Тема 7. Психология общения
Общениепонимается как деятельность
–этосложный многоплановый
процесс установления и развития контактов
и связей между людьми, порождаемый
потребностями совместной деятельности
и включающий в себя обмен информацией,
восприятие, понимание другого человека
и выработку единой стратегии взаимодействия.
Общение обычно включено в практическое
взаимодействие людей (совместный труд,
учение, коллективная игра и т.п.) и
обеспечивает планирование, осуществление
и контролирование их деятельности.
Если отношения определяются через
понятия «связи», то общение понимают
как процесс взаимодействия человека с
человеком, осуществляемый с помощью
средств речевого и неречевого воздействия
и преследующий цель достижения изменений
в познавательной, мотивационной,
эмоциональной и поведенческой сферах
участвующих в общении лиц.
В ходе общения его участники обмениваются
не только своими физическими действиями
или продуктами, результатами труда, но
и мыслями, намерениями, идеями,
переживаниями и т.д.
В повседневной жизни человек учится
общению с детства и овладевает разными
его видами в зависимости от среды, в
которой живет, от людей, с которыми
взаимодействует, причем происходит это
стихийно, в житейском опыте.
В большинстве
случаев этого опыта бывает недостаточно,
например, для овладения особыми
профессиями (педагога, актера, диктора,
следователя), а иногда и просто для
продуктивного и цивилизованного общения.
Каждая общность людей располагает
своими средствами воздействия, которые
используются в разнообразных формах
коллективной жизни. В них концентрируется
социально-психологическое содержание
образа жизни.
Все это проявляется в
обычаях, традициях, обрядах, ритуалах,
праздниках, танцах, песнях, сказаниях,
мифах, в изобразительном, театральном
и музыкальном искусстве, в художественной
литературе, кино, радио и телевидении.
Эти своеобразные массовые формы общения
обладают мощным потенциалом взаимовлияния
людей. В истории человечества они всегда
служили средствами воспитания, включения
человека через общение в духовную
атмосферу жизни.
Проблема человека находится в центре
внимания всех аспектов общения. Увлечение
лишь инструментальной стороной общения
может нивелировать его духовную
(человеческую) сущность и привести к
упрощенной трактовке общения как
информационно-коммуникативной
деятельности.
1. Прагматическаяфункция общения
отражает его потребностно-мотивационные
причины и реализуется при взаимодействии
людей в процессе совместной деятельности.
При этом само общение очень часто
выступает самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развитияотражает способность общения оказывать
воздействие на партнеров, развивая и
совершенствуя их во всех отношениях.
Общаясь с другими людьми, человек
усваивает общечеловеческий опыт,
исторически сложившиеся социальные
нормы, ценности, знания и способы
деятельности, а также формируется как
личность.
3. Функция подтвержденияобеспечивает
людям возможность познать, утвердить
и подтвердить себя.
4. Функция объединения—разъединениялюдей, с одной стороны, посредством
установления между ними контактов
способствует передаче друг другу
необходимых сведений и настраивает их
на реализацию общих целей, намерений,
задач, соединяя их тем самым в единое
целое, а с другой стороны, она может быть
причиной дифференциации и изоляции
личностей в результате общения.
5. Функция организации и поддержания
отношенийслужит интересам налаживания
и сохранения достаточно устойчивых и
продуктивных связей, контактов и
взаимоотношений между людьми в интересах
их совместной деятельности.
6. Внутриличностнаяфункция общения
реализуется в общении человека с самим
собой (через внутреннюю или внешнюю
речь, построенную по типу диалога).
Выделяют следующие функции общения: 1)
информационно-коммуникативную (передача,
прием информации); 2) аффективно-коммуникативную
(обмен эмоциями); 3) регуляционно-коммуникативную
(влияние на поведение другого).
Общение чрезвычайно многогранно. Оно
может быть представлено в своем
разнообразии по видам.
1) Различают межличностное и массовое
общение. Межличностноеобщение
связано с непосредственными контактами
людей в группах или парах, постоянных
по составу участников.
Массовоеобщение – это множество
непосредственных контактов незнакомых
людей, а также коммуникация, опосредованная
различными видами средств массовой
информации.
2) Выделяют также
межперсональное
общение и ролевое. В первом случае
участниками общения являются конкретные
личности, обладающие специфическими
индивидуальными качествами, которые
раскрываются по ходу общения и организации
совместных действий.
В случае ролевойкоммуникации ее
участники выступают как носители
определенных ролей (покупатель —
продавец, учитель — ученик, начальник
— подчиненный).
В ролевом общении человек лишается
определенной спонтанности своего
поведения, так как те или иные его шаги,
действия диктуются исполняемой ролью.
В процессе такого общения человек
проявляет себя уже не как индивидуальность,
а как некоторая социальная единица,
выполняющая определенные функции.
3) Общение может быть также доверительными конфликтным. Первое отличается тем,
что в его ходе передается особо значимая
информация.
Доверительность – существенный признак
всех видов общения, без него нельзя
осуществлять переговоры, решать интимные
вопросы. Конфликтноеобщение
характеризуется взаимным противостоянием
людей, выражениями неудовольствия и
недоверия.
4) Общение может быть личным и деловым.
Личноеобщение – это обмен
неофициальной информацией.
Деловоеобщение – процесс
взаимодействия людей, выполняющих
совместные обязанности или включенных
в одну и ту же деятельность.
5) Общение бывает прямое и опосредованное.
Прямое(непосредственное)общение
является исторически первой формой
общения людей друг с другом. На его
основе в более поздние периоды развития
цивилизации возникают различные виды
опосредованного общения.
Опосредованноеобщение – это
взаимодействие при помощи дополнительных
средств (письма, аудио– и видеотехники).
6) Также выделяют
законченное
и незаконченное
общение; кратковременное
и долговременное;
вербальное
и невербальное
и др.
Структура общения. Учитывая сложность
общения, необходимо обозначить его
структуру, с тем, чтобы затем возможен
был анализ каждого элемента.
ОБЩЕНИЕ
Коммуникация
Интеракция
Социальная
(Коммуникативная |
Рис. 7.1. Структура общения |
Коммуникативнаясторона общения,
или коммуникация в узком смысле слова,
состоит в обмене информацией между
общающимися индивидами.
Интерактивнаясторона заключается
в организации взаимодействия между
общающимися индивидами, т.е. в обмене
не только знаниями, идеями, но и действиями.
Перцептивнаясторона общения
означает процесс восприятия и познания
друг друга партнерами по общению и
установления на этой основе взаимопонимания.
Естественно, что все эти термины весьма
условны. В реальности мы имеем дело с
процессом общения как единым целым.
Предметом педагогикиявляется
исследование сущности развития и
формирования человеческой личности и
определение на этой основе теории и
методики воспитания как специально
организованного педагогического
процесса; дидактика – наука о преподавании
и учении.
Воспитаниепредставляет собой
процесс организованного и целенаправленного
воздействия на личность. Воспитание
осуществляется в основном через
межличностное общение людей.
Обучение– процесс, основная цель
которого состоит в развитии её способностей
(обучение – овладение знаниями, умениями,
способами творческой деятельности,
мировоззренческими и нравственно-эстетическими
идеалами).
Основные педагогические концепции –
прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм,
неотомизм, бихевиоризм.
Воспитание и обучение представляют
собой разные, но взаимосвязанные стороны
единой педагогической деятельности и
они в действительности практически
всегда реализуются совместно.
Методы обучения включают в себя приемы
передачи знаний от одного человека к
другому, а также формирование у обучаемого
умений и навыков, в то время как методы
воспитания касаются передачи социальных
ценностей и социальных установок, а
также чувств, норм и правил поведения.
Научениехарактеризует факт
приобретения человеком новых
психологических свойств и качеств в
учебной деятельности. Понятия научение
и обучение пересекаются. Первое может
включать как целенаправленное, сознанное,
так и неосознаваемое освоение некоторого
поведения.
Второе подразумевает процесс
целенаправленной передачи опыта,
формирования знаний, умений, навыков,
а также заданное их усвоение. Учение и
обучение почти всегда сознательные
процессы, в то время как научение может
происходить и на бессознательном уровне.
Виды научения:
-
по механизму импринтинга, т.е.
быстрого автоматического, почти
моментального приспособления организма
к конкретным условиям его жизни с
использованием практически готовых с
рождения форм поведения (как, например,
если в поле зрения новорожденного
утенка попадает не мать-утка, а какой-либо
иной движущийся предмет, то он начинает
двигаться за ним; как только новорожденный
касается груди матери, у него сразу же
срабатывает врожденный сосательный
рефлекс); -
условнорефлекторное;
-
оперантное – методом проб и ошибок;
-
викарный(представлен только у
человека и, частично, у высших животных)
– научение через прямое наблюдение за
поведением других людей, в результате
которого человек начинает перенимать
и усваивать наблюдаемые формы поведения; -
вербальное научение– приобретение
человеком нового знания через язык.
Классификация эмоций и чувств по в. Вундту:
- По знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд),
- По интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.
- По модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.
- По степени мобилизации организма: стенические и астенические.
Рисунок 1. «Виды эмоций»
Основоположник
научной психологии Вильгельм Вундт
предложил характеризовать эмоции по
трем направлениям:
-
удовольствие
— неудовольствие; -
напряжение
— разряжение; -
возбуждение
— торможение.
Предложенная
В. Вундтом классификация эмоций получила
серьезную поддержку в экспериментальных
исследованиях экспрессии и семантики
эмоций, однако заметного распространения
в психологии она не получила.
Современный
американский исследователь эмоций К.
Изард считает ряд эмоций фундаментальными,
а все остальные — производными. К
фундаментальным относятся: интерес —
волнение, радость, удивление, горе —
страдание, гнев, отвращение, презрение,
страх, стыд, вина.
Из соединения
фундаментальных эмоций возникают,
например, такие комплексные эмоциональные
состояния, как тревожность, которая
может сочетать в себе и страх, и гнев, и
вину, и интерес — возбуждение. К
комплексным (сложным) эмоциональным
переживаниям относят также любовь и
враждебность.
Классификация
Грота предлагает группировать эмоции
опираясь на два ключевых душевных
состояния — пессимизм и оптимизм. Ученый
считал, что пессимизм и оптимизм
характеризуются преобладанием неприятных
или приятных чувств и соответствующим
им строем мышления.
Грот высказывал
точку зрения, согласно которой,
пессимистическое и оптимистическое
настроения способны только снижать
энергию деятельности личности. Пессимисты
достигают этого результата, рисуя
безнадежно мрачную картину своего
будущего, а оптимисты ослабляют своей
самоуверенностью и надеждой на внешние
силы.
Леонтьев
предложил выделять группы эмоций по
источнику их происхождения:
-
Эмоции, связанные
с удовлетворением-неудовлетворением
личных потребностей человека; -
Эмоции, возникающие
в результате сравнения некоторого
объекта, самого себя или своих действий
со своими же нормами, стандартами,
правилами, убеждениями; -
Эмоции, возникающие
в результате сравнения объекта с
общественными правилами и нормами; -
Эмоции, возникающие
в связи с чужими потребностями; -
Эмоции, возникающие
на основе взаимных отношений с другими
людьми; -
Эмоции, возникающие
на основе презрения.
Важно
отметить, что люди могут весьма существенно
отличаться друг от друга не только по
характеру переживаемых эмоций, по их
силе, но и по способности сочувствовать,
сопереживать. Эта способность получила
название эмпатии.
По словам американского
психолога Карла Роджерса, «быть в
состоянии эмпатии означает воспринимать
внутренний мир другого точно, с сохранением
эмоциональных и смысловых оттенков.
Как будто становишься этим другим, но
без потери ощущения «как будто».
Так, ощущаешь радость или боль другого,
как он их ощущает, и воспринимаешь их
причины, как он их воспринимает… Быть
эмпатичным трудно. Это означает быть
ответственным, активным, сильным и в то
же время — тонким и чутким».
В
эмоциональной сфере человека особое
место занимают высшие чувства. Они
представляют собой отражение отношения
к явлениям социальной действительности
и их переживания. По содержанию высшие
чувства подразделяют на моральные,
эстетические,
интеллектуальные
и практические.
Уровень духовного развития человека
зависит от степени развития этих чувств.
В высших чувствах ярко проявляются их
интеллектуальные, эмоциональные и
волевые компоненты. Высшие чувства
являются не только личными переживаниями,
но и средством воспитательного влияния
на других.
Моральные
чувства
— это чувства, в которых проявляется
стойкое отношение человека к событиям,
к другим людям, к самому себе. Их источник
— совместная жизнь людей, их отношения,
борьба за достижение значимых целей.
Моральные чувства человека образовались
в результате общественно-исторической
жизни людей, в процессе их общения, и
стали важным способом оценки поступков
и поведения, регуляции отношений
человека.
Эстетические
чувства
— это чувства красоты явлений природы,
гармонии красок, звуков, движений и
форм. Гармоническое согласование в
предметах целого и частей, ритмов,
консонанс, симметрия вызывают чувство
приятного, наслаждение, которое глубоко
переживается и облагораживает душу.