Как стать «главным бухгалтером». Инструкция.

Язык цифр вместо слов-паразитов

«У меня за последний год прибавилось очень много работы. Я не справляюсь, мне нужен дополнительный человек, а лучше — два». Что ответит начальник? «А я считаю, что мало дел у тебя, я бы лучше сократил на одного человека бухгалтерию, а еще лучше — на двух».

Чтобы исключить недопонимание с начальником, нужно всего лишь перевести ваши слова на язык цифр. Например, показать, что количество основных средств за год выросло в два раза. Поэтому необходимо либо выделить отдельного бухгалтера на этот участок, либо вложить деньги в автоматизацию.

Иногда спрашиваешь у главного бухгалтера, который только что говорил про «огромный объем работы», сколько у него исходящих платежек формируется за месяц. В ответ — пауза, а затем робкое: «Не помню… надо посмотреть…».

Если главбух хочет, чтобы его воспринимали как профессионала, он должен знать все ключевые показатели своей работы. Чтобы в любой момент четко и авторитетно ответить на вопросы директора: сколько в день оформляется кассовых ордеров, платежных поручений, накладных, сколько у компании основных средств, каковы выручка и прибыль.

Как стать «главным бухгалтером». Инструкция.

И на текущий момент, и в динамике, то есть в сравнении с прошлыми периодами. Я, конечно, не призываю заучивать все вплоть до единицы, но порядок цифр («около 450 платежек в месяц») надо знать обязательно.

Самое интересное, что заставлять себя отказываться от слов-паразитов придется только первое время. Вы сами не заметите, как это войдет в привычку.

Чего хочет генеральный директор от бухгалтерии

По большому счету, гендиректор хочет трех простых вещей: чтобы бухгалтерия делала все, что ей поручено, вовремя и с минимальными издержками. Другими словами, «чтобы было счастье». А задача главного бухгалтера — уточнить, что именно шеф понимает под словом «счастье».

Один директор будет счастлив, если его не станут вызывать в налоговую инспекцию: «Делай, что хочешь, плати любые налоги. Главное, чтобы меня туда никто не приглашал». Для другого начальника счастье — это когда налог на прибыль, рассчитанный в допустимых законодательством рамках, не превышает 5 млн руб в год.

Так называемое счастье может состоять из одного пункта, а может и из двадцати. Когда вы убедитесь, что правильно друг друга понимаете, определяйте, сколько генеральному директору его счастье будет стоить.

То есть какой должен быть бюджет на содержание бухгалтерии, учитывая возложенные на нее обязанности. И не забывайте, что генеральный директор может поручить бухгалтерии выполнение любой задачи, которую посчитает нужной.

Фундаментальные основы

Если вы с рождения знали, что цифры — это ваше все, и получили бухгалтерское образование, то успешную карьеру вам сделать будет проще, чем остальным. Однако расслабляться рано — выпускников со специальностью «бухгалтерский учет» множество, приготовьтесь к серьезной конкуренции.

Начните с составления плана боевых действий. Он будет долгосрочным — на два года. Именно такой срок потребуется вам для того, чтобы получить заветную должность. И обратите внимание — слово «заветная» — ключевое слово в предыдущем предложении.

«Я предупреждаю о последствиях» вместо «я запрещаю»

Возьмем НДС. Компания ежемесячно перечисляет поставщикам 30 млн руб. Из них НДС — 18 процентов, то есть порядка 5 млн руб. Если совсем не учитывать первичные документы, то мы не сможем принять налог к вычету и будем переплачивать эти 5 млн в бюджет.

Либо зачтем НДС, но без документов. А это уже как минимум административное правонарушение. Поэтому три года мы будем сидеть как на иголках и ждать, пронесет — не пронесет, заметят — не заметят. Если не пронесет и придет налоговая проверка, то придется перечислить в бюджет и эту сумму, и штраф в размере как минимум 20 процентов.

То есть еще миллион рублей за каждый месяц. И это только НДС, а ведь есть еще налог на прибыль в размере 20 процентов. То есть мы должны будем заплатить еще 6 млн руб., потому что без первичных документов отнести такие расходы на уменьшение налогооблагаемой прибыли нельзя.

Здесь я хочу подчеркнуть: как бы ни была для нас очевидна та или иная проблема, задача главного бухгалтера не запрещать, а предупреждать о последствиях. И только генеральный директор имеет право принять окончательное решение.

Причем не всегда это решение будет совпадать с нашим мнением. Он вполне может сказать: «Да ладно, ерунда, это все несущественно». Нам же проще: не надо — не делаем. То есть те документы, которые в бухгалтерию успели прийти до 5-го числа, проводим, а те, которые не успели, не проводим. Насильно ведь мил все равно не будешь.

В этом случае главбуху надо набраться терпения и дождаться, когда генеральный директор все же изменит свою точку зрения. И способствовать тому, чтобы это произошло как можно скорее. Скажем, шеф увидит, какую огромную сумму налогов приходится платить в бюджет.

Вызовет вас и спросит, есть ли возможность эту сумму уменьшить. А вы ему: «Конечно, есть, нужно просто более четко наладить работу по своевременной передаче в бухгалтерию входящих первичных документов».

Другими словами, «клиент должен созреть», сам прочувствовать проблему. Желательно, конечно, не доводить до негативных последствий. И чем чаще директор будет понимать, что главбух его предупреждал не зря, тем больше он будет прислушиваться к его мнению в дальнейшем.

Подготовительные работы

Не теряйте время — на выпускных курсах ищите работу. Если Ваша цель — стать главным бухгалтером, то не гонитесь за популярными у студентов «высокооплачиваемыми» должностями «менеджера по продажам», администратора в салоне красоты и т. д.

Ищите место помощника бухгалтера, бухгалтера на участок учета или даже место специалиста по дебиторской задолженности. Не беда, что эти должности низко оплачиваются, ваша задача — проникнуть в «святая святых» — бухгалтерию и приобрести практический опыт.

Конечно, идеальным первым этапом вашей головокружительной карьеры должно быть место помощника главного бухгалтера в небольшой фирме. Ведь не секрет, что именно на долю помощников выпадает львиная часть всей «черновой» работы на фирме.

Главбух здесь, как правило, сводит отчетность, составляет баланс и подписывает бумаги. А почетные обязанности выбивать из контрагентов документы, следить за входящей и исходящей первичкой и выполнять другие «мелочи» достаются его помощнику.

Если такой возможности нет, устраивайтесь бухгалтером на любой участок — расчет зарплаты, сверка с контрагентами, учет материалов. Но при одном условии: у вас должна быть возможность ротации, то есть перехода — временного — на другие участки бухгалтерии.

Параллельно с поиском работы, трудоустройством и освоением азов бухгалтерской премудрости, найдите время и пройдите обучение работе с современным программным обеспечением — «1С: Предприятие 8».

Преподаватели в таких центрах прошли специальное обучение и сдали экзамены на право преподавания курсов. Вы получите комплект лицензионных методических материалов, который может стать серьезным подспорьем в Вашей работе, так как содержит большой набор практических примеров из ежедневной практики бухгалтера.

  • вы действительно умеете работать в программе;
  • не придется тратить время и деньги на ваше обучение 1С;
  • период адаптации на новой работе будет коротким — вы сможете быстрее освоить особенности учета и организационной структуры компании;
  • вы целеустремленный, ориентированный на результат соискатель и, следовательно, сможете стать ценным сотрудником.

Найдите силы и время, чтобы освоить не только «1С: Бухгалтерию», но и другие конфигурации. Ведь вы еще не знаете, с чем вам придется столкнуться в дальнейшем, а обучение по сертифицированным методикам повысит Ваши шансы быть трудоустроенным и расширит область поиска работы для Вас.

На этом этапе не жалейте средств, помните — это не затраты, это инвестиции в самое ценное, в свою карьеру.

Второй этап непосредственно связан с первым. Его длительность в два раза дольше — около года. И проходить он должен в другой компании — в отличие от первого места работы сюда вы придете не «молодым специалистом», а бухгалтером с опытом работы.

А это уже совершенно другой статус. Кроме того, новая работа должна предоставлять возможности карьерного роста — обсудите это с будущим работодателем. Помните, что вы пришли не только для того, чтобы получать деньги, а чтобы учиться и развиваться.

Главное на новом месте — активность. Вызывайтесь ездить в налоговые инспекции и различные фонды, не ленитесь замещать сотрудников с других участков, уходящих в отпуск или на больничный, предложите свою помощь главному бухгалтеру — если он адекватный человек, то обязательно оценит это. Если не оценит, уходите. Попробуйте начать второй этап на новом месте.

Главное же, что вы должны уметь делать после преодоления второй ступени на пути к вашей карьере, это составлять балансы. Потому что дальше начинается уже серьезная и самостоятельная работа.

«Центр экономии затрат» вместо «центра затрат»

Зачастую руководитель дает бухгалтерии дополнительную работу просто потому, что хочет получить хоть какую-то видимую отдачу от расходуемых на ее содержание денег.

Если он не понимает, чем занимается бухгалтерия, ему будет жалко и 300 руб. премии выплатить. А необходимость в любом дополнительном сотруднике нужно будет очень долго и муторно обосновывать.

Цель главного бухгалтера — показать, как деятельность бухгалтерии помогает компании. Если директор увидит, что в результате оптимизируются налоги, снижается дебиторская задолженность, рационально используются кредитные ресурсы, то картина станет совершенно другой.

Необходимо из «бухгалтерии — центра затрат» превратиться в «бухгалтерию — центр экономии затрат». Коммерческий отдел — молодцы, они обеспечивают выручку. Но кому эта выручка нужна, если она потом съедается из-за неэффективного налогообложения, высокого уровня дебиторской задолженности и нерациональных расходов?

И как раз в формировании финансового результата правильно ориентированная бухгалтерия принимает непосредственное участие. И роль бухгалтерии такая же важная, как и роль продавцов. Одни отвечают за оптимизацию доходов, а другие — за оптимизацию расходов.

Основные работы

Через полтора года после начала вашего крестового похода на карьеру главного бухгалтера нужно попробовать взять на себя смелость вести небольшую фирму самостоятельно, продолжая при этом трудиться на своей основной работе. Это трудно. Но никто и не говорил, что карьера — это легкое дело.

Просмотрите объявления в газетах — сейчас очень часто требуется так называемый «приходящий бухгалтер», то есть со свободным графиком работы. Там и предложите свои услуги.

На этом — третьем — этапе вы научитесь самостоятельно, без подсказки «взрослых», принимать решения, следить за сроками сдачи отчетности, составлять баланс и на себе почувствуете всю прелесть общения с государственными налоговыми инспекциями и пенсионными, страховыми и иже с ними фондами.

Не забывайте отслеживать все изменения, происходящие в бухгалтерском учете и налогообложении. Не обязательно штудировать от корки до корки все профильные интернет-сайты и форумы. Достаточно регулярно их просматривать — так вы будете иметь общее представление о том, что происходит в бухгалтерской сфере, а о чем-то вас заинтересовавшем всегда можно найти дополнительную информацию.

В это же время желательно посещать семинары — платные, проводимые аудиторскими и консалтинговыми компаниями и бесплатные мероприятия.

Посещая семинары, Вы будете в курсе последних изменений законодательства, в курсе новинок ИТ-индустрии, необходимых для работы современного бухгалтера. Немаловажный фактор: вы сможете разобраться с логикой налоговых работников — ведь от логики бухгалтеров она отличается как день от ночи;

В общем, за полгода, пока продолжается третий этап, вы должны стать самостоятельным, уверенным и образованным в бухгалтерских вопросах человеком.

Работа с «миллионами» вместо поиска «копеек»

В одной из статей я уже рассказывал, что существует множество «убийц рабочего времени». Это и бесконечные телефонные разговоры, и совещания, и подписание документов, и другие дела. Из минут складываются часы, из часов — дни.

Чтобы результаты вашей работы наконец-то стали видны, нужно строго ограничить потери времени. А сэкономленные часы и минуты посвятить конкретным делам. Одновременно необходимо перестать заниматься мелкими копеечными вопросами и перейти к решению действительно серьезных, с точки зрения генерального директора, задач.

В частности, не стоит тратить время на вредного поставщика, который никак не может прислать счет-фактуру на 5831 руб. 62 коп. Лучше разработать и утвердить у директора систему мотивации менеджеров за своевременную передачу документов в бухгалтерию. То есть решать не частные вопросы, а проблему в целом.

Повышайте ценность решаемых вами вопросов и задач, а копеечные дела поручайте своим подчиненным. И если генеральный директор будет видеть, что его главный бухгалтер не занимается ерундой, а действительно помогает бизнесу, то общаться и решать текущие вопросы будет намного проще.

Эффективное делегирование вместо единоличной работы на износ

Недостаточно эффективная работа главного бухгалтера со своим коллективом очень сильно снижает его авторитет в глазах генерального директора. Если в бешеном темпе трудится только главбух, а его сотрудники особо не напрягаются, то может возникнуть вопрос: а зачем вообще в компании столько бухгалтеров? Может, сократить одного-двух?

На самом же деле бухгалтерия все успевает лишь благодаря двадцатичасовому рабочему дню главного бухгалтера, который трудится буквально на износ. И чем больше у него в подчинении сотрудников, тем острее стоит проблема эффективного делегирования.

Допустим, в бухгалтерии числятся семь человек. Тогда главбух может использовать 1120 человеко-часов (из расчета 160 часов на человека) в месяц. Сложность в том, что каждый из этой семерки имеет свои профессиональные и личностные особенности, поэтому правильное распределение работы между ними становится очень непростой задачей. Но это не значит, что нужно делать все за своих подчиненных.

Генеральный директор хочет видеть во главе каждого подразделения, в том числе и бухгалтерии, прежде всего эффективного руководителя. И чем лучше главный бухгалтер управляет своими сотрудниками, тем профессиональнее он выглядит в глазах начальства.

Ко всему, что было сказано выше, есть еще одно небольшое, но важное дополнение. Директор, как правило, человек очень занятой, поэтому многих позитивных изменений, происходящих в бухгалтерии, он может просто не замечать.

А о том, какие изменения произойдут в бухгалтерском и налоговом учете в 2013 году, читайте в специальной статье на сайте.

Предлагаем ознакомиться:  Маски для густоты волос в домашних условиях
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector