Конфликтные ситуации на работе

Путь наименьшего сопротивления: отношения с коллегами по работе бывают разными

Конфликтные ситуации на рабочем месте, как гласит официальная статистика, возникают достаточно часто, причем бывает так, что купировать причину конфликта, а также, как и понятно, его последствия сразу же, едва ли получится.

Все люди в мире разные и вовсе не удивительно, что на реакция на общение с одними в корне отличается от реакции на иных. Добрые и дружеские отношения с коллегами – это та тонкая и ненадежная стезя, которой нужно учиться, чтобы свою жизнь и работу сделать максимально комфортной и приятной.

Нужно знать

Прославленные психологи с мировыми именами все же склоняются к мысли, что умение хорошо ладить с людьми, это особый дар, который можно развить у себя самостоятельно, причем от этого вполне может зависеть ваша дальнейшая карьера, а, следовательно, и судьба также.

Однако, многие думают, что отношения на работе с коллегами нужно строить таким образом, чтобы избегать любых напряженных тем, и умело лавировать между айсбергами человеческого непонимания, или еще чего похуже, но подобное мнение ошибочно.

Все дело в том, что порой выяснение отношений, а может, и рабочих моментов, просто требует конфликта, и избегать его – вовсе не выход из затруднительного положения. Чрезвычайно важно уметь отличить ситуацию, когда стоит уйти от ссоры, а когда можно и даже нужно вступить в противостояние с коллегами и сослуживцами.

Именно в этом и заключается все решение проблемы, причем стоит понимать, что ваше отношение к человеку стоит четко разграничить и определить, деструктивно оно, или же конструктивно. Если вы злитесь на неподходящий цвет волос, национальность, возраст, длину носа или размер ноги, то стоит осознать, что ваши претензии не имеют под собой никакой реальной почвы.

На работе вы не обязаны общаться ни с кем, ни по каким поводам, кроме рабочих вопросов, так что это как раз первое, что стоит уяснить для себя. Вы точно никому и ничего не должны, но и коллеги имеют точно такие же права на то, чтобы вы не диктовали им собственного мнения, мировоззрения, да и вообще, они ведь также вовсе не обязаны вам улыбаться.

Особенно пагубные последствия ссор могут вызывать конфликт на работе между женщинами, ведь от них-то как раз никто и не ждет серьезных проблем, да и примирить разъяренных представительниц прекрасного пола намного сложнее, чем мужчин.

Как избежать конфликта?

Сначала затронем тему того, как можно избежать конфликта. Ведь чтобы создать здоровую психологическую обстановку в коллективе, нужно быть ответственным за свое поведение.

pozitifДипломатия

Хорошие дипломаты ценились всегда и во всех странах. Наличие ума и компетентности нельзя доказать криками. Не нужно идти на открытый конфликт, если хочется отстоять свою точку зрения. Находите компромисс между исполнением своих желаний и нормальной рабочей обстановкой.

Если всегда идти напролом и отстаивать свое мнение со скандалом, любой ценой, то такое поведение не принесет пользы. Кому понравится работать со сварливым человеком, который постоянно находит зацепку, чтобы начать кричать?

Правила поведения

Порой, наше поведение становится причиной (прямой или косвенной) к развитию конфликта. На работе не нужно повышать голос, контролируйте свои негативные эмоции. Здесь нет места истерикам, должны царить деловые отношения.

Предлагаем ознакомиться:  Овощная и фруктовая диета для похудения

Не стоит переходить границы в общении с коллегами, клиентами, начальником. Многих раздражает фамильярное отношение.

Конфликтные ситуации на работе

Будьте таким человеком, с которым приятно иметь дело. Который уважает чужое пространство, тактичен, соблюдает правила, (пусть и негласно) установленные в коллективе.

Не копите в себе негативные эмоции! Они разъедают броню вашего терпения и в один не слишком прекрасный момент выльются наружу в троекратном размере. Если вы не довольны условиями своего труда, то лучше сразу обсудить это с руководством.

Не поддавайтесь на провокации. Практически в каждом коллективе есть так называемые «шутники». Они могут острить на чужой счет, не всегда подразумевая что-то плохое. Реагируйте адекватно, не идите на поводу.

Добросовестно делайте свою работу. Многие конфликты возникают именно на почве рабочих ошибок и срыва сроков. Повышайте уровень своего мастерства, относитесь к работе ответственно.

Медики могут подтвердить, что гораздо проще принять превентивные меры и предотвратить болезнь, чем потом лечить ее, и психология отношений в коллективе, это также отрасль медицины. Потому оптимальным решением для любого человека будет такая модель поведения на работе, когда конфликтов удается максимально избегать.

  • Стоит позаботится о том, чтобы работа действительно нравилась вам, приносила радость и удовлетворение. Зачастую ссоры и ругань возникают именно там, где люди попросту заняты не своим делом, их может не устраивать отсутствие карьерного роста, неудовлетворительная заработная плата, и так далее. Потому еще на этапе трудоустройства нужно выяснить все детали, а кроме того, не помешает познакомится и с будущими коллегами.
  • Ни в коем разе нельзя думать, что единственно верная точка зрения, это ваша собственная. Даже если вы точно высокопрофессиональный специалист, и точно знаете, что к чему, будьте готовы выслушать разнообразные точки зрения, быть может и в них отыщется рациональное зерно, достойное несомненного внимания. В особенности, это актуально, когда мнение коллег кардинальным образом отличается от вашего. Если на работе конфликт с коллегой по профессиональным вопросам, то его можно воспринимать как рабочий спор и поиски оптимальных решений, не более.
  • Надо обязательно уяснить досконально круг своих обязанностей, которые вам диктует должностная инструкция. Правда, вовсе не исключено, что вам придется помогать кому-то в чем-то, или выполнять личные директивы шефа, однако садится себе на голову позволят нельзя ни в коем разе.
  • Требуя чего-либо от людей, не забывайте, что вы и сами должны соответствовать своим же высоким критериям. То есть, ни в коем разе проблемы с коллегой на работе нельзя решать хамством, грубостью, придирками и так далее.
  • Есть и еще одно правило, которое тут мы озвучили последним, однако оно очень важное, потому упускать его из виду нельзя. Досужие сплетни, клевета и разговоры за спиной – это как раз то, в чем вы никогда не должны принимать участие. Сразу же ставьте на место всех, кто пытается выбить вас из колеи, рассказывая небылицы о коллегах, и тогда данная проблема снимется сама собой, или, вернее, попросту не возникнет.

Конфликт неизбежен. Как себя вести?

Итак, вам не удалось избежать неприятной ситуации. Давайте поговорим о том, как себя вести в конфликте:

  1. Businessmen fighting for agreement signingПостарайтесь сохранять спокойствие, дайте человеку высказаться. Если вы будете перебивать и комментировать его речь, то это лишь увеличит накал конфликта. Наберитесь терпения. Только после того, как оппонент выскажется, можно переходить к следующему пункту.
  2. Конструктивный разговор. Когда человек выплеснул свои эмоции, он может вести нормальный диалог, нужно только подтолкнуть его к этому. Попросите собеседника обосновать свои претензии. Если он вдруг снова начнёт скатываться в эмоции, нужно тактично вернуть разговор в русло «по существу».
  3. Упомяните о своих чувствах. Это не про те чувства, которые вы сейчас испытываете к этому человеку. Возможно, вы вообще хотите дать ему в глаз. Это про чувства по отношению к ситуации. Скажите, что тоже расстроены произошедшим. Это позволит оппоненту понять, что он не один, его чувства разделяют.
  4. Вместе найдите причину спора и определите пути решения ситуации. Часто суть проблемы люди видят по-разному. Нужно прийти к единому пониманию и обозначить общие шаги, которые помогут её решить.
  5. Проявляйте уважение. Во время беседы подчеркивайте внимание к его персоне при помощи подобных фраз: «Правильно ли я вас понял…», «Давайте обсудим, если у вас другая точка зрения…» и т. д. Подобные высказывания уменьшат агрессию, располагают к вам человека.
  6. Извинитесь, если не правы. Когда вы признаёте свои ошибки — это не делает вас слабым. Наоборот, только зрелые и умные люди способны извиняться. Ошибаются все, главное то, как ты исправляешь ошибки.
  7. Сохраняйте отношения. Вне зависимости от того, как разрешился конфликт, выскажите надежду на хорошие отношения в дальнейшем. Разногласия появляются и исчезают, а люди остаются.
Предлагаем ознакомиться:  Как похудеть и не навредить здоровью 🚩 как похудеть не навредив здоровью 🚩 Здоровье и медицина 🚩 Другое

Эти рекомендации помогут не превратить рабочий день в балаган и выяснение отношений. Они будут полезны, если ваш оппонент довольно эмоционален и праведно разгневан, но при этом держится в рамках приличия: не хамит, не применяет нецензурные выражения.

Что делать, если вам хамят?

Понятно, что бывает и так, что конфликтных и напряженных ситуаций избежать попросту не удается, а порой мы попросту ищем помощь уже тогда, когда ссора назрела и вот-вот готова дать трещину или разрастись до масштабов термоядерной атаки.

Чтобы понять, как выйти из конфликта на работе в такой ситуации стоит десять раз подумать, ведь все испортить очень просто, а удастся ли что-то восстановить в последствии вовсе не известно. Зачастую конфликт заканчивается простой отчужденностью и сведению общения к решению чисто деловых вопросов и это наиболее оптимальный выход.

  1. Никогда и ни при каких обстоятельствах, проблемы с коллегами на работе не получиться решить руганью, криком и хамством в ответ на подобное поведение. Не стоит включаться в ссору, орать и размахивать руками. Холодного и отстраненного ответа будет достаточно, и вы не ударите в грязь лицом, и ваш обидчик, скорее всего будет поставлен в тупик, ведь все его поведение направлено на то, чтобы вызвать у вас эмоциональный всплеск.
  • Если откровенной ссоры на людях избежать не удалось, то «обсасывать» детали постфактум с коллегами строго не рекомендуется. Не нужно этого длительного перемывания косточек, так как на пользу оно не пойдет совершенно никому.
  • Не нужно боятся поговорить о сложившейся ситуации с прямым руководством. Однако это выход из максимально трудных конфликтов, когда вас откровенно подставляют, издеваются, и так далее.

Конфликты на работе

Стоит запомнить

Для тех, кто трудится в крупных компаниях, нужно знать, что специально для разрешения конфликтов в коллективе, существует специальная служба, которая называется комплаенс. Просто узнайте, есть ли нечто подобное у вас на работе и смело обращайтесь туда.

Если ситуация вышла из-под контроля, и вы понимаете, что человек просто в неадекватном состоянии, помните, вы не обязаны это выслушивать! Спокойным уверенным голосом скажите, что в таком тоне разговаривать вы не намерены. Если есть возможность выйти из комнаты, в которой произошел конфликт, — сделайте это.

Предлагаем ознакомиться:  Мужчина водолей женщина телец в постели

Уроки от профессионалов: как выжить в коллективе и остаться самим собой

Однако бывает и так, что конфликтные ситуации могут возникать не только с коллегами. Гораздо сложнее понять, как разрешить конфликт на работе, если ваш оппонент, по совместительству еще и начальник или же прямой руководитель.

Ситуация усугубляется тем, что именно от этого человека может зависеть ваша персональная карьера, профессиональный рост и так далее. В первую очередь, стоит понимать, что кричать в ответ, бросаться в лицо обвинениями и ругаться нельзя.

Молча выслушайте тираду до конца, а потом тихо уходите, прикрыв за собой дверь. Оставшись наедине стоит задуматься, а так ли беспочвенны обвинения руководителя? Может вам и правда стоит пересмотреть собственное отношение к работе?

Прежде, чем разбираться, как решить конфликт на работе с начальством, нужно десять раз подумать, кто прав, кто виноват. Признаки конструктивного конфликта отличить будет несложно, все же, что выходит за рамки – это уже придирки.

  • Обсуждаться может исключительно ваша профессиональная деятельность, а не внешний вид, моральный облик, семейное положение, национальность и так далее.
  • Если вы неоднократно получали замечания по одному и тому же поводу, значит рациональное зерно в этом есть, не так ли?
  • Остальные коллеги зачастую высказываю неудовлетворенность вашим трудом, навыками, поступками.
  • Ругать и отчитывать за проступки начальник предпочитает в закрытом кабинете, а не на глазах всех коллег.
  • Руководитель откровенно указывает на то, что ваши действия или же решения и поступки негативно влияют на деятельность всей компании или предприятия.

Итог

Лучше предупредить, чем лечить, поэтому в первую очередь нужно заботиться о профилактике. Следующие методы помогут вам избежать или хотя бы снизить процент возникновения конфликтов на работе:

  1. дипломатия, способность идти на компромисс;
  2. уважение чужого пространства;
  3. чувство такта, установленные границы общения;
  4. решение проблем, а не накопление негативных эмоций;
  5. стойкость к провокациям;
  6. добросовестное выполнение своей работы.

Как уладить конфликт на работе с прямым руководством

Если при ближайшем рассмотрении и анализе ситуации с начальством вы поняли, что по большому счету, хотя бы доля вины на вас, все же, имеется, значит стоит подумать о том, чтобы как можно скорее исправить собственные ошибки.

Однако бывает так, что вы попросту не понравились директору, и он начинает придираться. Тогда выйти живым и здоровым, конечно же, фигурально выражаясь, и обойтись малой кровью будет очень трудно. Как же понять, что вас «преследуют» умышленно и не заслуженно?

  • Постоянной деструктивной критике подвергается не только ваша деятельность в профессиональном плане, но также и личностные качества, внешность, национальность, возраст, пол и так далее.
  • Вы регулярно слышите упреки и укоры, причем по самым незначительным, да и вообще не относящимся к работе вопросам.
  • Если руководитель поднимает голос, ничуть не стесняясь присутствия остальных коллег.
  • Когда вы просите указать на ошибки, но конкретной формулировки так и не получаете.

Выйти с честью из подобной ситуации бывает невыносимо трудно, и может вполне случится так, что вам попросту придется отправляться на поиски новой работы. Этот вариант нельзя сбрасывать со счетов, но и терпеть бесконечные придирки и незаслуженные обвинения ради приличной зарплаты не стоит, иначе жизнь может превратится в настоящий ад, а это вовсе не вариант.

Никогда не орите в ответ, ваша агрессия вызовет ответный взрыв эмоций, еще более мощный и разрушительный. Напоследок, хотелось бы повторить слова одного знаменитого мультипликационного героя, который считал, что самое главное – это спокойствие, и только спокойствие!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector