Нарушение памяти у детей: причины, особенности, коррекция

Симптомы нарушения памяти у детей

Нарушения памяти у детей связанны как с врожденной умственной отсталостью, так и с приобретенными в детском возрасте состояниями. Такие проблемы могут проявляться как в форме ухудшения процессов запоминания и воспроизведения информации (гипомнезия), так и полного выпадения отдельных эпизодов воспоминаний (амнезия). Амнезия у детей может наступать вследствие травм, отравлений (в том числе и алкогольных), коматозных состояний и психических заболеваний.

Но, наиболее часто у детей наблюдается частичное нарушение памяти вследствие гиповитаминоза, астенических состояний (нередко вызываемых частыми ОРВИ), неблагоприятного психологического климата в семье и детском коллективе. Такие нарушения сочетаются с отсутствием усидчивости, проблемами удержания внимания.

Дети, жалующиеся на нарушение памяти, нередко имею проблемы не только с освоением школьной программы, но также в играх и общении со сверстниками.

Более 80 % информации человек получает со зрением. Поэтому, нарушения зрения ведут к существенным ухудшением процессов памяти, особенно в детском возрасте.

Для таких детей характерно снижение объема и скорости запоминания, более быстрое забывание усвоенного материала вследствие меньшего эмоционального значения незрительных образов. Среднее количество повторений информации, необходимое для эффективного запоминания почти в два раза больше, чем у зрячего ребенка.

Причины и методы коррекции провалов в памяти у стариков молодых и детей

В процессе адаптации к нарушениям зрения усиливается словесно-логический компонент запоминания, увеличивается объем кратковременной слуховой памяти. Одновременно ухудшается двигательная память.

Существует ряд практических рекомендаций для педагогов и мам относительно того как улучшить память у ребенка. Ниже приведем некоторые из них.

Человеческий мозг, а в особенности мозг ребенка, обладает чрезвычайно развитой способностью к адаптации и способен изменяться в соответствии с условиями окружающей среды. Такая особенность имеет название – нейропластичность, и ее использование в улучшении памяти у детей может привести к отличным результатам.

Память лучше всего тренируется, когда ребенок обучается чему-нибудь новому, приобретает способности выполнения той деятельности, с которой прежде не соприкасался. Поэтому у тех детей, которым прививаются разносторонние интересы, а не только занятия исключительно, скажем, одной только музыкой, танцами или изобразительным искусством, способности к запоминанию новой информации оказываются выше. У детей должно быть множество увлечений, и пусть одно приходит на смену другому.

Как улучшить память у ребенка? Лучше всего это делать в форме игры, вызвать и подогревать его интерес к соответствующим развивающим упражнениям. Важным моментом здесь является убедить ребенка, что встреча с чем-то новым вовсе не означает, что это новое – трудно, но то, что это в первую очередь – интересно!

Применения метода локусов заключается в том, что ваше чадо, чтобы лучше, должно в уме расположить, каждый объект из той совокупности, что надо запомнить, на знакомых местах. Для примера – чтобы лучше выучить и запомнить название континентов, пусть кровать станет Евразией, письменный стол – Американским материком и т. д.

Для того чтобы в памяти ребенка лучше сохранился отрывок из книги или стихотворение нужно чтобы он вначале твердо выучил первые его заглавные буквы. И потом на основе полученной аббревиатуры ему будет проще вспоминать смысл того о чем говорится в каждой строке или предложении. Данный метод называется – Акростих.

Помимо приведенных умственных упражнений немаловажной представляется также физическая активность ребенка. Подвижные игры, занятия спортом способствуют притоку крови насыщенной кислородом в сосуды питающие головной мозг, что приводит к активизации его интеллектуальной деятельности.

Случается, что дети, и прежде всего, школьники, по многочисленным причинам начинают страдать ухудшением памяти. В таких случаях необходимо разобраться в имеющейся проблеме и найти её источник. Возможно, что нормализовав сон, режим труда и отдыха, посильные физические нагрузки, качество питания и психоэмоциональную атмосферу дома и в школе, не придёт прибегать к использованию лекарственных средств.

Известно, что не все препараты, подходящие для улучшения внимания, памяти и работоспособности взрослым, следует применять детям. Большинство лекарственных средств могут нанести непоправимый вред здоровью малыша, поэтому категорически не рекомендуется заниматься самолечением и «пичкать» ребёнка «проверенными» средствами.

Возможно таблетки или капсулы, так прекрасно подошедшие соседке или родственнице, абсолютно не подходят малышам и подросткам. Поэтому, прежде чем отправляться в аптеку, необходимо посетить детского педиатра, который направит родителей вместе с ребёнком к невропатологу, психоневрологу и /или другим узким специалистам.

В данном разделе приведём список наиболее безопасных лекарственных препаратов, которые можно применять детям:

  1. Глицин – лекарственное средство можно применять младенцам практически сразу же после рождения.
  2. Пирацетам – показан к применению для детей от одного года.
  3. Пантогам – с момента рождения ребёнка.

Существует несколько видов потери памяти, или амнезии: ретроградная, антероградная, ретроантероградная, гипо- и гипермнезия.

Разновидности:

  1. Гипомнезия – снижение объема запоминаемой информации. Наиболее встречаемое расстройство.
  2. Фиксационная амнезия – потеря ребенком способности запоминать новые события и знания.
  3. Анэкфория – вид амнезии, при которой тяжело вспомнить ранее полученную информацию.
  4. Скотомизация – вид амнезии, при которой теряются фрагменты воспоминаний без связи с эмоциями.
  5. Аффектогенная и истерическая амнезия – стирание неприятных моментов.

Качественные нарушения:

  1. Псевдореминесценция – замещение одних воспоминаний иными, которые происходили в другой период.
  2. Конфабуляция – отклонение, при котором пробелы заполняются выдуманными событиями.
  3. Криптамнезия – восполнение пробелов событиями из книг, газет, средств массовой информации.
  4. Эхомнезия – дежавю.

Особенности памяти у детей с нарушением речи характеризуются плохим опознаванием букв, проблемами с письменной речью, причинно-следственными связями. Пространственно-временной гнозис также нарушен, что затрудняет пересказ.

Предлагаем ознакомиться:  Джусинг или соковая диета вкусный и полезный метод похудения

Объем зрительной памяти детей с нарушением речи обычно сохранен, так как эти две функции находятся в разных нервных центрах. Однако могут быть проблемы с чтением, пересказом, изложением.

Память у детей с нарушением слуха также снижена. Страдает запоминание места расположения предметов, их признаки. У слепых и слабовидящих нарушена долгосрочная память. Необходимо большее число повторений при заучивании. Время на подготовку к урокам также увеличивается.

Столкнуться с проблемой ухудшения памяти могут не только пожилые люди, но и дети. Это может быть связано как с отклонениями, чаще умственными, которые возникли еще в утробном периоде. Немаловажную роль при врождённых проблемах с памятью влияют генетические заболевания, в частности синдром Дауна.

Помимо врождённого дефекта, могут быть и приобретённые нарушения. Причиной их становятся:

  • травмы черепа, чаще при таком состоянии возникает амнезия (выпадение отдельных фрагментов из памяти);
  • психические заболевания, очень часто частичная потеря памяти наблюдается у детей, больных шизофренией;
  • сильная интоксикация организма, в том числе алкогольная;
  • астенические состояния, распространённой причиной у детей является систематически повторяющиеся инфекционные, вирусные заболевания;
  • проблемы со зрением напрямую влияют на ухудшения восприятия. Так как практически 80% информации человек получает благодаря зрительному восприятию, если такая возможность отсутствует и вся нагрузка идёт только на слуховую память, процесс запоминания значительно увеличивается.

Причины нарушения памяти

К нарушению памяти может приводить множество причин.

Причем у пациентов различных возрастных групп снижение этой функции вызывается собственными факторами.

В случае нарушения памяти в результате естественного процесса старения наряду с медикаментозной терапией пожилым людям рекомендуется научиться напоминать себе о текущих делах. Эффективно выполнение специальных упражнений, например, запоминание последовательности чисел, не связанных между собой по смыслу слов, предметов.

Фармакотерапия основывается на применении препаратов, имеющих ноотропный эффект, и средств, способных улучшить кровоснабжение головного мозга. Медикаменты из этих групп применяются не только у пациентов, страдающих возрастными проблемами, но и в педиатрической практике. Пить такие средства следует курсами, продолжительность и частота которых определяется лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Коррекция нарушения памяти и расстройства внимания у детей и подростков, помимо фармакотерапии, подразумевает занятия с психологом, развивающие и укрепляющие упражнения. В раннем и юношеском возрасте состояние намного легче поддается коррекции при помощи таких тренировок.

Если нарушение памяти является симптомом другого заболевания, усилия направлены на лечение основной патологии. Когда в качестве причины выступают дегенеративные болезни, онкологические процессы и психические расстройства, терапия должна осуществляться в индивидуальном порядке.

Кратковременная память представляет собой такую разновидность памяти, характерной особенностью которой является то, что она содержит в себе ту информацию, которая используется человеком непосредственно в текущий момент времени.

Как улучшить кратковременную память? замечательным помощником в этом может стать применение дидактических карточек для развития способности к запоминанию информации. Дидактические карточки, используемые в играх, оказывают стимулирующее действие на мозговую активность и способствуют улучшению памяти.

Приведем несложное упражнение из числа предназначенных для достижения цели подразумевающей то, как улучшить кратковременную память.

На подносе раскладывается несколько предметов. Их нужно запомнить, после чего они накрываются тканью. Задание состоит в том, что необходимо написать список всех тех вещей, которые отложились в памяти. После этого ткань убирается, и список сравнивается с тем сколько и какие именно предметы находятся на подносе.

Еще одной полезной рекомендацией может стать то, что необходимо стремиться уделять достаточное внимание деталям, быть собранными и сосредоточенными, чтобы не погружаться в то состояние когда все действия выполняются бездумно, так сказать, «автоматически», не вникая в суть происходящего.

Кратковременная память, осуществляющая анализ информации, поступающей от различных органов чувств, и ее обработку, реализуется при участии синаптических контактов. Это кажется очевидным, поскольку время, в течение которого осуществляются эти процессы, несоизмеримо со временем синтеза новых макромолекул.

Процесс консолидации занимает более длительное время и не вмещается в строго определенный интервал (продолжаясь от нескольких минут до нескольких суток). Вероятно, на длительность этого периода влияет как качество информации, так и состояние мозга. Информация, которую мозг сочтет несущественной, не подвергается консолидации и исчезает из памяти.

Остается загадкой, как решается вопрос о ценности информации и каковы реальные нейрохимические механизмы процесса консолидации. Сама длительность процесса консолидации позволяет считать, что он является постоянным состоянием мозга, непрерывно осуществляющим «мыслительный процесс». Разнообразный характер информации, поступающей в мозг для анализа, и широкий спектр разных по механизму действия ингибиторов процесса консолидации позволяют предполагать, что на этом этапе во взаимодействие вовлекаются разнообразные нейрохимические механизмы.

Применение соединений, указанных в таблице в качестве ингибиторов процесса консолидации, вызывает у подопытных животных амнезию (потерю памяти) — неспособность воспроизвести выработанный поведенческий навык или предъявить для использования полученную информацию.

Интересно, что некоторые ингибиторы проявляют свое действие после предъявления запоминаемой информации (ретроградная амнезия), а другие — при применении в предшествующий этому период (антероградная амнезия). Широко известны эксперименты по обучению цыплят отличать зерно от несъедобных, но похожих по размеру объектов.

Введение в мозг цыплят ингибитора белкового синтеза циклогексимида не мешало процессу обучения, но полностью предотвращало закрепление навыка. Напротив, введение ингибиторов Nа-насоса (Nа/К-АТФазы) уабаина полностью тормозило процесс обучения, не оказывая влияния на уже сформированные навыки. Это означает, что Nа-насос вовлечен в формирование кратковременной памяти, но не участвует в процессах консолидации.

Следовательно, обучение в период формирования кратковременной памяти включает в себя активацию определенных нейронов, а консолидация — создание долговременных межнейронных сетей, для закрепления взаимодействия в которых необходим синтез специальных белков. Не следует ожидать, что эти белки будут носителями конкретной информации, их образование может быть «всего лишь» побудительным фактором для активации межнейронных связей.

В то же время понятно, что за созданием стойкого навыка стоит способность популяции нейронов формировать сеть, в которой передача сигнала становится наиболее вероятной, и эта способность мозга может сохраняться длительное время. Наличие одной такой межнейронной сети не мешает Нейронам вовлекаться в аналогичные иные сети.

Обучаемость тесно связана со способностью к пластичности — способности синаптических контактов к функциональным перестройкам, происходящим в процессе функционирования, направленным на синхронизацию нейрональной активности и создание межнейронных сетей. Проявление пластичности сопровождается синтезом специфических белков, выполняющих известные (например, рецепторные) или неизвестные функции.

Предлагаем ознакомиться:  Диета на салатах и курице

Одним из участников реализации этой программы является белок S-100, относящийся к аннексинам и обнаруживаемый в мозге в особенно больших количествах (он получил свое название от способности оставаться растворимым при 100-процентном насыщении сульфатом аммония при нейтральных значениях pH). Его содержание в мозге на несколько порядков больше, чем в других тканях.

Он аккумулируется преимущественно в клетках глии и обнаруживается вблизи синаптических контактов. Содержание белка S-100 в мозге начинает увеличиваться через 1 ч после обучения и достигает максимума через 3-6 ч, оставаясь на высоком уровне в течение нескольких суток. Введение антител к этому белку в желудочки мозга крыс нарушает обучаемость животных. Все это позволяет считать белок S-100 участником создания межнейронных сетей.

Проблемы с запоминанием вызваны патологическими состояниями или процессами в головном мозге. Основные причины мнестического расстройства – болезни детей, связанные с нарушением памяти:

  1. Черепно-мозговые, родовые травмы.
  2. Перенесенная перинатальная гипоксия.
  3. Употребление алкоголя и табака матерью в период беременности.
  4. Дефицит витаминов, микро- , макроэлементов.
  5. Гормональные заболевания, недостаточность функции щитовидной железы.
  6. Неврозы, неспокойная обстановка в семье, школе, детском саду.
  7. Психические заболевания, прогредиентная шизофрения.
  8. Сосудистые нарушения.
  9. Органические патологии: гидроцефалия, артериовенозная мальформация.
  10. Врожденные дефекты: олигофрения, синдром Дауна.
  11. Болезнь Гиршспрунга (врожденное нарушение иннервации толстого кишечника), проблемы с печенью.

Черепно-мозговые, родовые травмы приводят к повреждению нейронов и связей между ними, т.е. проводящих волокон. Поэтому нарушаются уже созданные воспоминания, а также существенно затрудняется восприятие информации.

Гипоксия во время родов также может сказаться на умственном развитии. Нервные клетки очень чувствительны к недостатку кислорода и погибают от отсутствия притока крови. Это не проходит бесследно: у детей в будущем появляются проблемы с мышлением, памятью, речью, письмом и другими видами учебной деятельности.

Употребление беременной женщиной алкоголя и табака может привести к неправильному развитию головного мозга малыша. Этиловый спирт и смолы оказывают токсическое влияние на нервные клетки развивающегося плода, что объясняет негативные последствия вредных привычек.

Нарушение памяти у пожилых

В пожилом возрасте нарушения памяти связано, как правило, с возрастными изменениями в кровеносных сосудах и ухудшения мозгового кровообращения. Также, в процессе старения ухудшаются обменные процессы в нервных клетках. Отдельная серьезная причина нарушения памяти у пожилых – болезнь Альцгеймера.

На нарушение памяти жалуются от 50 до 75 % пожилых людей. Снижение памяти, забывчивость – главные симптомы возрастного нарушения памяти. Вначале ухудшается кратковременная память на только что произошедшие события. У больных появляется страх, неуверенность в себе, депрессивные состояния.

Как правило, в процессе нормального старения функция памяти снижается очень медленно и даже в глубокой старости не приводит к существенным проблемам в повседневной жизни. Помогают замедлить этот процесс активная умственная деятельность (начиная с юных лет) и здоровый образ жизни.

Но, если нарушение памяти в пожилом возрасте прогрессирует более интенсивно и больной не получает адекватное лечение, может развиться старческая деменция. Она проявляется в практически полной утрате способности к запоминанию текущей информации и невозможности даже обычной бытовой деятельности.

Когда молодость безвозвратно уйдет и время зрелости уже прожито, наступает период старения, чему зачастую сопутствует ухудшение памяти. Причиной возрастных изменений происходящих в мозгу с тенденцией к снижению активности его функционирования является то, что отмечается ослабление нейронных связей и нервным клеткам становится свойственным ухудшение свойств возбудимости.

Хорошая память обуславливается, прежде всего, нормальным, здоровым протеканием всех психических и мыслительных процессов происходящих в мозгу. Достижению и поддержанию такого состояния способствуют меры по организации оптимальных здоровых условий трудовой деятельности и отдыха.

Как пожилому человеку улучшить память? Прежде всего, в работе не стоит предельно выкладываться, выбиваясь из сил, избегая того чтобы наступила умственная или физическая перегрузка.

Нормализация функционирования головного мозга в значительной степени пребывает в зависимости от того в достаточной ли мере имеет место его кровоснабжение. Приток крови происходит вследствие поддержания мышечного тонуса организма, что достигается регулярными занятиями физическими упражнениями. Большой полезностью отличаются упражнения анаэробного характера, такие как силовая подготовка и бег.

Немаловажное значение имеет чередование активной деятельности с периодами восстановления сил, регулярным отдыхом через определенные промежутки времени.

Для того чтобы предотвратить старческое ухудшение памяти, она должна быть вовлечена в интеллектуальные процессы где необходимо задумываться, вспоминать определенную информацию. Происходит это, к примеру, при разгадывании кроссвордов и решении логических задач.

Во время чтения также тренируются различные виды памяти, поскольку, в этом процессе задействована зрительная – при восприятии текста, а также моторная и смысловая. После того как литературное произведение полностью прочитано, хорошим упражнением для развития памяти может стать если попытаться пройтись в уме от начала до конца по все сюжетные линии, вспоминая характеры героев, детали описанных событий и обстоятельств.

На состоянии памяти отрицательно сказываются разнообразные стрессы, которые кроме того приводят к нарушению концентрации внимания. Постоянную стрессовую ситуацию может представлять собой хроническое недосыпание, поэтому очень важно спать достаточное количество часов необходимое для отдыха ежедневно.

Симптомы у людей пожилого возраста начинаются с забывчивости. Далее возникают проблемы с кратковременной памятью, когда человек забывает события, которые с ним только что произошли. Подобные состояния нередко приводят к депрессивным состояниям, страхам и неуверенности в себе.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли развестись без согласия мужа если есть ребенок

При нормальном процессе старения организма, даже в глубокой старости не происходит потери памяти в таком объёме, что это могло бы повлиять на обычный ритм. Функция памяти снижается очень медленно и не приводит к её полной потери. Но в случаях, когда есть патологические отклонения в работе мозга, пожилые люди могут страдать от такой проблемы.

Замедлить процесс ухудшения памяти можно, но заниматься этим вопросом следует начинать заблаговременно, задолго до старческого возраста. Главной профилактикой деменции в старости считается умственный труд и здоровый образ жизни.

Синдромы нарушения памяти

Нарушения памяти бывают самые разнообразные и могут сочетаться с другими поражения высших мозговых функций. Выделяют такие синдромы нарушения памяти:

  • Корсаковский синдром. Нарушается преимущественно способность к фиксации текущих событий. Другие высшие функции головного остаются неизменными или страдают незначительно, отсутствуют выраженные поведенческие нарушения. В основном, развивается вследствие алкоголизма, травм и опухолей головного мозга.
  • Деменция. Резко нарушаются процессы как кратковременной, так и долговременной памяти. Одновременно страдает абстрактное мышление и разрушается целостность личности. Развивается из-за возрастных изменений мозгового кровоснабжения и вследствие болезни Альцгеймера.
  • Синильные нарушения памяти. Выраженные нарушения памяти в старческом возрасте, превышающее пределы нормы для определенного возраста. Однако при нем страдает только функции памяти, но не наступает выраженной социальной дезадаптации.
  • Дисметаболические энцефалопатии. Возникают при хронической легочной, печеночной и почечной недостаточности, длительных гипогликемиях. Также вызывается вследствие глубоких гиповитаминозов и интоксикаций. Имеет доброкачественное течение и при устранении провоцирующего фактора самостоятельно регрессирует.
  • Психогенные нарушения памяти. Сочетаются с нарушением памяти и интеллектуальной работоспособности. Возникают как следствие тяжелых форм депрессии. При адекватном лечении депрессии также поддаются регрессии.
  • Преходящие нарушения памяти. Кратковременное расстройство памяти («провалы» памяти), при котором утрачиваются только воспоминания об определенном промежутке времени. Других нарушений высших функций мозга не наблюдается. Возникают вследствие черепно-мозговых травм, эпилепсии, злоупотребления алкоголем.

Амнезия (потеря памяти). Причины, виды, при каких заболеваниях встречается?

Проблемы с памятью возникают на почве различных заболеваний. Например, чаще всего виновниками выступают черепно-мозговые травмы, из-за которых постоянно появляются жалобы на ухудшение памяти, причем это зависит от серьезности нанесенной травмы. Также, при черепно-мозговых травмах возникает различно рода амнезия: ретроградная и антероградная.

При этом пострадавший не помнит ни как получил эту травму, ни того, что было до этого. Бывает, что все это сопровождается галлюцинациями и конфабуляциями, то есть ложными воспоминаниями, которые засели в мозгу человека и были придуманы им самим. То есть, например, на вопрос, что он делал позавчера, пациент скажет, что был в опере, выгуливал собаку, но на самом деле он все это время находился в больнице, потому что очень болен. Галлюцинации же – это образы того, чего не существует.

Одной из самых распространенных причин нарушения функциональности памяти является нарушение кровообращения головного мозга. При атеросклерозе сосудов возникает уменьшение притока крови ко всем отделам мозга, что является основным провокатором развития острого нарушения мозгового кровообращения. Любой из видов инсульта развивается в зонах головного мозга, и, поэтому к ней полностью прекращается приток крови, что очень сильно нарушает их функционирование.

Похожие симптомы ухудшения памяти, проявляются и при сахарном диабете, одним из осложнений которого является поражение сосудов, их уплотнение и закрытие. Все эти факторы в дальнейшем приводят к поражению не только головного мозга, но и остальных немаловажных органов.

Такие очень известные заболевания, как воспаление оболочек мозга – менингит и воспаление вещества мозга – энцефалит, отражаются на всей работе этого органа. А возникают они из-за поражения нервной системы различными вирусами и бактериями. Хорошо еще, что эти заболевания при своевременном обращении в больницу излечимы.

Правда, такое не скажешь о заболеваниях, передающихся по наследству, одним из которых является болезнь Альцгеймера. Чаще всего она встречается у людей пожилого возрасталет и характеризуется снижением интеллекта и потеря памяти вплоть до потери ориентации на местности. Начинается она незаметно, но как только вы заметите, что ухудшается память и внимание начало снижаться – обратитесь к врачу, ведь это может быть именно она.

Человек не помнит последних событий, начинает грезить прошлым, становится трудным и эгоистичным человеком, над ним царит апатия. Если ему не предоставить нужное лечение, то он полностью перестанет ориентироваться, не узнает свою семью и даже не сможет произнести какое сегодня число. По медицинским исследованиям установлено, что в основном Альцгеймер передается по наследству. Она не излечима, но если пациенту предоставить нужное лечение и уход, то её процесс будет протекать без последствий и осложнений, тихо и ровно.

Ухудшиться память может и из-за заболевания щитовидной железы, то есть из-за нехватки йода в организме. У человека появится склонность к полноте, апатии, депрессивному состоянию, раздражительности и отекам мышц. Чтобы этого избежать, нужно правильно питаться, употреблять больше йодсодержащих продуктов, морепродукты, хурму, морскую капусту, твердый сыр и, конечно, молочные продукты и орехи.

Но не всегда забывчивость стоит приравнивать к заболеваниям памяти, ведь иногда человек осознанно хочет и старается забыть тяжелые моменты его жизни, неприятные и трагические события. Это своеобразная защита человека, и этого не стоит пугаться.

https://www.youtube.com/watch?v=0zUzT4YhLp4

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector