Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Нравственная зрелость как критерий личности социалистического типа и цель нравственного воспитания

В зрелом социалистическом обществе становится все более очевидным, что повышение производительности, результативности человеческого труда во-многом зависит и от развития моральных качеств . личности, ее нравственного потенциала.

ХХІУ, ХХУ. и особенно ХХУІ съезды КПСС конкретизировали постановку задачи формирования нового человека, указав на его характерные, социально-типичные черты — идейную убежденность, высокую профессиональную культуру, активную жизненную позицию, чувс во коллективизма, патриотизма и интернационализма, отражающие в комплексе социально-нравственную зрелость личности.

Такая постановка вопроса формирования нравственной зрелости предполагает не. простое развитие нравственности как набора усвоенных личностью моральных качеств, а ее более высокий качественный уровень, на котором должна быть сформирована «способность избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнения и поступки других людей, а также свои собственные поступки и намерения с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения» (224,4).

Само понятие «нравственная зрелость» относительно новое, оно возникло и приобретает все большее значение в связи с возрастанием роли морального фактора в жизни развитого социалистического общества.

В литературе имеется много определений различных видов зрелости. Общее понятие «зрелость» предполагает как стабильное единство ее ценностных ориентации и активное взаимодействие с окружающей средой, так и способность личности к согласованным действиям на основе конвенциональных норм.

Кроме того, данное понятие означает также осознание способности брать на себя ответственность и устанавливать самоконтроль, а также осознание имеющихся у личности биофизиологических и экономических предпосылок для относительно самостоятельного включения в систему общественных взаимоотношений (88,127).

Другими словами, зрелая личность — это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентации и способна правильно воспринимать мир и себя (112,181).

К такой зрелости человек приходит не сразу, а в итоге длительного развития и взаимодействия с другими людьми. Разумеется этот процесс имеет различную протяженность и различную глубину у разных людей, ведь развитие каждой личности противоречиво и имеет множество диспропорций.

Качества личности: волевые, социально-психологические, нравственные

Трудно, да и практически невозможно определить последовательность или стадии подобного формирования. Зрелость рассматривается как определенная цель воспитания личности, направленная на достижение ею общественно необходимого уровня развития.

«Социальная зрелость человека — это такая степень усвоения его культуры, которая позволяет человеку выступать в качестве субъекта труда, общения и познания. Она знаменует собой достижение человеком такого уровня умственного, эмоционального, идейного и волевого развития, когда он осознает свое место в жизни, в коллективе, в обществе, ответственность не только за свои действия, но и. за поступки других» (114,39).

Освоение новой ситуации развития требует от человека большей самостоятельности в управлении своей жизнедеятельностью, ее организации, более глубокого осмысления жизненных возможностей для активных инициативных действий в быстро меняющемся мире.

Соответственно объективнее становятся самооценки, глубже -поиск собственного места в жизни, выше — уровень ожиданий, более содержательными — нравственные чувства.

Такая зрелость достигается на основе накопленного жизненного опыта и включает в себя целую систему социальных ролей. Переход от юности к взрослости обычно постепенен и незаметен, но все же для этого необходимо укорениться в жизни.

Следовательно достижение социальной зрелости является прерогативой «взрослости», но ее основы естественно закладываются в юности. А поэтому «зрелость», начинаясь в школьные годы, может окончательно сформироваться только на более позднем возрастном этапе.

Л.А.Анциферова отмечает, что сложный, противоречивый процесс становления личности, включающий в себя три основных аспекта зрелости: физический, социальный и нравственно-психологический, не ограничивается какими-то определенными отрезками времени.

Он осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию (179,8-9).

Зрелая согласно психологическим критериям личность вносит существенный вклад в развитие личности других людей, в развитие социальных групп и общества в целом, т.е. характеризуется высоким моральным потенциалом (196,95).

Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.

Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.

Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.

– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);

– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);

– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);

– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);

– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);

– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);

– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).

Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы.

Предлагаем ознакомиться:  Как общаться с людьми которые тебя ненавидят

alt

Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.

Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.

Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.

Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

alt

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

alt

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Изучение сформированное нравственной зрелости старшеклассников

В массовой практике прежде всего отрабатывается и совершенствуется то, что уже сложилось ранее. Стимулом же продвижения педагогической деятельности вперед служит передовой и новаторский опыт. Деление на передовой и новаторский опыт достаточно условно.

Содержание, формы и методы, традиционно используемые в педагогическом процессе для формирования нравственных качеств старшеклассников. 2. Новые тенденции, явления, подходы, которые получают при менение в связи с постановкой задачи совершенствования процесса коммунистического воспитания молодежи в свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Изучая первый вопрос, мы рассматривали педагогический опыт как основу для поиска оптимальной совокупности сложившихся в практике путей формирования нравственной зрелости учащихся школ. При изучении второго было необходимо выявить ростки нового, оригинального, опережающего сегодняшнее состояние педагогической практики, того, что может быть привнесено в нее с целью совершенствования процесса формирования нравственной зрелости.

В целом такая совокупность предназначалась для знаний о сущем (о том, как педагогический процесс организован действительно) и о должном (о том, какой следует быть системе педагогической деятельности, чтобы обеспечить успешность достижения поставленной цели).

Как уже было сказано в главе I, мы считаем необходимым внед рить в практику педагогической деятельности, направленной на формирование нравственной зрелости учащихся, принцип опережающего воздействия, строить воспитательную работу так, чтобы она,»забегала вперед развития и вела его за собой».

В настоящее время еще не осуществлена научная разработка данного вопроса, но педагогическая практика располагает достаточно убедительными примерами введения элементов опережения в воспитательный процесс, в том числе и в процесс нравственного воспитания.

Опыт подобного построения учебно-воспитательного процесса был применен уже в детских учреждениях, возглавляемых А.С.Макаренко. Система перспективных линий, теоретически обоснованная и введенная им в педагогическую практику, представляет собой не что иное, как специально организованную, идущую навстречу жизни, опережающую подготовку воспитанников к ней.

Постановку и разрешение постоянно усложняющихся задач, создание условий для проявления ответственности, самостоятельности, активности, использование и проектирование ситуаций с жизненным содержанием, специальных программ формирования личности каждого воспитанника — все это находило место в опережающей по своим воздействием деятельности, возглавляемого А.С.Макаренко коллектива учителей.

Идея опережения закладывалась им в цель и задачи воспитательной деятельности, которая была направлена на выработку поведения, которое было бы «… поведением знающих людей, умеющих людей, техников жизни, отдающих себе отчет в каждом поступке» (140,120).

alt

А главным способом ее реализации А.С.Макаренко считал производительный труд, активно приобщавший воспитанников к материальной и другим сторонам жизни. Наиболее эффективной формой воспитания служили разновозрастные отряды, в коллективе которых проходила вся жизнь и деятельность колонистов.

При такой организации педагогического процесса достигалось формирование не воображаемых, а настоящих, реальных качеств личности, необходимых каждому воспитаннику для будущей полноценной жизни в обществе.

Это значило, что,у воспитанников в первую очередъ формировалось умение в любой момент жизни найти правильный критерий для личного поступка и требовать того же от других. По мнению А.С.Макаренко, нравственную нагрузку должно нести каждое качество личности.

Но он обращал особое внимание на развитие чести, чувства собственного достоинства, умения подчиняться и приказать, способности быть беспощадным и добрым в зависимости от условий, настойчивым и закаленным, владеть собой и влиять на других.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно накрасить брови карандашом. Пошаговая инструкция

Иными словами, именно формирование нравственного достоинства, нравственной активности и нравственной самостоятельности личности великий педагог ставил во главу угла своей системы подготовки воспитанников к жизни.

С точки зрения педагогических усилий, необходимых для решения воспитательных задач, А.С.Макаренко выделял овладение каждым педагогом педагогическим мастерством, понимая под ним действительное знание воспитательного процесса, особое воспитательное умениє.

Опыт А.С.Макаренко по воспитанию зрелых качеств личности людей, способных решать многообразные жизненные задачи в реальных условиях, служит ориентиром для сегодняшней практики формирования нравственной зрелости учащихся.

Но он не может механически переноситься в современную школу, так как, во-первых, как подчеркивал сам А.С.Макаренко, у него был особый тип учебного заведения, предназначенный для перевоспитания и требовавший специфических форм работы с детьми.

Во-вторых, воспитанники колонии, в отличие от сегодняшних школьников, имели определенный (хотя в большинстве случаев негативный) жизненный опыт, умели ориентироваться в жизненных ситуациях, проявлять самостоятельность.

Исследование проблемы формирования нравственной зрелости наряду с теоретическим анализом и изучением и обобщением педагогического опыта предполагает и диагностическое изучение уровня ее сформированное.

Кроме того, важно уточнить, насколько выделенные нами критерии, признаки и показатели проявляются в реальной практике, поддаются ли они замеру в ходе воспитательной работы и позволяют ли зримо представить обобщенную характеристику нравственной зрелости старшеклассников.

При этом мы исходили из того, что, как установлено в результате последних исследований в области нравственного воспитания, изучение личности воспитанников должно осуществляться не изолированно от процесса, а непосредственно в ходе педагогической деятельности.

В основе практического подхода к решению данной задачи лежит идея создания комплекса исследовательских методик, органически вписывающихся в осуществляемый педагогом процесс нравственного воспитания в качестве его составной части.

Общая направленность такого комплекса должна состоять в выявлении меры овладения старшеклассниками важнейшими нравственными категориями (по их содержательному и понятийному значению) и соответствующими формами и способами нравственного поведения.

Комплекс должен давать возможность проследить за эволюцией различных сторон нравственной зрелости старшеклассников путем последовательной фиксации изменений в этих проявлениях морального облика. Принципом объединения методик может выступать возможность взаимодополнения, сравнения данных, получаемых в ходе педагогической деятельности.

Добиваясь осуществления этих требований, мы объединили в диагностический комплекс анкету, интервью, письменный опрос (включающий методики «Допишите предложение» и «Как часто») и стандаргазированную характеристику, в которой нашли отражение показатели стержневых критериев — качеств нравственной зрелости.

Эти методики предназначались нами для определения начального уровня сфор-мированности основных нравственных представлений и качеств старшеклассников, а также для промежуточных и итоговых сравнений их развития в ходе проведения опытно-экспериментальной работы.

Выявляя уровень нравственного сознания старшеклассника, мы прежде всего стремились установить, как он владеет основными этическими понятиями, дифференцирует ли он моральные качества личности относительно возраста и социального статуса, какие нравственные проявления при этом считает наиболее важными, умеет ли правильно оценивать уровень нравственного развития своих товарищей, старшеклассников вообще, видит ли и умеет объяснить причины недостатков и достоинств в нравственном развитии современной молодежи Учитывая, что глубина усвоения нравственных понятий и категорий проявляется в способности учащихся к их точной формулировке, в методики «анкета» и «интервью» (см.

приложение) включен набор нравственных понятий и представлений, которые они должны были охарактеризовать как можно более полно и глубоко. При этом выявлялась степень личностного осознания учащимися смысла этих моральных понятий, раскрывалось собственное понимание их содержания.

alt

Это помогало установить, насколько ясно учащиеся представляют общественный смысл своих действий, могут предвидеть характер их вероятных последствий для окружающих и какова глубина и содержание их нравственной самооценки и, что не менее важно, обладают ли они способностью видеть себя со стороны (учителей, родителей, взрослых).

Вопросы анкеты были конкретизированы, исходя из общей цели нашего исследования. Учащимся предлагалось охарактеризовать основные формируемые у них нравственные качества: как они представляют зрелое поведение, каково значение нравственной зрелости для их морального развития и ее роль в жизни современных молодых людей.

На первый взгляд, эти вопросы могли показаться слишком общими, не определяющими напрямую уровень нравственной зрелости старшеклассников. Но мы специально включили их в анкету, хотя и знали, что, как утверждает Б.П.

Битинас, — в «диагностическом отношении валидными представляются не любые высказывания, а только те, в которых отражается личный опыт воспитанника»(40,160). В нашем исследовании эти вопросы были необходимы, т.к.

Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассниковБезродная Янина Алексеевна

Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников Поздняков Алексей Викторович

Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассниковМильман Алла Михайловна

Социокультурные основы процесса формирования здоровья старшеклассниковПолякова, Олеся Витальевна

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника Янгирова Венера Магасумовна

Педагогическая поддержка старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределениюЛесовик Ирина Васильевна

Педагогические условия личностного формирования старшеклассников в процессе обучения чтению на иностранном языкеГубина Галина Геннадьевна

Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассниковАсадчих Виктория Юрьевна

Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний Метлик Игорь Витальевич

Формирование соборного сознания старшеклассников в процессе обученияМорар Владимир Алексеевич

Профессиональные качества

Современная профессиональная деятельность довольно многообразна и сложна. Ведь существует огромное количество разновидностей деятельности, которыми людям необходимо заниматься, дабы общество могло благополучно существовать и прогрессировать.

Сегодня существует множество ремесел, которые позволяют людям принимать живое участие в различных областях жизнедеятельности социума. Одни профессии подразумевают производительный труд, иные – сферу обслуживания, третьи – управление, четвертые – образование.

Род деятельности, связанный с производством, характеризуется определенными спецификами, которые предъявляют конкретные требования к работнику и обстоятельствам, при которых проистекает эта самая деятельность.

Вместе с тем можно выделить общее требование, выдвигаемое всеми профессиями, и называется оно надежностью. Ведь надежными надлежит быть всем механизмам, орудиям труда, приборам. Помимо того всем психофизическим особенностям и параметрам личности работника также надлежит быть надежными.

Профессиональное выковывание личности является целостным подвижно разворачивающимся процессом, включающим выработку профессиональных целей и абсолютную реализацию собственных качеств в деятельности. Главным противоречием профессионального развития считается столкновение сложившихся личностных параметров и объективных запросов основной деятельности, смысл которой охватывает ее влияние на дальнейшее становление личности.

Предлагаем ознакомиться:  Психология человека по поведению и жестам. Жесты человека и их значения. Как понять человека по жестам

Воплощая себя в деятельности, человек понемногу меняется, что порождает переустройство мотивов главной деятельности, выработку новых параметров личности.

Первостепенным психологическим приспособлением, обеспечивающим своевременное и точное выполнение профессиональных обязанностей, является самоконтроль и умение его совершенствовать. Самоконтролем именуют способность индивида безошибочно оценивать реализацию трудовой деятельности, своевременно обнаруживать и ликвидировать допущенные промахи.

Воплощаться самоконтроль может при условии разумения того, что следует контролировать и соответственно какому шаблону необходимо производить этот контроль. Если данные параметры указаны нечетко, то осложняется самоконтроль и человек своевременно установить соотношение совпадения намеченного с имеющимся не может.

Развитие самоконтроля заключается в устойчивом стремлении обучаться наиболее результативным приемам и методикам выполнения профессиональных обязанностей.

Описанные выше способности неразрывно взаимосвязаны с таким личностным параметром, как ответственность, которая подразумевает стремление человека так реализовать собственную трудовую деятельность, чтобы принести максимальный толк социуму.

Реализация принципа опережающего воздействия в системе педагогических ситуаций

Применительно к исследуемому нами, процессу принцип опережающего воздействия предполагает постановку учащихся в НОВЫЕ, непривычные для них условия и обстоятельства, столкновение с проблемами и противоречиями, опыта разрешения которых школьники еще не имеют.

Одним из главных направлений в организации работы по формированию нравственной зрелости является постановка и решение задаї-чи психологической ориентации старшеклассников на «взрослый» уровень решения моральных проблем социального плана, приводя их в конечном итоге к осознанию изменившегося жизненного статуса (принадлежности к взрослым).

Однако на этом пути есть немало социальных и возрастных сложностей, которые предстоит преодолеть. Так, серьезным противоречием, возникающим в ходе решения данной задачи, является противоречие между осознанием своей взрослости и готовностью к ее практической реализации.

Отсюда вытекают две основные задачи опытно-экспериментальной работы: 1. Определить пути приобщения старшеклассников к нравственным проблемам, характерным для взрослой жизни. 2. Выявить совокупность нравственных ситуаций (а при недостаточности их количества в деятельности старшеклассников создать специально), которые обеспечат оптимальные возможности для формирования нравственной зрелости.

Для решения этих задач необходимо: а) получить полноценное представление о том, в чем конкретно может проявляться взрослость, зрелость поступков и поведения старшеклассников, каким должен быть применительно к ним диапазон прав и обязанностей человека, ответственного перед собой и обществом за свое поведение, это важно еще и потому, что многие учащиеся больше знают и обращают внимание на права, но не осознают в полной мере своих личностных и гражданских обязанностей по отношению к окружающему;

б) сориентировать старшеклассников на практическое овладение необходимыми для зрелого человека формами поведения и обеспечивающими применение нравственных качеств в реальной действительности, каждодневной жизни, т.е.

нацелить на нравственное самосовершенствование и реализацию своих нравственных потенций. Иными словами, предстояло усилить теоретическую и практическую подготовку учащихся к реализации нравственных качеств, избегая крайностей, когда основным методом подготовки к жизни является формирование нравственного сознания путем убеждения, разъяснения, либо наоборот, когда распространено мнение, что школьники хорошо знают как себя вести, и поэтому их надо не столько просвещать, сколько упражнять в нравственном поведении.

Упражнение, дающее навык и сложный стереотип поведения без опоры на нравственные знания превращается в дрессировку. Разрозненность и бессистемность в формировании нравственных понятий, все еще существующая в школе, отнюдь не способствует достижению требуемого педагогического результата в процессе формирования нравственной зрелости.

Успешный результат может быть достигнут тогда, когда этот процесс организуется по единой схеме: теоретическое разъяснение и упражнение в нравственных поступках.

Поэтому наша опытно-экспериментальная работа предусматривала: 1. Использование форм деятельности, направленных на создание реальных жизненных ситуаций, включение старшеклассников в эти ситуации, организацию условий для их успешного разрешения; 2.

Разработку и практическое применение форм нравственного просвещения старшеклассников, направленных на расширение, углубление, усложнение круга нравственных представлений учащихся, а также на их корректировку и (в случае необходимости) на приобретение недостающих нравственных знаний; 3.

Организацию педагогических ситуаций для, так называемого, подготовительного этапа, предшествующего непосредственному включению учащихся в основную деятельность в ходе процесса формирования нравственной зрелости.

Принцип опережающего педагогического воздействия в нравственном воспитании старшеклассников предполагает сознательную проектировку педагогом хода нравственного развития их личности и путей, по которым оно протекает.

Вести воспитанника за собой, указывать ему направление, задавать определенный темп развития, помогать избирать нужную линию поведения — именно так можно по-настоящему управлять процессом формирования нравственной зрелости старшеклассников на его начальной стадии.

Похожие диссертации на Процесс формирования нравственной зрелости старшеклассников

Организация ученического самоуправления как средство формирования социальной зрелости старшеклассниковБезродная Янина Алексеевна

Педагогические условия формирования социальной зрелости старшеклассников Поздняков Алексей Викторович

Конкретизация и обобщение общенаучных понятий как условие формирования социальной зрелости старшеклассниковМильман Алла Михайловна

Социокультурные основы процесса формирования здоровья старшеклассниковПолякова, Олеся Витальевна

Взаимодействие идейно-политического и трудового воспитания в процессе формирования личности старшеклассника Янгирова Венера Магасумовна

Педагогическая поддержка старшеклассников в процессе формирования готовности к профессиональному самоопределениюЛесовик Ирина Васильевна

Педагогические условия личностного формирования старшеклассников в процессе обучения чтению на иностранном языкеГубина Галина Геннадьевна

Управление процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассниковАсадчих Виктория Юрьевна

Формирование мировоззрения старшеклассников в процессе освоения религиоведческих знаний Метлик Игорь Витальевич

Формирование соборного сознания старшеклассников в процессе обученияМорар Владимир Алексеевич

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector