди обращаются и с тем, что они утратили способность любить и  не способны на длительные отношения. У них всегда есть партнеры, но в душе одиночество и боль.

Это касается и мужчин, и женщин.К сожалению, происходящие в обществе процессы по «легализации секса» не могут не коснуться всех сфер, в том числе и  принципов психологического консультирования.  В этом контексте, как следствие ду­ховной и профессиональной деградации выглядят советы теперь уже многих секулярных психологов, призывающих к тому, что если, мол, у вас половая несовмести­мость с мужем (женой), или депрессия, или еще какие-то трудности, то  – заведите себе любовницу (любовника). Это не выход из ситуации. А всего лишь способ загнать проблему вглубь.

Мы ошибаемся, если  думаем, что Церковь запрещает прелюбодеяние про­сто из принципов христианской морали. Не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру.

Если в единстве брачного союза в семье ощущалось присутствие Духа Святого, и это была какая-то невыразимая словами теплая обстановка любви и доверия, совместной деятельности и радости, то после совершения прелюбодеяния постепенно эта внутренняя атмосфера семьи разрушается.

Предлагаем ознакомиться:  Есть ли у мужа любовница Как точно узнать изменяет ли мужчина

Часто дети начинают сразу реагировать на то, что происходит между родителями. Как самое слабое звено они первыми «берут на себя»  ответственность за грехи родителей. Вирус греха передается им. Не всегда, но довольно часто дети начинают плохо учиться, появляются проблемы в поведении, возникают разного рода зависимости.

В опыте консультирования сталкиваешься постоянно с тем, что детские проблемы – это последствия глупости и гордыни родителей.Существуют семьи, в которых родители довольно цивилизованно расстаются, делая все возможное, чтобы развод как можно меньше отразился на детях. Такое, к счастью, тоже встречается.

Как было сказано выше, только психологически мы не в состоянии справиться ни с одной страстью. Человек своими силами не может сделать ничего. И только обратившись за помощью к Духу Святому, мы способны меняться и продвигаться на пути своего исцеления.

Но  что же все-таки делать, если у людей действительно существует несовместимость? В этом случае надо разбираться в каждой конкретной ситуации, но твердо знать, что нравственное падение не дает ни ду­шевного, ни физического комфорта. Напротив, такие советы порождают еще целый ряд проблем и пережи­ваний.

13. Гомосексуализм^

На природу гомосексуальности  ни в медицине, ни в психотерапии нет однозначного ответа. Видимо, как и во всех отклонениях (перверсиях) – они  происходят вследствие того, что нарушена целостность человека;

и в иерархии дух-душа-тело телесное удовольствие занимает первое место. Можно  посмотреть на проблему гомосексуальности и таким образом:  это две личности, два человеческих существа, изначально «согласившихся» на то, чтобы остановиться на  душевно-плотских отношениях.

Мужчину и женщину Бог создал для того, чтобы именно в своем союзе, в своем соприкосновении на всех уровнях бытия была проделана ими в  браке духовная работа, приносящая плоды. Проживая совместно в нормальном браке свое различие, преодолевая свою ограниченность вместе, на уровнях тела, души и духа, два человека – мужчина и женщина совершают подвиг в своем духовном развитии.

Однополые гомосексуальные отношения не могут иметь положительного духовного смысла, они  основываются на отрицательной, демонической  духовности и сурово осуждаются святыми отцами.Как в браке есть своя тайна, тайна благочестия, Истины и Правды, так и в блуде и в гомосексуальных отношениях тоже есть тайна, но тайна беззакония и греха.

Тайна благочестия не навязывает себя, а смиренно и кротко возвышается над нами. Тайна же блуда – манит, заигрывает, прельщает, обманывает, липнет.Чтобы противостоять блуду психологически, необходимо противостоять в себе развитию «блудного сознания».

В лечении зависимостей довольно много внимания  уделяется  психологическому душевному  аспекту. Чтобы найти правильные ориентиры, необходимо видеть, в какие ловушки ложных психологических установок мы попадаем, если невнимательны к тому, что нам преподносят в виде неких аксиом.

Религиозно-нравственное нормирование половых отношений  предполагало умения  человека   владеть собой, своими влечениями,  желаниями (владение нервно-психическими процессами, моторно-двигательным аппаратом).

Это было  владение духа над плотью. Владение собой начинается с овладения словом, своим сознанием. Когда человек «сползает» с духовного уровня на душевный или плотский, тогда на­чинается процесс потери власти над собой. Че­ловек, не владеющий своими собственными эмоционально-волевыми процессами,  теряет себя.

14. Невротическая сексуальная зависимость как страх перед смертью^

Одержимость сексом помогает современному человеку скрывать свой страх перед смертью.  Мы, люди ХХI-го века, практически не защищены от этого страха, поскольку утратили веру в бессмертие своей души, которой были вооружены поколения, опиравшиеся на христианские догматы.

И в связи с утратой веры утеряна общезначимая цель в жизни. Смерть у человека неверующего вызывает страх, и соответственно, мысли о ней практически всегда подавляются.Получается, чтобы доказать свое бытие, свою потенцию, человек стремится постоянно доказывать себе, что он жив.

Психотерапевты экзистенциального направления считают, что половая активность – это самый удобный способ заглушить внутренний ужас перед смертью, поскольку смерть есть символ абсолютной импотенции, полного бессилия и конечности.

Свою внутреннюю опустошенность, состояния одиночества,  связанные с отсутствием духовной жизни, человек, еще не вступивший в брак,  пытается заполнить плотскими душевными переживаниями. Он даже не понимает, что проблема его состояния лежит в другой плоскости.

И в этом случае блуд становится чем-то сродни наркотику. Действительно, сексуальные отношения без любви способны давать на какое-то время успокоение, а потом все возвращается с еще большей силой. Таким образом, возникает зависимость от ощущений, связанных с блудом.

Она формируется и развивается, как и прочие формы зависимостей. И, как любая форма зависимостей, в своем глубинном варианте – это наше неосознаваемое, непереносимое переживание  чувства богооставленности.

В практике семейного консультирования существует форма работы, когда к консультанту обращаются пары перед вступлением в брак. И вместе с ним будущие супруги проясняют мотивы своего решения, наличие общих ценностей и смыслов, то есть того основания, на чем будет строиться семья.

Эти консультации проводятся с целью помочь молодым людям сделать верный выбор при создании семьи, прояснить несоответствие в ценностях, в вопросах воспитания будущих детей – определить тем самым зону потенциального конфликта.

Очень часто бывает, что основой, основным мотивом при создании семьи служит сексуальное влечение. Если это является основной причиной, то несомненно, что при утихании этого влечения люди начинают испытывать неудовлетворенность в браке.

5. Блуд как следствие гордости^

Работая с клиентами, я  часто рекомендую на некоторое время отложить «пленение». Сказать себе – это от меня никуда не денется. И посвятить пять-десять минут  тому, чтобы описать процесс «захвата помыслом».

В сознании эти стадии иногда очень трудно отследить. Когда мы записываем, то постепенно начинаем улавливать, что за чем следует. Тренируется наше внимание к внутренней жизни, «внутреннему человеку». И вот после таких тренировок человеку все лучше удается улавливать начало – прилог.

Все это начинает удаваться только тогда, когда получается наблюдать за процессом внутренней брани немного со стороны.Важно помнить и такой момент, что психика наша очень консервативна, инертна. Чтобы переучить себя мыслить  и  чувствовать иначе,  требуется довольно много времени.

Обязательно будут «падения». Однако не стоит опускать руки. Надо  вновь  и  вновь продолжать  борьбу. Любой опыт «падений» должен максимально осознаваться. Падения должны нами проживаться с сокрушением и покаянием, но не приводить к отчаянию.

Для развития процесса наблюдения за помыслами полезно вести  дневник. Прописывайте в своем дневнике  все   моменты  падений  и побед.   Описывать следует как бы со стороны, стараясь быть бесстрастным.

И тогда навык работы с помыслами будет развиваться, что позволит вырваться из плена греха. Опираясь на святоотеческое учение борьбы со страстями, мы  рекомендуем  «алгоритм»  освобождения от  страсти,  предлагаемый  святителем  Феофаном Затворником.

[7]Однако надо помнить, что это всего лишь схема. Конкретный живой пример работы всегда и сложнее, и многограннее. В данном случае приводится пример работы с блудной страстью – зависимость от просмотра порносайтов.

17. Для достижения успеха  необходимо сформировать крепкое намерение^

Первое, что необходимо – это прояснить и укрепить мотивацию. А для этого надо ответить (желательно письменно) на ряд вопросов: 

  1. подумать о том, как будет хорошо, когда я преодолею страсть блуда меня  наладятся отношения с девушками, в дальнейшем я смогу создать хорошую семью; уйдет тревога, напряжение; я стану  радостнее, внутренне свободнее…)
  2. почему мне не хочется бороться со страстью(я не верю, что у меня это получится; мне придется уделять этому время, у меня его мало, мне надо обращать внимание на свою внутреннюю жизнь, а я это не умею….)
  3. описать последствия страсти (страх, что это повлечет за собой одиночество, не будет устойчивых отношений, не будет семьи, я все больше замыкаюсь от людей, привыкаю снимать напряжение и тревогу таким способом и не знаю, как это можно делать иначе…)
  4. твердо ли я решаюсь на борьбу (см. п.1 да надо решаться, но справлюсь ли?)
  5. мобилизовать свою волю и попросить Бога опомощи (сам не справлюсь, но с Божией помощью справлюсь…)

Утвердиться в своем намерении (мотивации) – важно, поскольку именно тут мы будем черпать силы при неудачах и ошибках. Силы нам нужны для того, чтобы ни в коем случае не сдаваться, а продолжать работать над собой дальше.

Успех обязательно придет, если набраться терпения и всегда помнить, что  без помощи Бога в этой борьбе не устоять.Вспомним, что страсть рождается в душе человека не сразу. Святые отцы говорят, что начинается она с прилога (приражения). По-славянски приразиться – значит столкнуться с чем-то.

18. Стадии формирования страсти^

Процесс формирования страсти  условно разделяют на четыре стадии. Первая стадия – увидеть в себе возникновение прилога.Прилог возникает в сознании человека от впечатлений от увиденного, по какой-либо другой причине или как образ, навязанный врагом – диаволом.

Но прилог приходит помимо воли человека, без его соизволения и участия.Человек сам волен принять прилог в сердце или отринуть его.Вторая стадия –   прилог принят, он уже обдумывается, делается своим.

Отцы называют это также сочетанием или собеседованием с помыслом. Третья стадия – это склонение к помыслу, или сосложение, когда воля человек уже подчинилась  влиянию греховной мысли и человек уже готов перейти к действиям.

Мы помним слова Господа в Евангелии: «Из сердца исходят злые помыслы…(Мф. 15: 19). Грех  начинается  «со злого помысла» о нем. И апостол Иаков пишет: «Похоть же, зачав, рождает грех, а содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1:15).

Для человека неискушенного в духовной брани заражение  страстными помыслами происходит намного быстрее. Начальные этапы развития помыслов (прилог-сочетание-сосложение) часто проходят вообще не замеченными, и только на уровне пленения, если начинается борьба с развивающимися страстями, выходят наружу.

Мы говорили уже, что мысли наши далеко не всегда наши, а приходят от «врага». Зная это, Святые отцы предлагают не пугаться их, и не впадать в уныние от собственной греховности. Это и есть один из моментов духовной брани.

Помыслов не нужно бояться, но и не нужно беседовать с ними. А также следует себя ограждать от искушений. Ведь каждый человек сам хорошо знает, что для него является ситуацией искушения. Вот очень важный момент, на который обычные психологи не обращают внимания и даже не рассматривают.

Нам же следует пристальнее вглядеться в него. То, о чем сказано ниже, открывается нам только святоотеческим опытом.Необходимо воспринимать помыслы как что-то внешнее, не имеющее к нам отношения. Необходимо помнить, что самому без Божией помощи с искушением не справиться.

А внутренне спокойно, трезво  наблюдать за развитием помысла может человек, уже имеющий некоторый духовной опыт и очищенное покаянием сознание. В этом случае ему даются благодатные силы противостоять им.

Итак, желающему освободиться от страстей, надо обучаться тому, чтобы  умерщвлять дурные помыслы в зародыше, «разбивать младенцев их о камень» (см.: Пс. 136: 9). А зародыш помысла есть (как уже было сказано выше) –  прилог.

Начинать борьбу с помыслами необходимо с молитв ко Господу, святым и ангелу-хранителю. Это важно для того чтобы мы удерживались приписывать успехи духовной брани нашим собственным стараниям, а только помощи Божией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector