Как помочь ребенку разговаривать

Особенности обучение речи – базовые понятия

Речь — это средство общения людей друг с другом, поэтому правильная речь — это необходимое условие для гармоничного и всестороннего развития личности ребёнка. Одной из предпосылок для формирования речи является эмоциональное общение между взрослым и малышом. На этом этапе важная роль отводится слуху и зрению.

Вопрос: как научить ребенка разговаривать, больше всех должен волновать заботливых родителей. Сначала младенец учится слушать голоса и окружающие его звуки. Чуть позже 2 месячный кроха начинает узнавать звук голоса своих родителей.

В этом возрасте ребёнок общается с окружающим миром по средствам крика. Это его первая голосовая реакция. Поэтому каждая внимательная мама может понять, что именно беспокоит её малыша, лишь только услышав его крик.

В возрасте трёх-четырёх месяцев ребёнок начинает произносить гласные звуки, а это означает, что он вступил в стадию гуления. Он может долго нараспев или наоборот кратко произносить гласные. Но делает это малыш пока неосознанно, он как бы «тестирует» свой голосовой аппарат, подготавливая его к новым, более сложным звукам.

Ближе к шести месяцам ребенок начинает лепетать, добавляя к гласным новые согласные звуки, повторяя, получившиеся слоги, по несколько раз подряд.

  1. Малыш, произнося слово, подражает его слоговой структуре, беря её за образец. Поэтому одной из проблем может стать неправильное формирование слоговой структуры слова, которое проявляется в виде нарушения количества слогов — пропусков («пувица» вместо «пуговица») или добавления лишних («тарава» вместо «трава»), изменения последовательности («гебемот» вместо «бегемот») и так далее.
    На этапе раннего развития — это считается нормальным, но если такая форма слова фиксируется в речи, не переходя со временем к правильному названию предметов, то лучше обратиться за помощью к логопеду.
  2. Ещё одной возможной проблемой является устойчивое неправильное называние слов, когда ребёнок в 1 год не улавливает звуковой разницы между ними. Это не страшно и впоследствии кроха, скорее всего, начнёт понимать разницу в звуках и исправится. Но бывают и такие случаи, что малыш фонетически не различает звуки, поэтому и происходит замена одного на другой, похожий на него звук. В этом случае, кроме помощи логопеда, будем не лишним проверить слух ребёнка.
  3. Одной из наиболее часто встречающихся проблем является неправильное произношение отдельных звуков. Ребёнок может учиться разговаривать искажённо, произносить один звук или несколько звуков из разных групп. Чаще всего затруднения в произношении возникают в группе свистящих звуков «с», «з», шипящих звуков «ш», «ж» и сонорных звуков «л», «р», а также в их мягких вариантах.
    Ошибки в произношении могут быть вызваны неправильной артикуляцией при произнесении звуков, неточным восприятием слышимой речи или неумением анализировать звуки родного языка.
Предлагаем ознакомиться:  Что такое любовь: стадии, любовь и страсть, факты

Очень важно не упустить этот этап развития годовалого малыша, вовремя заметить возникшие у него речевые проблемы и обратиться за помощью к специалисту. Ведь если своевременно не начать работать над недостатками ребенка и правильно учить его разговаривать, то такое произношение может зафиксироваться и исправить его будет намного сложнее!

Как помочь ребёнку начать разговаривать— общение, стихи, моторика

К возрасту 9 месяцев малыш способен произносить некоторые простые слова, состоящие из двух одинаковых слогов (папа, мама, баба), только ребёнок всё ещё не осознаёт их значения. Это период когда можно начинать учить малыша разговаривать новым простым звукосочетаниям.

К году в словарном запасе ребёнка примерно 10 — 12 слов, которые он произносит осознанно. В этот период его словарь увеличивается с огромной скоростью. Ребёнок пытается называть окружающие его предметы, но выходит это у него по-своему, потому что его артикуляционный аппарат ещё не готов к сложным звукосочетаниям.

Именно теперь и наступает время, когда нужно начинать активно учить ребенка говорить – произносить новые звуки, слова и словосочетания.

С 1,5 до 3 лет количество усвоенных слов серьёзно увеличивается. В активном словаре у разных детей их может быть от 20 до 100, а в общем словарном запасе уже около 200 слов.

Существует несколько простых способов, чтобы помочь маленькому человеку в процессе обучения речи, а использование этих методов в совокупности, ускорит процесс появления первых слов малыша.

Как же учить малыша говорить в годик? Начинать разговаривать с ребенком можно и нужно ещё до его появления на свет. Можно рассказать ему о том, что происходит вокруг вас, спеть ему колыбельную или прочитать сказку.

После рождения ребёнка не стоит забывать об этой хорошей привычке. Продолжайте рассказывать ему обо всём, что видите сами, когда дома делаете повседневные дела (дай ручку, это ложка, садись на стул, будем кушать), гуляете на улице (это цветок, машина поехала, кошка идёт, солнышко светит), рассматриваете картинки в книжках или купаетесь в ванной.

Предлагаем ознакомиться:  Как не спутать синдром Ретта у детей с другим похожим по звучанию

Как помочь ребенку разговаривать

Не забывайте, что приучать кроху надо постепенно, начиная с самого простого.  Итак, рассмотрим с каких слов начинать учить ребенка говорить:

  • Сначала ребёнок пытается подражать речи, так появляются слова-звукоподражания (му-му — корова мычит, ту-ту — паровозик гудит, а-а-а — девочка плачет). Затем постепенно происходит усваивание правильной нормы произношения слов.
  • Когда малыш усвоит существительные, добавляйте к его речи глаголы (мячик катится, собака бежит) и прилагательные (катится зелёный мячик, бежит большая собака). На игрушках можно показать, что означает низко и высоко, близко и далеко, быстро и медленно.
  • Не стоит говорить с ребёнком на «детском языке», искажая слова. Не повторяйте его неверное произношение, потому что малыш берёт с вас пример, а вашу речь — за образец.

Научно доказано, что если читать ребёнку ежедневно по несколько раз в день стихи, скороговорки, потешки, песенки или сказки, то словарный запас у этих детей намного больше, чем у их ровесников, которым читают книги время от времени.

Любое стихотворение имеет свой ритмический рисунок, а ребёнок в этом возрасте, прежде всего, реагирует на ритм, а не на интонацию. Ритм стихотворения поможет в правильном усвоении слоговой структуры слова.

В нашем мозге центр речи и двигательный центр, отвечающий за движение пальцев рук, расположены близко друг от друга. Поэтому, выполняя задания по развитию мелкой моторики, вы влияете и на развитие разговорной речи.

Таких занятий можно придумать множество — это завязывание и развязывание шнурков, застёгивание пуговиц, игры с разнофактурными игрушками, собирание пазлов и мозаик, лепка пластилином и рисование пальчиковыми красками.

Постоянное использование пустышек может быть причиной формирования неправильного прикуса и, как следствие, появлением проблем с артикуляцией и неправильным произношением звуков. Поэтому постарайтесь, чтобы годовалый ребёнок сосал пустышку, как можно меньше времени.

Но может быть и такое, что все приложенные вами усилия не увенчались успехом и малыш продолжаем упорно молчать, не реагируя на все ваши старания. Он так и не заговорил к двухлетнему возрасту, а в три года общается с ровесниками, используя простые и короткие фразы.

Предлагаем ознакомиться:  Самые эффективные таблетки для похудения, которые реально помогают

Смотреть видео по теме публикации

3. Если хотите, чтобы ребёнок говорил правильно, — не понимайте его

Многие родители совершают для ребёнка «медвежью услугу». Когда ребёнок начинает говорить неправильно или придумывать слова — взрослые привыкают к его речи и начинают понимать его желания с «полуслова» … Вместо того, чтобы попросить сказать правильно.

kak-nauchit-rebenka-govorit-1

Малыш видит, что его понимают и привыкает к этим неправильным словам, отучить от которых будет очень сложно.То же самое происходит со словами-сокращениями. Пусть ребёнок говорит как взрослый — не «ту-ту», «ням-ням», «пи-пи», а полными словами.

После двух лет у ребёнка начинается возраст «почемучки». Бесконечный поток вопросов сыплется один за другим, один ответ тут же порождает новый вопрос. Важно не упустить этот познавательный интерес и дать ответы на все его «Почему?».

Артикуляционная гимнастика

Заниматься такой гимнастикой можно с самыми маленькими. Даже двухмесячного малыша повеселит мама, которая изображает как мычит корова или как едет паровоз. Все эти упражнения, малыш постарше, будет с удовольствием повторять за вами, это поможет быстрее заговорить и произносить больше правильных звуков.

1. Воздушный шарик.

2. Паровозик.

«А как у нас паровозики дудят? Ту-ту, вот так губки в трубочку сложим! Вот какие молодцы!» Вытягиваем губы трубочкой, делаем ими вращение по часовой, затем против часовой стрелки. Затрачивая одну-две минуты в одну сторону, столько же — в другую.

3. Улыбка.

4. Поцелуйчик.

5. Лошадка.

«А как мы говорим лошадке „Стой“? „Тфпр-тфпр!“ — Вот как мы говорим лошадке!». Расслабляем губы и произносим звук, похожий на тот, которым останавливают лошадь — тфпр-тфпр, только без перерыва и забора дыхания. Упражнение очень сильно раздражает губы, поэтому со временем его выполнения определитесь сами.

6. Ротик.

7. Язычок.

Особенности обучение речи – базовые понятия

Чтобы расширить словарный запас, ребёнку необходимо постоянно узнавать новые слова. Они могут быть сложными, поэтому их нужно будет не раз проговорить, чтобы малыш запомнил и правильно произносил новое слово. Лучше всего это делать в игре, показывая предмет слова, тем самым визуализируя его.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector