Обращение на вы этикет

Первый «реестр» вежливых слов и выражений

Известно, что на Руси впервые вежливые формы обращения были изложены в своеобразном учебнике, появившемся в 1717 году. Эта книга, составление которой проходило при личном участии Петра I, носила название «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» и предназначалась главным образом для молодых россиян.

Примерно в тот же период государь, насаждавший в стране европейскую форму поведения, ввёл в употребление обращение на «вы», заимствованное им из ряда иностранных языков. В прежние времена во множественном числе обращались к человеку лишь в том случае, если хотели придать словам особый смысл.

В 1722 году Петром I был «Табель о рангах» ─ документ, определяющий соответствие военных, гражданских и придворных чинов, деливший их на 14 классов. В нём, кроме всего прочего, указывалось, как обращаться к начальнику того или иного ранга.

«Искажённая вежливость»

Любопытно отметить, что столь привычное нам сегодня обращение на «вы» укоренялось в русском языке, преодолевая сопротивление, исходившее иной раз от представителей самых прогрессивных кругов отечественной интеллигенции.

Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть толковый словарь В. И. Даля, составленный в середине XIX века. В нём выдающийся русский писатель и лексикограф характеризует обращение на «вы» как искажённую форму вежливости.

Более того, в одной из своих статей он высказывает критику в адрес тех педагогов, которые считают уместным и даже необходимым говорить своим ученикам «вы» вместо того, чтобы заставить их обращаться на «ты» к себе самому.

Речевой этикет обращения

Если вам нужно обратиться к незнакомому человеку, например, в общественном месте, то лучше всего начать разговор или вопрос со слов: «простите», «будьте добры», «позвольте или разрешите обратиться». Кроме того, к незнакомым или малознакомым людям, а также вышестоящим по должности следует обращаться на «вы».

Такой этикет обращения показывает вас вежливым и воспитанным человеком, уважающим окружающих. Это касается и людей, которые вам неприятны, обращаясь к ним на «вы», сохраняется определенная дистанция между вами и этим человеком.

Обращение на «ты», допускается только с родными, хорошими знакомыми и близкими людьми, однако, здесь не все так просто, поскольку может зависеть от конкретной ситуации, где вы сами принимаете то или иное решение.

В деловом мире принято обращаться к человеку, называя его звание, а также допускается употребление слов: «гражданин» и «господин». Согласно офисному этикету, обращаться к коллегам и сотрудникам нужно по имени и на вы, это касается и ваших близких друзей или родственников, которые работают вместе с вами.

В рабочее время, а тем более при окружающих необходимо поддерживать деловой этикет. Ни в коем случае нельзя фамильярничать в офисе и обращаться к человеку, используя пренебрежительное «эй, ты», это является признаком дурного тона и плохого воспитания, а также грубостью и невежеством.

Если вы услышали такое обращение в свой адрес, не стоит вступать в полемику и поучать вашего коллегу, лучше всего проигнорируйте его, пусть это послужит всем остальным личным примером. Если обращающийся таким образом к вам человек не унимается и продолжает окликивать вас или начинает грубить, не стоит отвечать ему тем же, ведь это будет означать, что вы опустились до его уровня невоспитанности и хамства.

Если вы попали в уже сформированный коллектив, где обращение к коллегам на «ты» является нормой, не стоит пытаться изменять ход событий, устанавливая новые правила, поскольку вы новый человек в коллективе и это могут воспринимать, как надменность и выражение своей чрезмерной значимости.

Во многих случаях официальные отношения переходят в более дружеские, что означает постепенный переход от вежливого обращения «вы» к дружескому «ты». Существуют определенные правила, позволяющие совершить этот переход.

Предлагаем ознакомиться:  Waacking и Aerofreestyler новые танцевальные уроки для похудения

Абсолютно во всех случаях такое предложение должно прозвучать от начальника к своему подчиненному или от старшего к младшему, но ни в коем случае не наоборот. Более сложная ситуация складывается с таким переходом между мужчиной и женщиной.

Обращение на вы этикет

Раньше считалось нормой, что о переходе с «вы» на «ты» должен предлагать мужчина, а за женщиной остается право выбора, соглашаться либо нет. В сегодняшнем эмансипированном мире, допустимо предлагать сменить формальное обращение на более приятельское, женщинам.

Вообще существует немало видов и форм этикета обращений, в зависимости от ситуации. Например, доверительные отношения, которые предусматривают обращение к группе людей такими словами «дорогие друзья» или «уважаемые коллеги».

В некоторых ситуациях уместно шуточное обращение, когда позволяется употреблять ласкательно-уменьшительную форму имени или прозвище, которое не должно быть обидным и задевать чувства человека, к которому вы обращаетесь.

Также существует интимная форма обращения к человеку, с которым у вас сложились более теплые и дружеские отношения, к таким обращениям относятся: дорогой, милый или родной. Официальный стиль обращения чаще всего сопровождается словами господин или госпожа в сочетании с именем человека, к которому вы намерены обратиться.

Политика, вторгшаяся в повседневный лексикон

Вскоре после февральской революции Декретом Временного правительства были упразднены сословия и чины. Ушли в прошлое и установленные ранее формы обращения к их представителям. Вместе с ними вышли из употребления и прежние слова «сударь» и «сударыня», уступившие после октябрьского переворота место общепринятым в советское время «гражданин», «гражданка» или бесполому ─ «товарищ», адресовавшемуся как к мужчинам, так и к женщинам.

Статьи Употребления — ты — и — Вы — при обращении

Обращение на вы подчеркивает вежливое и уважительное отношение к человеку. Это местоимение используется в официальной сфере, при обращении к незнакомым или малознакомым людям, к старшим по возрасту или к лицам, занимающим более высокую ступень в социальной иерархии. Вы также используется и при общении с коллегами или с младшими.

Если вы встречаете человека впервые, то обязательно обращаетесь к нему на вы. Ты употребляется в отношении друзей, хороших знакомых, родственников. К детям также обращаются на ты, однако к человеку, достигшему 18 лет, следует обращаться на вы.

Четких и строгих норм перехода от вы к ты не существует. Старайтесь быть тактичными. В качестве общего ориентира следуйте правилам:

  • поспешная фамильярность бывает неприятна, поэтому не торопитесь переходить на ты;
  • в отношениях с мужчиной женщина определяет переход с вы на ты;
  • избегайте переходить на ты, если вы знаете, что человек, к которому вы обращаетесь, по отношению к вам не может себе позволить такой переход, например, из-за большой разницы в социальном статусе. Начальственное тыканье выглядит грубостью (исключения здесь могут составлять отеческие отношения, но вы должны быть абсолютно уверены, что это не оскорбляет подчиненного).

Если вы хорошо знакомы с человеком и обращаетесь к нему на ты, не следует пользоваться этим в официальной обстановке, демонстрируя тем самым свои отношения. Например, задавая вопросы или выступая на крупных конференциях, надо обращаться на вы к своему коллеге независимо от того, как вы к нему обращаетесь обычно.

Предлагаем ознакомиться:  Правила поведения на рабочем месте

Обращение на вы этикет

Надо быть осторожным при обращении к хорошо знакомому человеку, если вы берете у него интервью, которое будет напечатано или выйдет в эфир. В некоторых случаях обращение на ты может выступать в качестве журналистского приема и подчеркивать доверительный характер беседы.

Различны традиции при переходе на ты в разных странах. Например, хотя в английском языке нет различий между этими двумя местоимениями, американцы довольно легко переходят на ты, просто называя другого по имени. Для японцев же, напротив, такой быстрый переход при деловом общении будет неприемлем.

В каких случаях допускается обращение на «ты»?

Согласно общепринятым нормам поведения, это делается прежде всего в официальных ситуациях: на работе, в различных учреждениях и общественных местах. При этом говорить «вы» подобает в следующих ситуациях:

  1. Когда диалог ведётся с малознакомым или вообще незнакомым человеком.
  2. Если собеседники знакомы, но состоят в официальных отношениях, например, коллеги по работе, студенты и преподаватели, подчинённые и их начальники.
  3. В тех случаях, когда приходится обращаться к лицу старшему по возрасту или занимающему руководящую должность.
  4. И, наконец, официальным лицам, а также обслуживающему персоналу магазинов, ресторанов, гостиниц и прочих учреждений подобного рода.

При этом всегда следует помнить, что обращение на «вы» к незнакомому человеку является нормой, установленной элементарными правилами поведения.

В определённых, главным образом неофициальных ситуациях, правила речевого этикета допускают обращение на «ты». Оно бывает уместно как на работе при общении коллег вне сферы служебной деятельности, так и дома или на отдыхе.

Обращение на вы этикет

Подобная форма обращения может служить выражением дружеских отношений между собеседниками, и подчёркивать неофициальный характер данного разговора. Однако, чтобы не попасть в неловкое положение, следует иметь в виду, что говорить «ты» допустимо лишь:

  1. Близко знакомому человеку, с которым приходилось общаться ранее, и, отношения с которым, позволяют пренебречь более строгими официальными требованиями в обращении.
  2. Взрослым людям в разговоре с детьми или подростками.
  3. В неофициальной обстановке к младшему или равному по служебному положению.
  4. В разговорах между детьми и родителями современная традиция допускает употребление «ты» как одной, так и другой стороной.
  5. В молодёжной и детской среде между ровесниками, даже если они не знакомы между собой.

Согласно общепринятым правилам речевого этикета, абсолютно недопустимым считается обращение на «ты» младшего лица (как по возрасту, так и по социальному или служебному положению) к старшему. Кроме того, признаком невоспитанности и дурного тона является манера говорить «ты» работникам из числа обслуживающего персонала учреждений.

Нюансы общения руководителей с их сотрудниками

Важной составляющей правил поведения в обществе является регламентация употребления «ты» и «вы» в обращении начальника к подчинённому. Не выходя за рамки приличий, руководитель может говорить своему сотруднику «ты» лишь в том случае, если тот имеет возможность ответить ему подобным же образом.

Очень важным моментом в этикете общения является обращение к человеку. На «ты» допустимо обращаться лишь к близким друзьям и детям, не достигшим совершеннолетия. Ко всем остальным, независимо от того, знакомы вы или нет, необходимо обращаться только на «вы».

Тактичным должен быть и переход на «ты». Обычно, инициативу в этом переходе берут женщины или более старшие люди по социальному положению или по возрасту. Когда вы ведёте с кем-либо беседу, правильнее будет, упоминая кого-то, назвать его по имени и отчеству, вместо слов «он» и «она».

1) Официальное обращение (гражданин, господин, товарищ, мадам, также можно использовать звания и титулы того, к кому обращаются);

Предлагаем ознакомиться:  Как похудеть ПОДРОСТКУ 12-16 лет – меню на НЕДЕЛЮ

2) Неофициальное обращение (на «ты», по имени, дорогой друг, подруга);

3) Безличное обращение (если необходимо обратиться к незнакомцу, то используются следующие фразы: «извините», «прошу прощения», «подскажите», «позвольте» и т. д.)

По этикету при обращении к человеку нельзя разделять его по половому признаку – «женщина», «мужчина»; по роду занятий – «сантехник», «грузчик»; по возрасту – «старик», «ребенок». Однако, позволяется называть работниц из сферы услуг – «девушка», но всё же, в таком случае, лучше применять безличное обращение.

Если Вы, произнося имя собеседника, запнулись или перепутали его, то необходимо извиниться.

Самая лучшая дистанция при общении с незнакомыми людьми и деловыми партнерами является 2 вытянутые руки. Если собеседник хочет закончить разговор и уйти, нельзя задерживать его за лацкан или преграждать путь.

Главное в общении – это хорошая тема для беседы. Длинные монологи, воспоминания, рассказы о своих делах, заботах, детях, привычках считаются не лучшими темами для разговора. Также нельзя «перемалывать косточки» знакомым и жаловаться на свое здоровье.

По этикету при разговоре не следует затрагивать тем, неприятных для собеседника. Если это произошло нужно извиниться и перевести разговор на нейтральную тему. Также не стоит разговаривать на профессиональном жаргоне или на незнакомом для остальных языке.

Если какой-либо разговор вам не интересен, то не показывайте этого и постарайтесь скрыть своё раздражение. Тем более непозволительно исправлять собеседника и делать свои замечания, прерывая его речь. Веселые истории и анекдоты хороши в меру.

Установление неформальной формы обращения

Общепринятые нормы приличий предусматривают между тем переход партнёров с «вы» на «ты». Однако он возможен лишь в тех случаях, когда между ними устанавливаются соответствующий тип отношений, позволяющий заменить в разговоре формальное обращение на более тёплое и дружеское.

Следует отметить, что общепринятые нормы поведения предусматривают определённый срок, необходимый для того, чтобы установившееся в момент знакомства обращение на «вы» уступило место более открытому и дружелюбному «ты».

Важно тонко уловить момент, в который возможно предложить партнёру перейти в разговоре на «ты», так как в случае ошибки и его отказа неизбежно возникнет неловкая ситуация. Поэтому для изменения формы обращения необходимо почувствовать желание своего собеседника.

Речевой этикет русского языка предусматривает также переход с дружеского «ты» на более официальное «вы», хотя в повседневной жизни это встречается и нечасто. Тем не менее он возможен в тех случаях, когда отношения между собеседниками ухудшились и приняли сугубо официальный характер. Это может произойти в результате ссоры или каких-либо серьёзных разногласий.

Иногда обращение на «вы» может явиться следствием того, что разговор носит официальный характер и происходит в присутствии посторонних лиц, при которых собеседники, обычно говорящие друг другу «ты», вынуждены соблюдать общий этикет.

В данном случае адресованные друг другу «вы» свидетельствуют не об изменении межличностных отношений, а лишь об особенностях конкретной ситуации. Например, преподаватели в присутствии учащихся, как правило, общаются между собой на «вы», хотя, оставшись одни, при надлежащих условиях вполне могут позволить себе неформальное «ты».

Все вышеперечисленные правила этикета должны соблюдаться и в тех случаях, когда общение происходит не в устной, а в письменной форме. При этом местоимения ваш и вы с большой буквы являются формой вежливого обращения только к одному конкретному адресату.

Если же письмо или иной документ обращён к нескольким лицам, то местоимение во множественном числе следует писать со строчной (маленькой) буквы. Писать «вы» с большой буквы, обращаясь к нескольким лицам, является ошибкой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector