Идеалы и нравственные ценности.

Общие сведения

Духовно-нравственные идеалы личности служат образцом для подражания. Общество предъявляет к людям определенные требования морального поведения. Его носителем как раз и являются нравственные идеалы. Образ высокоразвитой в моральном плане личности воплощает в себе те положительные качества, которые служат эталоном отношений и поведения между людьми.

Представления о свободе и подлинности бытия в экзистенциализме.

Представления
о свободе и подлинности бытия в
экзистенциализме. — раздел Культура,
Предмет и функции этики Экзистенциализм
(«Философия Существования») Выдвинул
Тео…

(«философия существования») выдвинул
теоретический тезис: «сущность
предшествует существованию». Применительно
к

бытию
человека это означает, что существование
человека не является разверткой какой-то
его предзаданной сущности; напротив,
человек в ходе своего существования
обретает сущность, которая никогда не
является завершенной.

Для
Алъбера Камю, французского писателя и
философа, исходной стала тема абсурдности
человеческого бытия, всесторонне
рассмотренная в эссе «Миф о Сизифе».
Абсурдны катастрофы этого мира, но не
менее абсурдно наше повседневное
обыденное существование.

отрицательный:
самоубийство только увеличивает
абсурдность происходящего. Наше положение
в мире подобно положению Сизифа, катающего
тяжелый камень жизни без надежды
когда-либо достичь результата.

Пока
Сизиф проклинает богов, принудивших
его к этому бессмысленному труду, и
надеется, что ситуация изменится, боги
смеются над ним. Надо достичь абсолютной
ясности в понимании своей участи и
перестать надеяться, тогда катание
камня станет делом самого Сизифа, он
изменит ориентацию своего сознания, а
ситуация благодаря его усилию наполнится
смыслом.

том,
что моральные ценности возможны.

Ж,П.Сартр
полагал, что человек в принципе ведет
неподлинное существование, он «заброшен
в мир», чуждый его сокровенным чаяниям.
В

Идеалы и нравственные ценности.

неподлинном
мире подлинность существования человек
обретает лишь, совершая выбор. Однако
все традиционные опоры морального
выбора

(семья,
религия, общество) утратили свое значение,
индивид оказался «брошенным в свободу».
Именно «граничные ситуации» (ситуации
на грани жизни и смерти) наиболее ясно
выявляют наше подлинное «я».

Выбор в
них совершается абсолютно индивидуально,
на свой страх и риск, без гарантий
морального одобрения. Абсолютно свободный
человек несет всю ответственность за
свои поступки и их последствия.

Такая
глобальная ответственность делает
человеческое существование полным
Заботы, Тревоги, Отчаяния. Совершая
поступки, избранные в качестве
нравственных, человек не может надеяться
на успех, но все-таки должен их совершать,
чтобы обрести подлинность существования.

Предлагаем ознакомиться:  Создаем плоский живот с помощью несложных упражнений

Отношение ученых

Идеалы и нравственные ценности разных времен различались между собой. Многие известные мыслители и поэты поднимали эту тему в своих произведениях. Для Аристотеля нравственный идеал заключался в самосозерцании, познании истины и отрешении от мирских дел.

По мнению Канта, внутри любой личности находится «совершенный человек». Инструкцией для поступков его и является нравственный идеал. Это своеобразный внутренний компас, который приближает человека к совершенству, но при этом совершенным не делает.

Право, как минимум нравственности (по в.С. Соловьеву)

В
своем философском учении о праве В. С.
Соловьев (1853-1900) различает право
положительное и право естественное.
При этом естественное
правотрактуется
им как
общая идея права, его разумное начало.

Соловьев замечает, что о естественном
праве речь идет «каждый раз, когда
вообще говорится о каких бы то ни было
правовых отношениях. Нельзя судить или
оценивать какой-нибудь факт из правовой
области, какое-нибудь проявление права,
если не иметь общей идеи права, или его
нормы» [ Соловьев
В. С .
Оправдание добра. М., 1996. С. 325. ].

Естественное
право как нечто умозрительное — это,
следовательно, не реально действующее
право, наряду с положительным правом,
а смысл всякого действующего права.
«Таким образом, — писал Соловьев, — под
естественным, или рациональным, правом
мы понимаем только общий разум или смысл
(рацио, логос) всякого права как такового.

С этим понятием естественного права
как только логического prius [Предшествующее,
первичное ( лат
.).
] права положительного, не имеет ничего
общего существовавшая некогда в
юридической науке теория естественного
права, как чего-то исторически
предшествовавшего праву положительному»
[Соловьев
В. С.

В
основе права лежит «свобода как
характеристический признак личности»
[Там же. С. 97. ]. Но свобода лица, поясняет
Соловьев, превращается в право только
тогда, когда за всеми одинаково признается
их свобода.

«Таким образом, — писал
он, — моя свобода как право, а не сила
только, прямо зависит от признания
равного права всех других. Отсюда мы
получаем основное определение права:
право
есть свобода, обусловленная равенством.

В
этом основном определении права
индивидуалистическое начало свободы
неразрывно связано с общественным
началом равенства, так что можно сказать,
что право есть не что иное, как синтез
свободы и равенства «.
Этот синтез и есть, согласно Соловьеву,
выражение смысла естественного права.

» право
(то,
что требуется юридическим законом) есть
низший предел, или некоторый минимум,
нравственности, равно для всех
обязательный».
Такая характеристика содержится и в
«Оправдании добра»: » право
есть низший предел или определенный
минимум нравственности» С.
328. ].

Предлагаем ознакомиться:  Прически на короткие волосы: пошаговые уроки с фото

Таким
образом, право, согласно Соловьеву, —
это выражение принудительной
нравственной справедливости.

Как
«воплощенное право» и правовую
организацию общественного целого,
заключающую в себе полноту положительного
права и единую верховную власть, трактует
Соловьев государство. Речь у него идет
о «правовом
государстве»[
Соловьев
В. С.

В
контексте христианских идеалов
нравственной солидарности человечества
Соловьев подчеркивает «нравственную
необходимость государства» и определяет
его «как собирательно-организованную
жалость».

Связь права с нравственностью, замечает
Соловьев, дает возможность говорить и
о » христианском
государстве» и
в этой связи также и о прогрессивной
задаче государства, состоящей в том,
чтобы государство «как можно вернее
и шире обеспечивало внешние условия
для достойного существования и
совершенствования людей»

Таким
образом, у Соловьева речь по существу
идет не только о
правовом, но и о социальном государстве(в
его христианско-нравственной трактовке).

Цель

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана.

Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека. Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность.

Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных.

Влияние на развитие общества

Понимание о нравственном идеале имеет распространение и на все общество. Человек мечтает видеть себя в социуме, который будет построен на гуманных и справедливых принципах. В этом случае идеалом служит образ такого общества, в котором возможно выражение интересов определенных социальных групп, их понятий о высшей справедливости и том общественном устройстве, которое стало бы лучшим.

Нравственные показатели общественного идеала состоят из равноправного распределения жизненных благ между членами общества, соотношения между человеческими правами и обязанностями. К высокоморальным элементам относят способности личности, ее место в жизни, вклад в общественную жизнь и объем полученного взамен за это.

Нравственные идеалы обуславливают положительные показатели жизни и способность к достижению счастливого существования. Стремясь к совершенству, которое является конечной целью всех усилий, человек и общество должны использовать только высокоморальные средства.

Предлагаем ознакомиться:  Моральная и физическая измена суть различия последствия что делать

Во времена коммунистического строя нравственные идеалы были призваны служить становлению, укреплению существовавшего строя. Показателем высокой морали современного общества является гармонически развитая личность.

Ее отличает стремление к нравственному совершенству. Общество предъявляет к своим членам определенные моральные требования. Они в совокупности образуют модель полноценно развитой личности. Постоянно обогащаясь, пополняясь чем-то новым, они отражают развитие нравственной практики социалистического социума.

Нравственные идеалы нашего времени имеют характер активный и действенный, связанный с потребностями социума. Они приобретают реальные очертания в социалистическом взаимодействии членов общества. Моральные устои современности активно действуют в сферах самосовершенствования, нравственного воспитания и саморазвития.

Плеханов сказал о том, что чем активней человек стремится к достижению общественного идеала, тем выше он становится в нравственном плане. Но даже в социалистическое время высокоморальные показатели, не совпадая с реальностью, идут на шаг впереди.

Они ставят перед человеком определенные цели, заключающиеся в постоянном движении, непрерывном процессе развития. Повышение социальной активности личности, совершенствование социальной практики и морального воспитания – все это в комплексе позволит разрешить противоречия, возникшие между действительностью и нравственным идеалом.

Содержание

Ленин считал нравственные идеалы «моральным высшим», соединяющим в себе положительные характеристики. По его мнению, они представляли собой все необходимое для людей и являлись образцом для социума. Из нравственных свойств, оцениваемых по высшей шкале, строится содержание идеала.

Сознание возводит в превосходную степень те высокоморальные черты, качества, отношения людей, которые действительны и реальны по своей сути. Общество и личность стремятся воплотить в жизнь нравственные ценности.

Каждый член социума должен достойно и правильно мыслить, уметь строить отношения и взаимодействовать. Идеал сопровождается определенными положительными эмоциональными проявлениями. К ним, в частности, относят восхищение, одобрение, желание быть лучше.

Все это является сильным стимулятором, заставляющим человека стремиться к самовоспитанию и саморазвитию. Выделяется несколько видов идеала: регрессивный и реакционный, реальный и утопический. Содержание моральных качеств изменялось в ходе истории.

Идеалы прошлого времени по причине своей иллюзорности и оторванности от действительности, не нацеленные на активность отдельной личности, остались недоступными. Даже суть прогрессивных высокоморальных показателей брала за основу субъективные пожелания, без осознания непредвзятости закона и путей достижения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector