Основные стороны общения в психологии особенности и значение

Понятие и виды общения

В психологии под общением подразумевается понятие, когда в коммуникационный процесс вступают два равноправных партнера, создающих психологическое взаимодействие между собой. Разделяют виды коммуникации, которые учитывают обстановку, в которой собеседники находятся:

  • Прямая и опосредованная.
  • Терапевтическая.
  • Групповая и межгрупповая.
  • Межличностная.
  • Массовая.
  • Криминогенная.
  • Интимная.
  • Доверительная.
  • Конфликтная.
  • Личная.
  • Деловая.
  • Ненасильственная.

В общении участвует как минимум два человека: коммуникатор (тот, кто передает информацию) и реципиент (тот, кто информацию воспринимает). В процессе общения происходит выражение, передача, восприятие и понимание информации.

Общение включает такие аспекты:

  • Суть – информация, которая транслируется. Может передавать эмоциональный настрой, информацию о внешней среде.
  • Задача – с какой целью человек вступает в процесс общения? Здесь могут удовлетворяться многочисленные потребности: социокультурные, эстетические, когнитивные, созидательные, нравственные и пр.
  • Средства – какими способами передается информация? Сюда входят язык, формы сообщения, использование специальных знаков и органов чувств, пр.

Под педагогическим общением понимается взаимодействие ученика и учителя, когда один индивид передает знания и развивает вторую личность путем учебно-воспитательного процесса. Педагогический процесс не может происходить без общения.

Данный вид деятельности является главным и основным. Данное понятие подразумевает обоюдное целенаправленное взаимодействие на одну цель, когда происходит трансформация, информирование, совершенствование одного из собеседников.

Кроме информационной функции, выделяют такие направления педагогического общения:

  1. Контактная функция – когда люди вступают в контакт друг с другом ради трансляции и поддержания взаимодействия.
  2. Побудительная функция – когда один побуждает другого на совершение определенных действий, направленных на закрепление нового материала.
  3. Эмотивная функция – когда у ученика вызывают определенные эмоции, переживания, настроения, таким образом происходит своеобразный обмен состоянием.

Психодинамический подход

Сходства и различия природы и культуры как условий существования
социального индивида.

Очевидно, они есть необходимые
условия существования социального индивида. Социальное существование своего
рода экспериментальное. Ему нет и не может быть полных гарантий. Существование
человека суть проблема, которую условно можно сравнить с решением задачи.

Природный и культурный опыт должны быть человеком с необходимостью присвоены.
Природный присваивается само собой, организм невинен. А культурный
присваивается так, что человек создаёт на природном материале личностные
свойства.

Природный и культурный опыт должен быть воспроизведен,
передан далее. Природа обеспечивает возможность своего воспроизводства.

Многие проблемы человека связаны с тем, что для передачи
культурного опыта у человека нет естественной потребности. Воспроизводство
культурного опыта суть нравственный моральный долг. По Канту категорический
императив. Организм порождают, а личность возрождается.

Общение –
это объективное взаимодействие социальных индивидов. Дюркгейм скажет: единица
анализа общества есть взаимодействие между по крайней мере двумя людьми.
Взаимодействие суть объективный факт.

В экономике, социологии тоже
рассматривают взаимодействие между социальными индивидами, но там оно
объективно, существует даже, когда люди не знают друг друга. Это взаимодействие
социальных позиций.

У Роджерса
группы открытого общения. Открытое – значит откровенное. И открытое есть
условие взаимного понимания людей. У Роджерса есть термин интерперсональное
знание. Есть знание субъективное и оно может быть неверным (мнение о каком-то
предмете, человеке и т.д.).

Объективное знание по Роджерсу совокупное мнение
экспертов. Можно собрать мнения специалистов, обобщить и в результате возникнет
объективное знание. Но даже оно может быть неверным, коллективной ошибкой.

В группах
есть элементарное упражнение. Один участник сказал что-то другому (мнение,
отношение и т.д.). Адресат сообщения должен его повторить. Повторяет и возможно
первый скажет, что он совсем не то имел ввиду. И первый уточняет мысль,
высказываясь иначе. И так до тех пор, пока люди не поймут друг друга.

Если общение
это деятельность, то она целостна, не сводится к сумме составляющих её
действий, к сумме целей индивидов. У общения как деятельности всегда есть
особое новое качество, которое возникает в процессе.

Предлагаем ознакомиться:  Краска для мелирования волос в домашних условиях: обзор, особенности выбора, описание технологии окрашивания

Им может быть и сам факт
интимной беседы, особое эмоциональное состояние субъектов, некий новый способ
действия, новый способ понимания реальности. Общение нужно не только для
вступления в отношения, но и чтобы по новому воспринимать окружающий мир.

Общение –
это взаимная активность по крайней мере двух индивидов, понимающих друг друга,
в результате которой появляются новые качества. Интерперсональное знание,
эмоциональные состояния, способы поведения и, наконец, новое восприятие и
понимание реальности.

Общение как деятельность. Первый
ответ: общение суть необходимое условие любой деятельности человека. И поэтому
само общение деятельностью не считают. Второй ответ: если общение это
деятельность у неё есть особый мотив, за которым стоит соответствующая
потребность.

Основные стороны общения в психологии особенности и значение

Конечно, общение технологическое требование к любой совместной деятельности.
Скажем, игроки в футбол или хоккей общаются друг с другом и это есть условие.
Но вот одна из команд забивает гол и что видим.

Потребность в общении и её развитие

.
Как всякая потребность имеется две стороны объективная и субъективная. Две
составляющих комплексной структуры выделил ещё Джемс, а разъяснил Маслоу.
Первый аспект – это объективная необходимость индивида в принадлежности своему
социальному целому.

Бывает человек принадлежит обществу, но не принят им. Второй
аспект — объективная необходимость быть принятым, признанным в обществе,
потребность быть замеченным (в чувствах, поступках и т.д.). Субъективный
эквивалент сформулировал Маслоу как чувство самоуважения.

Есть факты когда дети попадали к животным и их социальное и
психическое развитие было существенно замедленно. Едва ли возможно жить
человеку не среди себе подобных. Сюда же относятся факты детского госпитализма

.
Дефицит общения является гибельным для человека. Дети в домах для сирот от 50
до 90% погибали, формально от разного рода заболеваний, но суть в том, что
причиной подверженности заболеваниям был дефицит общения. Комплекс оживления

Основные стороны общения в психологии особенности и значение

– эмоциональная реакция на лицо взрослого человека. Это и есть первый крайне
важный эмоциональный контакт, обычно с матерью, но может быть и с другим
взрослым человеком.

Каково предметное содержание потребности в общении. Ответ дают популярные
эксперименты Харлоу – опыты с матерчатой мамой. 2 группы для
контроля, третья основная. Первая группа воспитывается в обычных условиях со
своими матерями. Вторая – в полной изоляции

без
матерей. Третья – в искусственных условиях, когда мать подменяется копией. Были
муляжи из проволоки, картона, других материалов. Оказалось, что новорожденный

детеныш предпочитает определенную сенсорную стимуляцию. Проволочный муляж
должен быть обтянут пушистой ворсистой материей. Необходимость телесного
сенсорного контакта. Конечно, успешнее развивались со своими матерями.

Трудности были в сенсорной изоляции. А воспитанники матерчатой мамы были в
промежуточном положении. С возрастом детеныши отходили на всё большее
расстояние от мам, но время от времени возвращались чтобы потереться и
зарядиться эмоциональным зарядом.

Чем старше детеныш, тем больше расстояния, на
которые он отходит. Мать есть помимо прочего условие познания окружающей среды.
Через какое-то время животные экспериментальной группы стали отставать в своем
развитии даже от тех, кто был в изоляции.

Реальная мать как бы подталкивает
детеныша к обследованию, к познанию окружающей среды. Реальная мать активна, а
матерчатая – пассивна. Обеспечивает эмоциональную поддержку, но не стимулирует
к контакту с окружающими. То что является условием развития может стать
причиной его задержки

.
Мать есть условие, мир, но этот мир со временем должен расширяться. Если мать
не выведет, то будет излишняя эмоциональная опека и она станет преградой, причиной
задержек развития.

Следующим социальным целым является семья ребенка. Здесь можно
было бы адресоваться к классикам психоанализа, где существует понятие семейная
триада. Условием психического развития является заполненность этой триады,
чтобы будущая социальная жизнь имела конкретизацию, свои эталоны.

Виды, функции и стороны общения.

Если в семьи
отсутствуют родители, то и дальнейшие представления о мужчине или женщине могут
стать размытыми. Любой взрослый человек может заполнить недостающее место.
Ребенок в детдоме ожидает любого взрослого как своего потенциального родителя.

Предлагаем ознакомиться:  Идеи очень нежного женственного маникюра

Это первый положительный аспект, который затем может смениться негативным. Если
ребенок так и не находит человека, который бы заполнил указанные места, он не
принимает других людей, относится к ним негативно, попадает в условия
социальной изоляции. Для мальчиков семейная триада комплекс Эдипа, для девочек
– комплекс Электры.

Семейная триада возможный источник личностных проблем. Это условие
первого рождения личности и иногда оно выходит не удачным. Отец для мальчика –
это конкретный образец мужской социальной роли, материал для эмоциональной
идентификации.

С другой стороны как всякий ребенок мальчик стремится и к
эмоциональному контакту с матерью. Фрейд рассуждал предельно: если мальчик
стремится стать как отец (стать отцом), значит стать мужем матери.

И тогда отец
начинает восприниматься как соперник, как препятствие на пути эмоционального
общения с матерью. Амбивалентное отношение к отцу и блокада эмоционального
контакта с матерью. Если этот комплекс не разрешен, то и в дальнейшем начальник
на работе (учитель, любой руководитель, старший товарищ) психологически
является для человека копией отца.

Бывает взрослая женщина конфликтует с
матерью, не замечая того, что она ведет себя точно так же как мать. Семья это и
условие социального развития и возможное препятствие ему. Надо выйти из семьи,
в которой родился, чтобы создать собственную.

Основные стороны общения в психологии особенности и значение

По Юнгу один из архетипов возникает, когда человек перестал
бороться с тенью. На пути встречается архетип анимы или анимуса. Анима –
представление мужчины о женщине, анимус – женщины о мужчине. А если человек уже
взрослый и давно женат, но по Юнгу с анимой (анимусом) контакта пока не было.

Данные архетипы должны выражать собственное представление, независимое от той
семьи, в которой родился и вырос. Если встречи с этим архетипом не было, то
жена мужчины – это психологическая копия матери.

И можно сказать, что он
находится у жены под каблуком. Может быть ему там очень удобно и хорошо и тогда
не надо трогать, но такая ситуация суть преграда для социального и дальнейшего
личностного развития.

Следующий уровень где человек входит в социальный мир и контакт со
сверстниками. Первые контакты со сверстниками происходят с необходимым участием
взрослого. И лишь в подростковом возрасте именно сверстники становятся той
социальной средой, которая способствует личностному развитию человека.

Подростковый напоминает сразу два быстро сменяющихся периода. Человеку
необходимо быть сопричастным социальному целому, необходимо побывать в
коллективном «мы». Здесь моделируются простые законы традиционных обществ «мы»
и «они».

Бихевиоризм

Бихевиоризм
– это подход, фокусирующийся на изученных
формах поведения. Бихевиоризм отличается
от многих других подходов тем, что,
вместо акцентировки на внутренних
состояниях, он обращается исключительно
к внешним проявлениям поведения.

Эта
школа доминировала в психологии в начале
двадцатого века, а уже в 50-х годах она
утратила своё преимущество. Принципы
бихевиоризма часто применяются для
регулирования психического здоровья:
врачи используют эти техники в выявлении
диагноза и лечении множества заболеваний.

Этика общения

В неформальной обстановке люди просто общаются так, как им того хочется. В определенных кругах и заведениях принята этика общения, когда человек придерживается определенных правил и норм. Что такое этика общения?

  1. Общение – это взаимодействие людей на вербальном и невербальном уровнях.
  2. Этика – дисциплина, которая изучает мораль и нравственность.

Таким образом, этика общения – моральная, нравственно-этическая сторона общения, ее особенности и техники. Она включает искусство общения, когда применяются определенные техники в процессе коммуникации. Все это базируется на нравственно-ценностных и морально-этических потребностях.

В привычном понимании, этика общения – это свод правил, норм и техник, которые позволяют человеку в определенном кругу показать себя с лучшей стороны. Она носит характер должного.

Предлагаем ознакомиться:  Общение с замужней женщиной

Основные стороны общения в психологии особенности и значение

Этика общения изучает формы коммуникации, чтобы выделять наиболее приемлемые и правильные. Здесь требуется обучение общению по определенным правилам ради сохранения моральности коммуникации и необходимости следования гуманистическим ценностям.

Этика общения направлена на обучение коммуникации: что нужно и чего не нужно делать? Проявляется она на словах и поступках между собеседниками. Здесь идет прививание каждому индивиду норм, культуры общения, рамок и норм поведения, которые одобряемые в обществе.

Функции общения

Главная функция общения просматривается в необходимости человека, который коммуницирует, самосовершенствоваться, развиваться, познавать новое, образовываться, развивать положительные качества характера. Выделяют такие стержневые функции общения:

  • Эмотивная – вызов в другом человеке определенных эмоций и переживаний, а также трансформация собственных.
  • Координационная – обоюдная направленность, координированность и гармоничность действий в процессе взаимодействия.
  • Функция понимания – восприятие и понимание информации, которая проговаривается и передается.
  • Побудительная – побуждение собеседника на совершение определенных действий.
  • Функцию установления взаимоотношений – постижение и фиксация собственной позиции в той роли и статусе, который наблюдается в отношениях с другим человеком.
  • Функция оказания влияния – изменение настроения, убеждений, состояний и поступков собеседника.
  • Информационная – обмен сообщениями, знаниями, информацией, идеями и пр.
  • Контактная – установление между субъектами контакта ради обмена и получения информации. Данный процесс обоюдный.

Культура общения

Под культурой общения понимается совмещение понятий:

  1. Общение – это коммуникативный акт между людьми.
  2. Культура – это воспитание и формирование личности.

В процессе общения человек выражает самого себя, проявляет свою воспитанность, а также познает другого собеседника, его личность и качества.

Под культурой общения понимается свод правил и норм, которые приняты в том или ином кругу. Здесь проявляется образованность и культурность, которые и выражаются через манеру общения. Культура общения присутствует в цивилизованных странах, где существуют определенные рамки, которых следует соблюдать каждому уважающему себя человеку.

Формирование культуры речи позволяет человеку сделать ее более привлекательной и располагающей. Это происходит путем использования различных инструментов. Их развитие происходит на уровне рефлексии, обратной связи и саморегуляции.

Основные стороны общения в психологии особенности и значение

Именно через культуру речи выявляется высокоразвитая личность. Менее развитый человек обладает скудностью словарного запаса и однообразием выражения своих мыслей. Высокоразвитый человек может по-разному выразить собственные мысли и является более гибким в отношениях с многочисленными людьми.

Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция.

В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

  1. Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.
  2. Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.
  3. Общественный – это общение человека с большой группой лиц.

Выделяют 3 аспекта коммуникации между собеседниками:

  1. Коммуникативный – каким образом собеседники обмениваются информацией?
  2. Интерактивный – как партнеры взаимодействуют при выполнении одной задачи?
  3. Перцептивный – каким собеседник представляется с учетом его физиологических особенностей и психологического поведения?

Итог

Цивилизованный мир контактирует на уровне общения. Каждый отдельный индивид должен познать все способы общения, чтобы иметь возможность успешно устанавливать контакты, передавать свою и воспринимать чужую информацию, а также влиять на эмоции и поведение собеседников. Итогом понимания сути и форм общения является успешное взаимодействие со всеми людьми.

Основные стороны общения в психологии особенности и значение

Все люди контактируют с окружающими через общение. Этому с самого детства обучают. Этому посвящены многочисленные тренинги и семинары. В наше время человек должен уметь хорошо и успешно общаться с окружающими, чтобы чего-то достичь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector