Правильные отношения руководителя и подчиненного

Норма деловых взаимоотношений

Сегодня культура деловых взаимоотношений достигла больших позиций. Это связано с тем, что в процессе служебной деятельности люди все больше переходят на формальные отношения, и не концентрируются на личных симпатиях и впечатлениях о людях.

Особые требования предъявляются к общению между руководителем и подчиненным.Руководитель – это всегда самая ключевая фигура в рабочем коллективе. От его поведения, политики поощрений и наказаний, а также отношения к сотрудникам, зависит многое.

Специалисты считают, что быть достойным руководителем, во многом означает иметь хорошие взаимоотношения с подчиненными. Сотрудники будут работать интенсивнее и давать большие результаты, если начальник правильно ими руководит.

Если вы подчиненный — подумайте о том, от какой проблемы на работе или в личной жизни вы хотите уйти в интимные отношения на работе. Если таких нет, подумайте о последствиях, которые могут настигнуть вас в случае негативного сценария развития (проблемы как дома, так и на работе).

Норма деловых взаимоотношений

Как показывает практика, назначение нового руководителя в коллектив, не
приводит людей к автоматическому подчинению. Главная ошибка не опытного
руководителя, при взаимодействии с подчинёнными, это не правильное его невербальное
поведение. То есть:

  • Позы

  • Жесты

  • Мимика

  • Тембр голоса

  • Контакт глаз

В комуникации между руководителем и подчинённым, подсознание постоянно оценивает сходство вербалики и невербалики. И если есть расхождение, то побеждает невербалика. Оформление
речи, как более древний язык. А мы знаем, содержанием речи врать можно,
оформлением нет. Сигналы тела нас выдадут. На самом деле можно, но люди
этого делать не умеют. Поэтому очень важно, не производить , или переговоров из закрытых позиций.

ТОП — 5 самых важных статей для руководителя:

При этом желательно избегать любых инвариантов закрытости. Нога на ногу для
мужчин не допускается. Когда это критично конечно, смотреть телевизор с
ногой на ногу можно. Но если предстоят важные переговоры, или предстоит
«форматирование» подчинённого, то есть нужно скорректировать некоторые
модели его поведения, то нужно весьма тщательно подготовить себя. А не
вступать в бой с ходу.

То есть если вы хотите воздействовать на окружающих людей, не забудьте про
невербалику, настройте себя. Чтобы это настроить, этому надо учиться.
Учиться естественно не в периоды воздействия на подчинённого.

Дело в том, что любая закрытость, не смотря на то, что она достаточно
комфортна для человека, это защита. А любая закрытость, подсознательно
воспринимается как настороженность, страх, ложь, сокрытие информации,
неуверенность в себе.

И если вы хотите произвести на подчинённого
правильное впечатление о себе, ни когда не нужно общаться из закрытой позы.
Не важно какие у вас привычки, не важно удобно вам так, или не удобно, это
не принципиально. Хотите произвести правильное впечатление, забудьте про
закрытые позы.

Это касается продаж, переговоров, и это касается межличностной
коммуникации. Потому что когда руководитель оказывает воздействие на
подчинённого из закрытой позы, то как подсознательно подчинённый это
оценит?

Фактически как у Станиславского: «Не верю!». Не верю в грозность, в
авторитет, в ресурсы в порошок стереть, в мотивацию не верю. Вот главная
проблема не опытного руководителя, в расхождение вербалики и невербалики.

Что бы каждый раз не испытывать дискомфорта, общаясь в открытой позе, эту
позу нужно отрабатывать. И отрабатывать её в ситуациях не пиковых, просто
приучайте себя находиться в открытой позе.

Очень часто неопытный руководитель, не учитывает психологию в общении с подчинённым. Он производит правильное , из
неправильной позиции. Получается пустой разговор, который не даёт
результата.

Уверенность человека, неуверенность человека, его психологическая
устойчивость, желание скрыть информацию, она оценивается мгновенно. Но
естественно не по одному движению. Если вы что-то взяли и положили, то
ничего страшного.

Но если в течении разговора, преобладают те, или иные
варианты шевеления ручек и прочего, то подсознание подчинённого оценит
руководителя, как человек так себе, уверен не уверен. Допустим 50, по 100
бальной шкале.

Два человека, общаясь между собой на личностном уровне, как бы сканируют
друг друга. И подают в мозг те, или иные команды. Причём эти команды
человек логическим полушарием не осознаёт. Если конечно поведение не
вопиющее, не эпатирующее.

Во всех остальных случаях, происходит такая
тонкая автоподстройка. И на эту автоподстройку нужно уметь влиять. И
особенно это важно в управлении подчинёнными. Так как 93% невербалики
всегда перекроют 7%.

Уверенность — это не агрессивность. Уверенность это вещь в себе, в своём
продукте. Руководитель не пытается ни кого задавить этим. Он не пытается ни
кому ни чего навязать. Но он держит свою территорию.

Надо понимать что невербалика, очень связана с внутренним состоянием. И
наоборот, внутреннее состояние, связано с невербаликой. И вот оказывается
внутреннее состояние, прекрасно регулируется невербальным поведением.

А можно оказывается и наоборот. То есть если
мы регулируем позы, то это влияет на состояние. И это один из неплохих
способов. В отличие от мимики, мимика теснейшим образом завязана на
состояние души. Поэтому способ регуляции состояния души, через тело, и
потом к мимике.

И зачастую, когда у руководителя возникает вопрос: «Как он должен вести
себя с подчиненными?» Он должен понимать, что в первую очередь, нужно вести
себя уверенно. А что бы выработать уверенность, нужно проводить разговор в
устойчивой, открытой позе.

Иногда нужно найти подход к подчинённому, например чтоб получить информацию. Лучшая позиция для такого социального контакта, на самом деле располагающего к себе, это внимание. Очень ошибочны идеи насчёт любви и дружбы, не все её достойны. А оказывается эмоцию внимания можно вызвать к чему угодно, и даже к рыжему таракану. Внимательно на него посмотреть вас ни к чему не обязывает. Внимание совершенно уникальная эмоция, она абсолютно нейтральна, так называемая переходная. Можно внимательно посмотреть на человека, и его поцеловать, а можно посмотреть, и ударить. То есть она вас ни к чему не обязывает.

Но ваш подчинённый воспринимает внимание, как позитивный фактор. Потому что
человек привык себя считать себя венцом творения, и пупом земли. И ваше
внимание, это укрепление его эго. Что в общем то нам на пользу, пусть
человек думает что это так.

Правильные отношения руководителя и подчиненного

С
другой стороны, чтобы получить информацию, руководителю иногда нужно задавать
такие нейтральные вопросы, информационные. И это делается через внимание.
На самом деле любая коммуникация лидерства происходит здесь и сейчас, сию
секунду, каждое мгновение.

И вот если нам нужно чтобы подчинённый дал нам информацию, не боялся, то мы
включаем ролик внимание. То есть мы даём себе команду внимательно
посмотреть на человека, внимательно отнестись к его информации.

Напомним, что нас это ни к чему не обязывает. Это не значит что мы человеку
сейчас верим, это не означает что мы его простим, это не означает что мы
его наградим, это вообще ни чего не означает.

Сейчас режим получения
информации. А что мы будем потом делать с этой информацией, и с этим
подчинённым, это следующий вопрос. Ситуационное лидерство, это умение вести
себя в каждый момент времени так, как нужно мне.

Сначала нужно получить информацию, без предвзятого мнения. Так как оно
пугает, оно не способствует получению информации. И оно нас закрывает в
рамки, от принятия правильного управленческого решения. Предвзятый подход к
делу сужает диапазон правильного управленческого решения.

Получая информацию, мы ни чего не теряем. Мы получаем возможность более
объективно ситуацию разрешить, что для руководителя весьма важно. Чтобы
правильно реагировать на ситуацию, для начала нужно её понять, а потом
реагировать.

Правильные отношения руководителя и подчиненного

Любое предвзятое мнение, во первых настораживает собеседника,
то есть мы сразу идём на конфронтацию, там где это не нужно. А во вторых,
лишает нас возможности принять правильное решение. Поэтому первая эмоция,
это внимание, которой надо учиться.

И сначала, руководителю в своём поведении с подчинёнными, нужно просто
тренировать взгляд. Привыкать не боятся контакта глаз. Ощутить контакт
глаз. В этом нет ни чего пугающего, просто идёт некое состояние
информационного обмена.

Что-бы правильно разговаривать с подчинёнными, в арсенале профессиональных руководителей, есть одно очень мощное оружие —
это техника паузы. Иногда человек отводит глаза, и трудно встретится с ним
взглядом. И в этом случае, неплохо работает пауза.

Правила общения руководителя с подчиненными

Что-бы руководителю выработать в себе правильное поведение с подчинёнными, можно заучить правильную команду, паттерн, шаблон, которым мы
легко настраиваем себя. Поскольку тело пытается нас закрыть, привычка
есть привычка, то периодически надо отключать эту боевую систему.

Дело в том,
что эта боевая система, по большому счёту нам сегодня не нужна. Она нужна
для физического выживания, у нас же сегодня не стоит вопрос о физическом
выживании, в большинстве случаев.

Потому что с точки зрения защиты своего тела, чтоб не сгрызли внутренности,
конечно нужно его защищать. Но с точки зрения межличностного контакта,
социального, это лишнее. Потому что вы оказываете не правильное воздействие.

Сформулируйте для себя такую команду, и периодически посылайте её, из
правого полушария в левое. То есть эту систему боевую, нужно периодически
как кнопку заглушать. Она нам не нужна. В реальной сегодняшней, городской
жизни, она нам не нужна.

А мы сегодня ведём борьбу социальную, управленческую. Поэтому эту систему
нужно периодически отключать. Иначе она всё время будет вас закрывать, а
это вам не нужно.

Всегда нужно помнить, что на взаимоотношения воздействуют личные, культурные, социальные особенности индивидов. От этих, и многих других факторов, зависит микроклимат в офисе и отношения между работниками организации.

Терпение и выдержка нужны для успеха в любом деле, эти факторы, вместе с корректностью  создают благоприятную деловую атмосферу в коллективе.

Именно поэтому нужно запомнить несколько простых правил для выстраивания адекватных отношений между начальником и подчиненными.

  • Руководитель должен относится ко всем сотрудникам ровно и беспристрастно, вне зависимости от симпатий или антипатий.
  • В случае возникновения вопросов и инициатив, необходимо обеспечить свободный доступ к главному менеджеру для обсуждения любых проблем и критики от руководства.
  • Начальник организации вправе самостоятельно принимать ответственные решения, требовать их исполнения и делегировать свои обязанности подчиненным.
  • Если руководитель желает наладить работу сотрудников, ему нужно постоянно требовать выполнения актуальных поставленных задач.
  • Другое правило – это использование ненормативной лексики в присутствии подчиненных. К сожалению, не все обладают хорошим воспитанием. Применение крепких выражений некоторыми расценивается, как приобретение авторитета. Спешим разуверить – это не так. Человек, позволяющий себе говорить в офисе матерные слова не достоин никакого уважения. Это относится в одинаковой мере к начальствующему составу и к исполняющим обязанности сотрудникам.
  • Следующее правило этикета для руководителя – это непримиримость к лестным замечаниям и комплементам. Нет лучшего способа управлять человеком и усыпить его бдительность, чем использование лести. Порой бывает трудно отличить проявление уважения и восхваление человеческих достоинств от неприкрытой и грубой лести. Такого рода разговоры и реплики, опытный руководитель всегда пресекает.

Безответственность начальствующего состава дезорганизует работу офиса и приводит к низкой производительности подчиненных.

Общение с подчиненными – искусство, которому нужно учиться. Управляя самым ценным ресурсом организации – ее сотрудниками, можно либо добиться выдающихся результатов, либо не выполнить качественно простые рабочие задачи.

Самые эффективные руководители способны выстраивать общение с подчиненными так, что сотрудники  с энтузиазмом и интересом относятся к своей работе и ценят достижения всего коллектива.

Основные правила общения таких руководителей строятся на нескольких базовых принципах:

  • Самоуважение и уважение подчиненных.
  • Целенаправленность воздействия на сотрудников.
  • Оценка достижений.
  • Предоставление обратной связи.
  • Регулярность контроля выполнения задач.

И руководители, и подчиненные, получая опыт работы, вместе с ним приобретают массу стереотипов:

  • начальство считает, что их сотрудники мало чем отличаются от всех остальных;
  • работники чаще ожидают критики в свой адрес, а не похвалы.

Плохо, что руководитель может себе позволить сказать подчиненному, что он не оправдал его доверия и мало чем отличается от других. Такие фразы сильно снижают мотивацию сотрудника.

Важно внимательно изучать достигнутые результаты, и использовать конструктивную критику, направленную исключительно на неверно выполненные работы или задачи, а не на свое отношение к ошибкам вообще.

Следует помнить, что любое необоснованное обобщение приводит к ухудшению взаимопонимания между начальником и подчиненным.

Вникаем в ситуацию

Одна из ошибок руководителей – это рассмотрение рабочей ситуации как типовой, которая когда-то уже была в его опыте. Отсюда появляется большое количество стереотипных решений, распоряжений и приказов, которые раздаются подчиненным.

В результате нет ни одного руководителя, который не сказал бы ни разу за свою карьеру: «Как же я пропустил… Что ж вы мне не подсказали…». Происходит это потому, что ситуация оценивается невнимательно, без учета нюансов и влияния новых условий.

Поэтому,  для того чтобы формировать эффективные распоряжения, важно изучить ситуацию, прежде чем переходить к действиям или мотивировать работников на их выполнение.

Взвешиваем решения

Быстрое решение проблемы часто считается необходимым навыком эффективного руководителя. Но на самом деле высокая скорость не всегда гарантирует максимально положительный эффект. Особенно это касается решений, связанных с наказанием подчиненных за невыполнение или некачественное выполнение поставленных задач.

Как должен вести себя начальник с подчиненными

Если руководитель способен сохранить эмоциональное спокойствие по отношению к подчиненному, задерживающему выполнение работы, то и его решение о взыскании будет взвешенным.

Если эмоции зашкаливают, то высока вероятность того, что выбранное наказание будет излишне суровым.

Поэтому прежде чем принять решение, необходимо успокоиться и проверить самого себя, насколько то, что предполагается в качестве наказания, адекватно проступку.

Даем обратную связь

Обратная связь и умение ее предоставлять – одно из самых важных умений любого руководителя. Ответственный сотрудник заинтересован получить оценку своих действий — как правильных, так и ошибочных. Понять, насколько компания довольна его работой.

Как найти баланс между личными и деловыми отношениями на работе

В чем здесь проблема? Снять эмоциональное напряжение и «дальше работать» люди не могут. Секс, как правило, включен в более сложные отношения с долгосрочными взаимными обязательствами. И весь вопрос, надо ли проблему, возникшую внутри деловых отношений переводить в плоскость личной жизни, со всеми последствиями для семей и для компании в целом?

Однако, в сексуализации есть и еще одна существенная проблема — отвлечение внимания от решения реальных проблем.

Правильные отношения руководителя и подчиненного

Разладились отношения в семье, хочется сходить налево с коллегой? Решайте семейные проблемы — сами, с психологами… «Наезжает» начальник из-за вашей плохой работы? Вместо того, чтобы пытаться сменить его гнев на милость, пытаясь ему понравиться лично — учитесь, совершенствуйтесь, работайте лучше.

Вообще, если вы внезапно для себя начинаете на работе думать на сексуальные темы — поразмыслите, от решения каких реальных проблем вы хотите таким образом сбежать?

А что же делать с эмоциональным напряжением? Правильно использовать мобилизацию организма, проявляющуюся в эмоциональном напряжении — для решения проблем, его породивших.

Соблазны руководителя

Особые соблазны возникают у любого руководители организации. И чем выше статус руководителя, тем больший у него соблазн вступать в неуставные отношения с подчиненными. С чем он связан?

1. Руководители — это часто люди амбициозные, активные, сильные и харизматичные. Эти качества сами по себе достаточно привлекательны для окружающих. Более того, способность воздействовать на подчиненных помимо инструментов формальной власти — одна из ключевых характеристик лидера.

подчиненные оказываются в позиции, когда они должны подчиняться взрослым — руководителям. А руководители могут отныне вершить судьбы — они, благодаря статусу, становятся гораздо более значительными, чем раньше.

Руководитель и подчиненные

Чтобы справиться с зависимым положением некоторые подчиненные сексуализируют отношения с руководителем. Они пытаются добиться особого расположения начальника — в частности через особое общение с ним.

3. У руководителя есть право выбирать себе подчиненных, и он имеет возможность выбирать не только профессионалов, но и приятных себе людей. Эта приятность может выражаться и в сексуальной привлекательности.

4. Любой руководитель сталкивался с таким явлением, как «одиночество лидера». Как только вы становитесь руководителем, а ваши бывшие коллеги подчиненными, вы испытываете проблемы с удовлетворением одной из своих базовых потребностей — потребностей в душевной близости.

Раньше вы могли поговорить о своих проблемах с коллегой, поделиться переживаниями или заботами. А у начальника это принято считать признаком слабости, неравного отношения к подчиненным — и вы вынуждены выстраивать дистанцию.

Но потребность-то осталась: и чем выше степень неопределенности начальника, тем большую потребность в близости он испытывает. Часто это выливается в неуставные отношения с подчиненными. Но руководитель должен понимать, что чаще всего не он сам по себе, а его организационная роль делает его более привлекательным для окружающих.

Негативные последствия от неуставных отношений руководителей с подчиненными тоже хорошо известны. Это, например:

  • Несправедливая оценка работы подчиненных с последующей потерей лояльности
  • Включение личных факторов в принятие не только управленческих решений, но и стратегических
  • Манипуляции подчиненными, имеющими «особые» отношения с начальством
  • И, в конце концов, компромат в руках подчиненного после разрыва отношений с ним

Вывод тут один: я думаю, руководителю в первую очередь нужно задуматься о собственной безопасности и безопасности собственного бизнеса, прежде чем заводить связи с подчиненными.

Типичные ситуации взаимодействия начальника и сотрудника

Ниже, мы приведем некоторые ситуации, которые могут возникнуть при налаживании личных взаимоотношений. Пожалуй, большинство руководителей в силах адекватно оценивать свое поведение и недостатки характера.

      • Понаблюдайте приобщении с кем и в каких ситуациях негативные черты характера проявляются;
      • Избегайте таких ситуаций и минимизируйте время общения с такими людьми;
      • Заранее предупреждайте людей об имеющихся недостатках;
      • Сразу извиняйтесь, если пришлось вспылить или оскорбить человека.

Бывает так, что среди подчиненных встречаются люди со сложным характером или отрицательным поведением. С ними сложно общаться и практически невозможно найти общий язык. В таких случаях, эффективный и грамотный руководитель может:

      • Вызвать подчиненного на разговор и выяснить причины его поведения. Этого может быть достаточно, чтобы человек пересмотрел свои действия;
      • Если характер работника сказывается на выполнении служебных обязанностей существенным образом, стоит предупредить его о санкциях за плохие результаты;
      • Для рассмотрения ситуации в целом, нужно решать вопрос не в одиночку, а с привлечением опытных сотрудников и авторитетных коллег для влияния на «проблемного» работника.

Руководитель столкнулся с тем, что с каким-либо сотрудником у него установились личные дружественные отношения. В этом случае есть плюсы и минусы тесного общения:

      • Положительная сторона образована тем, что появляется доверие между подчиненным и начальником, прозрачность с обеих сторон и открытый диалог;
      • К негативным факторам можно причислить невозможность руководителем объективно оценивать работника, его зависимость от подчиненных, умаление уважения начальника.

Этикет руководителя и подчиненного сегодня играет большую роль. В основе хороших манер лежит принцип золотого правила нравственности «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Отношения между коллегами должны базироваться на взаимном уважении, субординации и ответственном отношении к общему делу.

Особую роль в служебном коллективе играют отношения субордина­ции и сопутствующие им нравственные отношения между начальни­ком и подчиненным, которые определяются такими понятиями, как «этика руководителя» и «этика подчиненного».

В строго научном смысле слова под этикой подразумевается философская наука. Здесь же под этикой понимается практика морального общения руководителя и подчиненного, определенные моральные правила, регулирующие их общение и деятельность, а также нравственные качества, которыми они обладают или должны обладать.

Несмотря на то что понятие «профессия — руководитель» еще с трудом входит в наш лексикон, надо признать, что руководитель — это все-таки профессия (к тому же одна из самых сложных), и по­этому этику руководителя надо рассматривать как существенный элемент профессиональной этики и профессии «руководитель» во­обще.

Конечно, начальник управления (отдела, отделения), коман­дир подразделения имеют специальность, специальное образование, связанное с профессиональной принадлежностью, и вместе с тем — они руководители, их статус определяется прежде всего их слу­жебным, должностным положением управленцев.

Поскольку профессиональная этика отражает различный уро­вень развития морального сознания и нравственных требований к тем или иным профессиональным группам, постольку этика руко­водителя правоохранительного органа представляет собой специфи­ку проявления общих моральных требований общества к нему пре­жде всего как к руководителю, а также как к специалисту уголовно­го розыска, БЭП, ГИБДД, следователю, криминалисту, судье и т.д.

Являясь конкретизацией общих моральных категорий, принципов, норм, профессиональная этика определяет место морали в деятель­ности работников данной профессии, значимость тех или иных мо­ральных требований в их служебной работе, осознании ими пре­стижа данной профессии (профессии руководителя того или иного уровня в той или иной сфере правоохранительной практики), их понимание профессионального долга, чести, ответственности.

От руководителя требуется терпимость и внимание к нуждам под­чиненных.Чем больше будет проявлено при этом теплоты и забо­ты, тем легче будет найден путь к их взаимопониманию. Часто встречается мнение, что между руководителем и подчиненным должна быть дистанция, что добрые отношения и требовательность несовместимы.

Но практика показывает, что демократичность от­ношений между начальниками и подчиненными не только не ме­шает делу, но напротив — позволяет создать работоспособный кол­лектив, объединенный общей задачей.

Речь идет не о панибратстве, а именно о деловых отношениях, основанных на уважении друг друга. Всякий поступок начальника в отношении подчиненного воспринимается не просто как отношение одной личности к дру­гой, а как действие лица, наделенного властью над другим.

Правильные отношения руководителя и подчиненного

Например, личная неприязнь руководителя к кому-либо из чле­нов коллектива не должна выражаться в действиях, показывающих эту неприязнь, ибо они могут быть интерпретированы как соответ­ствующая соответ­ствующая оценка начальником личных, профессиональных или иных качеств человека.

И наоборот, личные дружеские отношения начальника с подчиненным не должны переноситься в сферу слу­жебных отношений. Руководитель никогда не приобретет высокий авторитет и уважение, если будет строить служебные отношения на основе личных симпатий.

Вот почему начальник должен быть пре­дельно объективен в отношении подчиненных и выдержан в своих поступках. Ему необходимо постоянно помнить о нормах поведения, воспитывать в себе привычку и потребность соблюдать их в любых ситуациях.

Труд любого руководителя, тем более руководителя правоохранительного органа, вызывает большие затраты нервной энергии, что может сказаться на его действиях. Но несмотря на это, руководитель любого ранга должен быть всегда и везде вежлив, корректен и тактичен.

И у него могут быть плохое настроение или самочувствие, неприятности или неурядицы, но служебное положение обязывает его держать себя с людьми ровно, предупредительно, приветливо, не терять самообладания ни при каких обстоятельствах.

Хорошему руководителю чужды высокомерие, надменномсть, раздражительность, капризность, стремление силой своей власти навязывать подчиненным свои манеры и привычки. Он всячески избегает ситуаций, в которых можно унизить подчиненного, оскорбить его личное достоинство и честь.

Положительным качеством руководителя является сдержанность, которая проявляется во всем – в принятии решений, в словах, в действиях, так как первое побуждение не всегда верно. Под его воздействием, поддаваясь наплыву чувств, человек нередко неправильно воспринимает факты.

Порой, сгоряча он может наговорить или сделать такое, что никогда не мог бы сделать в спокойном состоянии. В такой ситуации лучший выход – признать свою ошибку. Авторитет от этого не пострадает. Хуже, когда, руководствуясь ложно понятой гордостью, человек, допустивший ошибку, не только не извиняется, но еще усугубляет создавшуюся ситуацию упрямством, продолжая отстаивать однажды занятую неверную позицию.

Следствие несдержанности, раздражительности руководителя, как правило, являются ругань и грубость, которые нетерпимы в любом случае и в любой форме. Крик, оскорбления никогда не способствовали нормальным отношениям в коллективе.

Психологи давно доказали, что распоряжения, сделанные уверенно, в спокойном, уважительном тоне, куда более действенны, чем отданные в состоянии раздражения и сопровождаемые высказываниями и упреками, когда подчиненный думает не столько о существе дела, сколько о том, что ущемлено его достоинство, и над деловыми соображениями берет верх чувство обиды.

Даже если подчиненный провинился, то и в этом случае самый строгий разговор не должен походить на разнос. Надо отличать строгость и требовательность от резкости и придирчивости, уметь соотносить строгость наказания со степенью вины.

Очень важно также помнить разницу между выговором, сделанным наедине, и выговором, сделанным в присутствии других сотрудников. Послед­нее переносится всегда тяжелее, но не всегда достигает желаемого результата.

При вынесении взыскания руководителю важно проявить так­тичность, корректность. Лучше вначале сказать об определенных положительных качествах проштрафившегося работника, затем изло­жить суть нарушения и меру наказания.

Следует помнить правило: чем полнее в отношениях с людьми руководитель опирается на по­зитивные, неформальные средства, тем меньше создается ситуаций, вызывающих потребность применять административные санкции.

Естественно, руководитель не может обойтись без критических замечаний в адрес подчиненных. И здесь особенно важно, чтобы эта критика воспринималась человеком как заслуженная. Критика только тогда станет действенной силой, способной устранять нега­тивные последствия, когда она будет отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней.

Критика должна быть деловой и предметной. К сожалению, существует и так называемая псевдокритика. Она может быть: тен­енциозной (как средство сведения личных счетов, сохранения или повышения своего положения и престижа);

формальной, когда, например, в доклад вносится «критическая» часть, которая ни к чему не обязывает; показной, создающей видимость непримиримости к недостаткам; порочащей, когда на принципиального и честного работника обрушиваются обвинения, раздувающие его малозначи­тельные ошибки и просчеты.

  1. Критика должна быть доброжелательной, учитывать положи­тельные качества и заслуги критикуемого. Ее задача — не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд. И наоборот, справедливая оценка положительных и отрицательных моментов в деятельности сотрудника оказывает благотворное влияние.

  2. Критика должна иметь свой четко очерченный объект. Ничего, кроме вреда, не причиняет критика, когда вместо оценки конкрет­ных действий человека критикуются его личность, характер. Это может вызвать гнев, возмущение критикуемого, желание оправдаться во что бы то ни стало, поскольку человек считает себя, и вполнеобоснованно, незаслуженно обиженным. А конкретное указание на определенные действия или поведение сотрудника нейтрализует эти негативные эмоциональные реакции критикуемого. Поэтому оно всегда предпочтительнее.

С любовью к “боссу”

Как поставить подчиненного на место, когда он всячески демонстрирует лояльность?

Не секрет, что в любом коллективе распространена лесть во всех ее формах и проявлениях. Чем больше мы уязвимы в этом вопросе, тем легче покупаемся на нехитрые уловки. Подумайте, вы действительно лучше всех?

Случается, что подчиненный откровенно ухаживает за вами. Да, все бывает, и любовь на рабочем месте тоже встречается. Но служебный роман – мина замедленного действия, никогда не знаешь, в какой момент рванет.

Помимо вышеописанных ситуаций, руководителю ежедневно приходится “разруливать” прорву мелких и серьезных проблем, которые приносит работа с подчиненными. Во всех случаях поможет элементарное знание людской психологии и понимание, как и с кем “бороться”. Каждому типу подчиненных – свой стиль общения. Итак, каковы они, эти типы?

Люди и маски

“Незаменимый”. Соглашается всех подменять и замещать. Часто делает не свою работу. Горд, что всё умеет. Понимает с полуслова. Знает слово “нужно”.

“Тщеславный” – берётся за дело только тогда, когда можно блеснуть собственным “я”. Именно поэтому не уклоняется от общественной работы. Из тщеславия его можно заставить сделать что угодно, но нужно держать в рамках.

Правильные отношения руководителя и подчиненного

“Практик”. Добивается результата любым путем. Всё подчиняет пользе, но слегка зациклен и не способен мыслить масштабно. Пространные размышления считает излишними. Контролировать такого не нужно, но требуется обязательно ставить реальные цели и подробно все разъяснять.

Кроме того…

“Заорганизованный”. Делает все только по инструкции. Доверьте такому оформительские задачи, например, папки с входящими и исходящими документами. И он сразу почувствует себя нужным.

“Лентяй”. Работать начинает не раньше, чем после пары напоминаний. Особенного смысла в своих действиях не видит, обратной связи не требует. Печальная ситуация.

“Креативщик”. Интересуется всем, работает быстро и творчески. Довольно раним и терпеть не может подстраиваться под обстоятельства. Уважает честность и открытость. Очень нуждается в признании и тактичной поддержке.

Правила общения руководителя с подчиненными

Первый ролик это
внимание. Это внутренняя команда: «Я внимательно смотрю на этого человека,
здесь и сейчас он для меня самый важный. Внимание, внимание…» Нам нужен
ролик один положительный как минимум, и нам нужен ролик один отрицательный
как минимум.

Как записать положительный ролик? Это как будто внутри вас есть некий диск,
и на нём вы прожигаете какую то запись, и при необходимости вы эту запись
запускаете через глаза. Глаз это передатчик.

Вы ставите нужный диск и пошла
трансляция.

Теперь нам нужен ролик положительных эмоций. Ролик записывается так: вы для
себя отрабатываете какую то короткую мотивирующую фразу, которую вам легко
произносить. Очень важно не учиться чужой манере, фраза должна быть своя.

Слова должны органично стекать, это ваши слова. Этот ролик, это некая
приветственная фраза, которую вы бы сказали человеку, который к вам пришёл.
Ну например: «Здравствуй, я рад тебя видеть».

Или если вспомнить мультфильм:
» 38 попугаев» — лежащий на солнце удав, и фраза: «Привет тебе мартышка».
Мы можем записать любую фразу, лишь бы она легко сходила с языка, и она нас
настраивала на нужный лад. Вот я произнёс эту фразы и вы улыбнулись.

Ну и как поставить подчиненного на место?

Вот несколько советов, полезных любому руководителю.

Есть подчиненные, плохо владеющие собой и способные от малейшей критики впасть в агрессию. У мягкого и деликатного начальника (особенно руководителя-женщины) общение с подчиненными такого типа – сущая головная боль.

Нередок соблазн “подготовить” такого к неприятному разговору. Но все же лучше сразу переходить к делу. Спокойно и строго укажите на промахи и упущения. Потом полностью выслушайте оправдания, чаще всего возмущение и попытки свалить вину на обстоятельства и третьих лиц.

Другая ситуация – в конце неприятного разговора вы позволили себе пару доброжелательных слов. И поняли, что вся критика тут же забыта, выводы не сделаны. Похвала перевесила. В таком случае лучше заменить абстрактные слова поддержки тактичным разбором сложившейся ситуации и поиском вариантов исправления. Подчиненный обязательно должен вынести из разговора конструктивные выводы.

4. Как правильно общаться с подчиненными — контакт глаз

Что-бы правильно общаться с подчинёнными, есть один очень важный аспект. Это контакт глаз. Все говорят, что нужно смотреть в глаза. И если человек не смотрит в глаза, то он боится чего то, и прочее. Но как же мы на самом деле
обращаемся с глазами? Дело в том, что большинство людей не привыкли к
контакту глаз, тому есть чёткая причина.

Дело в том, что когда мы
встречаемся с кем то глазами, то мы действительно можем понять о человеке
всё. Глаза зеркало души, они открывают личность. Но при этом мы узнавая что
то о человеке, мы открываем себя. Это двусторонний мост.

С точки зрения безопасности это не очень интересно, открывать себя
встречным людям. Поэтому подсознательно, как правило, нормальные люди
избегают контакта глаз. Социально приемлемо допускается, когда мы смотрим куда-то в квадрат лица. Или глаза встречаются на короткое время. Контакт же
предполагает примерно две секунды.

Большинство людей контакт глаз не держат, у них он
доли секунды. И это достаточно для социальной нормы. Но для лидерства этого
не достаточно. Чтобы оказывать воздействие на подчинённых, то есть влиять с
какой то целью, контакт глаз должен быть более устойчив, около 2 секунд.

Большинство руководителей этой темой не интересуются. Более того мало
положить взгляд в душу, надо положить его с нужной интонацией. И поскольку
социальный контакт гораздо меньше чем лидерский, то лидерский надо
отрабатывать, и
практиковаться встречаться взглядом с другими людьми.

Чтоб в
момент воздействия на подчинённых, взгляд уже был отработан. Чтобы мы уже
не боялись этого контакта глаз, и мы делали это осознано. Осознано
встречаться глазами, значит давать команды: «Встретится глазами.» Иначе
лидерства не получится, невозможно лидерство без контакта глаз.

Как этот контакт нужно осуществлять? Как вложить во взгляд нужное
содержание? На самом деле взглядом можно управлять, передавать специально
ту коммуникацию, которую вы хотите, как положительную, так и отрицательную.

Пауза оружие сознательное. Почему мы иногда избегаем пауз? Пауза пугает,
пауза это неизвестность. Это знаете, как человек в темноте начинает
говорить, страшно, значит надо наполнить пространство звуками.

Иногда мы
некой избыточной словесностью выражаем некий страх, неуверенность. Звуками
собственного голоса пытаемся ситуацию успокоить. Поэтому пауза иногда
пугает обе стороны, и ей нужно уметь пользоваться сознательно. И мы вообще
ошибочно считаем, что чем больше мы говорим, тем больше мы лидеры.

Один из методов: например, если подчинённый не смотрит в глаза, ошибкой
будет разговаривать, говорить что-то, нотации читать. А если мы хотим
поймать его взгляд, мы замолкаем, и при этом держим на нём взгляд.

Человек
поворачивается, видит мои глаза, мы так «оп», он так даже отводит глаза
туда сюда, но я смотрю. И взгляд как будь то требует, можно конечно
отвернуться, но вроде как и не хочется отворачиваться, и зачем
отворачиваться?. И вот установили глаза, держим. И ставим соответствующий
ролик.

Дело в том, что такое поведение ставится сознательно, на рефлексах такие
штуки у девяти из десяти не стоят. Они стоят у природных лидеров. У которых
это стоит на подсознательном уровне, матрица правильно вшита И они всё это
умеют без тренингов, но это гении.

Они делают правильно, не зная почему. А
остальным людям этому надо учиться. Сначала нужно сознательно что-то
делать, потом появляется привычка. Мы уже перестаём отслеживать взгляд, у
нас взгляд сам начинает работать, на автомате. Но сначала, путь к этому
через осознанное поведение.

В обычном разговоре достаточно 30% процентного контакта. Когда я слушаю,
первый признак что я слушаю, а не занимаюсь своими мыслями, глаза на
человеке. Как только вы уходите в собственные мысли, взгляд уходит всегда.

Ещё очень важно, в момент начала разговора, когда вы что-то говорите
человеку, действие такое: сначала контакт глаз, потом слова. Если слова
важные, вот особенно в момент какого то акцента, это установление контакта глаз,
и слова. Этому надо учиться, потому что у обычного человека это
рассинхронизировано.

Простейший пример, когда человек ведёт переговоры и делаешь видеозапись, то
человек одновременно что-то делает, закрывает дверь, и глаза при этом куда
то в сторону тела. Правильный вариант, вот если вы здороваетесь к примеру,
вы зафиксировались, установили контакт глаз, и говорите: «Добрый день!

» И
говорите это этому человеку, а не стенке, или туда куда-то. То есть сначала
контакт глаз установили, а потом пошли слова, после этого. А обычно это как
правило рассинхронизировано, идут слова куда-то, потом глаза.

В обычных межличностных отношениях это возможно не имеет особого значения,
но в момент лидерского воздействия всё имеет значение, каждая граммуличка
может работать на нас, или против нас. В обычной же коммуникации, если вы
не хотите подавлять человека, просто тогда не подходите слишком близко.

Например вы сидите, а я стою, и если бы я хотел с вами нормально
разговаривать, то я бы наверное разговаривал с дистанции, и в этом случае я
не доминирую. Но если я подойду ближе, а вы сидите, то я как бы начинаю
нависать над вами, то есть это какое то уже подавление.

И ещё пример. Если мы хотим оказать должное управляющее воздействие на
подчинённого, если он сидит, то мы можем выйти из-за своего
стола, и начать к нему подходить, держа контакт глаз. И вот человек уже
начинает думать, что дальше то будет?

А что нам и требуется на самом деле,
наша задача оказать влияние. Если сотрудник работает и занят, например
что-то пишет на компьютере. А вам нужно оказать некое лидерское
воздействие, вызовите человека в свой кабинет, пригласите его в
переговорную комнату, попросите его отвлечься.

Как стать жёстким руководителем!

Эмоции и их отсутствие

Сотрудник молчит в ответ на вашу критику. Вы не получаете обратной связи, что вас напрягает и злит. Попробуйте бороться с ним его же методом. Не ведите долгих бесед, выскажитесь кратко и по делу, затем потребуйте ответа. Молча дождитесь его реакции. Главное – дать понять, что уйти, не прояснив ситуацию, не удастся.

В ответ на критику подчинённые (обычно женщины) реагируют крайне эмоционально и даже плачут. Разговор приходится свернуть и донести нужные соображения до адресата не получается. В этом случае как поставить подчиненного на место?

Фото с сайта sutra.ba

Слёзы – отличная уловка. Если удалось один раз – рыдания в кабинете будут иметь место при малейшей необходимости и без таковой. Не дайте сбить себя с толку. Сделайте паузу и предложите носовой платок.

Вызванный “на ковер” подчиненный закатил истерику прямо в кабинете. Закройте дверь – зрители вам ни к чему. Попробуйте понять, что его так задело. Если нет конкретных обвинений, возможно, человек просто сорвался от перегрузок, нервного напряжения или совершенно посторонних проблем.

Вникнув в суть дела, попробуйте (в случае уважительной причины) исправить ситуацию, если это от вас зависит. Конечно, спокойствие сохранять нелегко. Но помните, что взрыв негодования, как правило, адресован совсем не вам. И обижаться тут не на что.

Если заместитель ведет себя неадекватно

Вы считаете, что ваш заместитель чересчур демократичен и предоставляет сотрудникам много свободы. Вам же придётся наводить порядок. Как грамотно использовать ситуацию? А почему бы не поделиться с ним беспокойством?

Обратная ситуация – заместитель хорош как профессионал, но груб и обижает людей. Попытки обсудить неэффективны, так как он не считает это проблемой. Взаимоотношения руководителя и подчиненного в этом случае вредят делу. Что предпринять?

Грубым людям трудно понять, зачем быть чуткими. И почему это должно их волновать. Реагируйте на конкретные ситуации и показывайте, как можно было решить проблему “мягкими” методами быстрее и эффективнее.

6. Как нагнать страха на подчинённых

А иногда бывает наоборот, нужно нагнать на подчинённых страха. И поэтому надо записать и отрицательный ролик. Отрицательный ролик записывается точно так же, и при необходимости дополняется визуальным образом.Фото с сайта sharlotka.com.ua

Это приёмы очень сильные, с ними надо обращаться очень аккуратно. Это один из приёмов психологической самозащиты, они работают мощно и страшно. Человека можно одним взглядом, забить в угол мгновенно. Так что аккуратно с этими роликами, с записями, потому что потом начнётся рефлекс.

Ролик можно записать любой степени жёсткости. Это может быть фраза какая
то, подобающая вам, которую вы хотите переносить в пространство. Если
хотите очень жёсткую фразу сделать, то можно дополнить её визуальным
образом.

То есть, если хотите очень серьёзно врезать, то визуальный образ
может быть например такой: «Персонаж валяется на полу, зажав рукой
разорванное горло». И если этот образ мы начнём транслировать, то персонажа,
поверьте, проберёт до печёнок. Потому что взгляд достаточно материальный.

Недаром говорят говорящий взгляд, видно что он говорит, что он хочет
сказать. Поэтому можно нарисовать себе ролики различной степени тяжести,
различной степени жёсткости. Можно их усилить визуальным образом, главное
не увлекайтесь этим. Но иногда очень важно уметь взглядом ударить, и
ударить мощно.

Представьте что вы хотите сказать что-то, человеку чтоб он это понял,
найдите эту фразу для себя, запишите её. У каждого из нас свой словарь
языковых воздействий, своя лексика. Подумайте что вы хотите объяснить
человеку.

Эта фраза должна быть короткой, она
не должна быть рассказом из пяти абзацев. Достаточно короткой фразы 4-5
слов максимум. Которые так, очень литые. Бьют в цель. Для этого нужно
потренироваться, попроизносить.

И потом запишите, прожгите этот ролик себе.
Просто это фраза должна быть готовая, то есть в тот момент, когда мы хотим
что-то сказать глазами, именно глазами, там нет времени что-то писать.

Фото с сайта body-forming.ru

Отрицательные ролики потренируйте на тех, кого не жалко, желательно не на
домашних. Потому что приходит в голову это прийти домой и там размяться.
Своих берегите, своих меньше, чужих больше, и с ними вас ни чего не
связывает.

Пока ещё научитесь, пройдёт какое то время. Кроме того свои люди
достаточно остро чувствуют любые аспекты нашего поведения, и любые
изменения будут сразу заметны. И в лучшем случае у вас спросят, что с вами
случилось?

Предлагаем ознакомиться:  Если мужчина рак не хочет серьезных отношений
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector