Как можно воспитать в своем ребенке самостоятельность

Этапы такие

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий.

  • Годам к четырём малышу необходимо приобрести элементарные навыки самообслуживания: одеваться-раздеваться, самостоятельно есть, умываться, пользоваться туалетом.
  • Старший дошкольный возраст (4–6 лет) – самое подходящее время для того, чтобы начать обучать ребёнка правилам, существующим в семье, и учить его поддерживать принятый в доме порядок. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к теме порядка, интересуются правилами и хотят следовать им. При этом недостаточно рассказать о правилах один раз – этот разговор необходимо возобновлять всякий раз, когда порядок нарушается. Самостоятельность ребёнка будет проявляться в соблюдении правил без напоминания о них.
  • Младший школьник учится самостоятельно организовывать своё личное пространство, размещая по своему усмотрению игрушки и школьные принадлежности, ведя дневник и тетради. Ближе к средней школе к этому добавляется ответственность за выполнение уроков и каких-то обязанностей по дому.
  • Подросток продвигается в самостоятельности дальше, учась распределять время между различными занятиями и увлечениями. Если он получает от родителей карманные деньги, то также учится планировать свои расходы.

Долгий процесс

Кто-то может спросить: а разве самостоятельность не приходит к человеку сама собой в ходе взросления? К сожалению, так думают многие родители и ошибаются. В результате к подростковому возрасту ребёнок оказывается либо слишком беспомощным для своих лет, либо начинает чересчур активно утверждать свою волю, «воюя» с родителями изо всех молодых сил и подчас становясь совершенно неуправляемым.

Предлагаем ознакомиться:  Как не спутать синдром Ретта у детей с другим похожим по звучанию

И там и там о какой бы то ни было самостоятельности речь не идёт. В первом случае это очевидно, а во втором – это не самостоятельность, а самоутверждение, первый всплеск которого обычно приходится на трёхлетний возраст, а потом может повториться у подростка.
Чтобы избежать подобного развития событий, надо заранее начинать понемногу передавать своему чаду посильную долю ответственности. Приучение к самостоятельности – процесс долгий, неспешный и поэтапный.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
Предлагаем ознакомиться:  Диета Кима Протасова: меню, рецепты, этапы и отзывы

Задачи родителей

В это время родители должны всячески поддерживать ребёнка, хвалить за успехи, отмечать его достижения.

Передавать опыт по следующей схеме: показываем – делаем вместе с ребёнком – контролируем – передаём ответственность. В случае сбоя следует вернуться на шаг назад.

При каждом нарушении заведённых в доме правил указываем на ошибку. (Беспорядок в вещах, нежелание брать посильную ответственность за что-то – обычно результат незнания правила или его отсутствия.)

Регулярно проводите с ребёнком «разбор полётов»: что у него получилось, что – нет и почему. Завершение каждого этапа обучения может стать маленьким «праздником взросления». Например, в день рождения, в Новый год или в конце учебного года можно отметить, чему ребёнок научился за этот год, что он теперь умеет и что родители ему отныне могут доверить.

Чаще беседуйте с ребёнком о том, как человек становится взрослым, чем взрослые отличаются от детей, как получается, что человек сначала чего-то не умеет, а потом уже может это сделать…

Читая вместе книжки и смотря фильмы, обсуждайте ситуации, где герои развиваются, растут, чему-то учатся.

Объясняйте ребёнку, что «взрослость» – это возможность выбора своих действий и несение ответственности за свой выбор.

– Когда ребёнок на примере мамы и папы видит, что самостоятельному человеку жить лучше, чем тому, кто боится ответственности, когда он с детства знает, что нужно самому принимать решения и отвечать за них, без страха и оглядки на кого-то со стороны, вряд ли он вырастет несамостоятельным. Очень важно, какой пример вы подаёте детям.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
  3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Предлагаем ознакомиться:  Техника расслабления и полной релаксации тела и мышц

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться «отпускать» своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
  2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
  3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Татьяна Волженина,детский психолог

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector