Синдром Аспергера у детей — симптомы и лечение

Историческая справка: самое важное о синдроме

В 1944 году психолог-клиницист, чье имя позже было присвоено этому заболеванию, выдвинул гипотезу о существовании особого расстройства, которое получило название аутической психопатии. Аспергер наблюдал обширную группу детей в возрасте 6-18 лет и занимался фиксацией отличительных признаков, которые позже включились в картину заболевания.

Обратим внимания, что ученый фиксировал поведенческие признаки синдрома, но никак не затрагивал почву биологии, генетики или нейропсихологии.

Итак, в ходе многолетних наблюдений были выделены следующие закономерности аномального развития:

  • -у детей с отклонениями полностью отсутствует тяга к социуму;
  • -юные пациенты живут в своем собственном мире, но не в мире галлюцинаций и фантазий;
  • -мимика и речь больных невыразительна и бедна, по ней невозможно определить эмоциональный посыл;

В современном Аспергеру обществе такие дети превращались в изгоев, социум буквально «выдавливал» из себя детей с этим нарушением, что, разумеется, ухудшало их состояние.

Вышеописанные симптомы несколько непохожи на известный к тому времени аутизм, а поэтому они легли в основу выделения особой формы расстройства. Но вот в чём загвоздка: до сих пор наука не пришла к единому мнению по поводу синдрома Аспергера – особая ли это форма аутизма или специфическое неврологическое нарушения. Как вы понимаете, сейчас доминирует и отстаивается мнение об особой форме аутизма.

И повод для таких стычек действительно есть: у детей с синдромом Аспергера нет признаков отставания в интеллектуальном развитии. Немногим позже психологи разработали и апробировали тестовую методику для выявления уровня умственного развития у детей, который показал действительно удивительные результаты.

Симптомы синдрома Аспергера

Отступимся и заметим, что название методики не приводится принципиально, поскольку только психологи-диагносты и тестологи могут правильно применять эту методику.

Итак, что же обнаружили психологи, валидизируя тест? Более 80% юных респондентов показали невероятные результаты в самых различных областях: кто-то был супер-счётчиком, кто-то имел идеальный слух с синестезией, кто-то разбирался в сложнейших математических алгоритмах.

Как бы это парадоксально не звучало, но абсолютное большинство детей с синдромом Аспергера имеют незаурядные способности. Кстати, почитать о сегодняшних знаменитостях с этим синдромом можно в Википедии.

Но несмотря на иногда действительно сверхспособности, такие дети не умеют включать в свою деятельность творческий аспект и воображение: всё строится по принципу абсолютной и неопровержимой логики. Соответственно, юные пациенты не могут (а не не умеют или не хотят) воспринимать и понимать эмоции, транслируемые другими людьми.

Эпидемиология

Из-за различий в критериях диагностики оценки распространённости синдрома Аспергера широко варьируются. В различных исследованиях из США и Канады, например, сообщалось, что коэффициент варьировался от 1 случая на 250 детей до 1 на 10 000 человек.

Исследование населения в Швеции выявило распространённость синдрома Аспергера: 1 случай на 300 детей. Эта оценка является убедительной для Швеции, потому что полная медицинская документация доступна для всех граждан этой страны, и население очень однородно.

Как и Швеция, другие скандинавские страны хранят медицинскую документацию своего населения и, таким образом, являются уникально подходящими местами для проведения эпидемиологических исследований. Сопоставимые исследования не всегда могут быть легко выполнены в других частях мира.

Однако синдром Аспергера может быть более распространённым, чем когда-то думали исследователи. Педиатры, семейные врачи, врачи общей практики и другие медицинские работники могут недооценивать это расстройство. Члены семьи иногда приписывают признаки синдрома Аспергера индивидуальным особенностям ребёнка.

Синдром Аспергера у детей не имеет явной расовой склонности. Оценённое соотношение между мальчиками и девочками составляет примерно 4:1. Однако исследования показывают, что расстройство не следует рассматривать как мужское заболевание.

Синдром обычно диагностируется в ранние школьные годы. Реже он выявляется в раннем детстве или у взрослого человека. Тем не менее возможно существование некоторого количества взрослых с синдромом Аспергера, у которых отличные навыки осознания и адаптации, а их поведение соответствует ожиданиям общества. Заболевание в этом случае никогда не диагностируется в течение их жизни.

Причины возникновения недуга

О точном механизме возникновения синдрома Аспергера говорить сложно. До сих пор – это «слабое место» психологии, психиатрии и неврологии. Да и навряд ли науке удастся когда-то полностью объяснить эту патологию.

Однако большая часть учёных склоняется к тому, что причины синдрома Аспергрера являются точной копией аутистической патологии. Ниже представлен список факторов, которые могут влиять на развитие этого заболевания:

  • -генетико-наследственный фактор и наследственная отягощённость;
  • -травмы малыша при рождении и черепно-мозговые травмы (в старших возрастах);
  • -химическое отравление плода во время беременности (например, из-за курения или алкоголизма матери).

Единственный плюс сегодняшней диагностики синдрома Аспергера в том, что компьютеризации диагностики и точечные методы изучения заболевания помогают лучше понять причины расстройства.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и лечение

В отличие от синдрома Дауна, который характеризуется генной мутацией, проявляющейся в виде дополнительной хромосомы, при болезни Аспергера подобных отклонений не выявляется. Возможно, с этим связаны и различия в симптоматике, хотя высокий интеллектуальный уровень пациентов объединяет данные состояния.

Точная этиология этой формы аутистического нарушения на сегодняшний день неизвестна. Предполагается участие в патогенезе аутоиммунных процессов, происходящих в организме ребенка во время нахождения в матке, которые приводят к повреждениям структур головного мозга.

Прогноз

Поскольку точная причина возникновения данного психического расстройства на сегодняшний день неизвестна, то борьба с патологией направлена на контроль симптомов и улучшение качества жизни пациентов и их близких.

Важно не заниматься самолечением, а строго следовать рекомендациям врача, проводившего диагностику. Это связано с индивидуальными особенностями каждого пациента, которые необходимо учитывать при подборе терапии.

Предлагаем ознакомиться:  Почему женщина не хочет мужа причины

Лечение синдрома Аспергера у детей и взрослых отличается, но главным образом направлено на восстановление и развитие социальных навыков. Поскольку одним из отличительных симптомов заболевания являются расстройства координации, хорошие результаты показывает и применение специального комплекса упражнений. Это способствует развитию мелкой моторики и большей уверенности человека в собственных навыках.

Необходимость медикаментозной поддержки пациентов с заболеванием Аспергера определяется врачом. Лекарственная терапия направлена на купирование симптоматики и сопряжена с возникновением тяжелых осложнений и отложенных последствий.

Прогноз заболевания зависит как от индивидуальных особенностей пациента, так и от создания вокруг него благоприятной для выздоровления обстановки. Эта задача ложится на ближайших родственников пациента.

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.

Синдром Аспергера у детей - симптомы и лечение

Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.

Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков. Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества;

более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве – например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.

Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области.

«Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.

Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным:

Синдром Аспергера у детей - симптомы и лечение

Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими. Если в семье один или оба партнёра – «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания.

Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными. Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.

Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».

Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком. Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать;

Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу. Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью.

Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе. Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь.

Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.

У детей с синдромом благоприятный прогноз, когда они получают поддержку от членов семьи, хорошо осведомлённых о расстройстве. Эти индивидуумы могут обучаться конкретным социальным ориентирам, но, как предполагается, основные социальные нарушения будут пожизненными.

У лиц с болезнью Аспергера наблюдается нормальная продолжительность жизни; однако у них более распространены сопутствующие психические заболевания, например, депрессия, расстройства настроения, обсессивно-компульсивное расстройство (невроз навязчивых состояний) и синдром Туретта (нервно-психическое расстройство).

Депрессия и гипомания (мания в лёгкой степени) распространены среди подростков и взрослых с синдромом Аспергера, особенно с семейной историей этих состояний. У людей, ухаживающих за лицами с этим заболеванием, также может быть склонность к депрессии.

Повышенный риск самоубийства наблюдается у лиц с этим синдромом. Этот риск возрастает пропорционально количеству и тяжести сопутствующих заболеваний. Во многих случаях суицида синдром Аспергера у человека не диагностирован, так как уровень осведомлённости о состоянии часто невелик и методы, используемые для его идентификации, часто оказываются неэффективными и ненадёжными.

Аспергерская триада симптомов

Современная патопсихология и малая психиатрия описывает синдром Аспергера через симптоматику, связанную с тремя следующими корнями:

  • -трудности с чувственным и пространственным ощущением окружающего;
  • -нехватка эмоций и алекситимия, дефицит творческого мышления;
  • -трудности при взаимодействии с обществом, нарушенная коммуникативная функция речи.

Как мы говорили выше, полноценно заболевание проявляется к пяти годам, однако дебют расстройства может приходится и на более ранний возраст. Например, резкие звуки, вспышки света, неприятные запахи вызывают у ребёнка плач, но и в норме ведь это тоже происходит.

Вопрос в том, что считать «громким», «резким», «сильным». Дети с синдромом Аспергера реагируют так на неадекватный стимул, например, вспышку света, которая реально не вызывает дискомфорт (представьте включение света в полутёмной комнате).

Предлагаем ознакомиться:  Протеин для похудения неожиданные факты

Из-за трудности дифференциации нормы и патологии многим родителям бывает трудно понять и тем более объяснить такие бурные реакции малыша. И всё же, повышенная чувствительность к внешним раздражителям уже может сигнализировать о проявляющемся синдроме Аспергера.

Конечно же, с возрастом сила подобной симптоматики угасает, но вот повышенная чувствительность никуда не исчезает – она трансформируется. В некоторых случаях подобные переживания принимают гротескный характер, мешающий порой и самому больному.

Ощущаете ли вы на коже удобную одежду? Нет, а вот синдром Аспергера настолько обостряет чувствительность кожи, что любая одежда воспринимается не просто как неудобная, но и причиняющая боль (безусловно, это крайне редкий случай и приведён для понимания проблемы).

Симптоматика синдрома Аспергера у детей

Если родители заметив необычайную чувствительность малыша провели его специальную диагностику (особые пробы на свето-звукочувствительность), то по полученным данным врачи могут сделать первое допущение о наличии или отсутствии нарушения.

рано осваивает речь, с лёгкостью запоминает цифры и слова на других языках, сам научился проводить некоторые математические операции? Нет, скорее родители будут рады такому сценарию, даже не подозревая, что за ним может крыться.

Итак, нарушенная коммуникативная функция и неумение взаимодействовать с социумом проявляются в период 5-6 лет, когда ребёнку поневоле приходится расширять круг общения: попадая в школу или подготовительную группу.

Вот список симптомов, которые могут быть включены в картину нарушения:

  • -хроническая неуклюжесть;
  • -отказ от активных и групповых игр как следствие первого пункта;
  • -появление односторонних хобби (не путать с односторонними увлечениями у подростков) за которыми ребёнок может проводить часы. Чаще всего – это нечто спокойное и монотонное;
  • -ребёнок не воспринимает или не любит типичных детских мультиков: они транслируют межличностные отношения и эмоции, которые ребёнок попросту не понимает. А громкий звуковой ряд может раздражать ребёнка;
  • -незнакомые люди вызывают у детей реакцию протеста или избегания: малыш может заплакать или прятаться за маму. Отказывается разговаривать с незнакомцем, даже если к этому его побуждают родители;
  • -в компании сверстников малыш предпочитает держаться обособленно, играть с привычными игрушками в одиночестве;

Ребёнок с обсуждаемым нарушением – предельно домашнее существо (извиняемся за такую метафору), любая смена обстановки вызывает у ребёнка беспокойство и выраженный дискомфорт, тревогу.

Больные с диагнозом синдрома Аспергера очень чувствительны к типовому распорядку дня. Например, если обычно с 18 до 19 вечера с ребёнком занимается мама, но в какой-то день её заменяет отец, то ребёнок может встретить такие подвижки бурной реакцией, вплоть до истерики.

Синдром Аспергера у подростков и взрослых

Если заболевание не было вскрыто в детском возрасте и не подверглось коррекции, то повзрослев такие дети проявляют ярчайшие признаки социальной дезадаптации и самоизоляции:

  • -невозможность найти «точки соприкосновения» с кем бы то ни было;
  • -невозможность установить дружеские или приятельские контакты (и отсутствие желания к этому);
  • -абсолютная незаинтересованность в противоположном поле.

Плюсы синдрома Аспергера

Подростки с подобным диагнозом принципиально не смогут попасть на должности управленческого персонала: и не из-за реальных недостатков. Наоборот, подростки часто показывают невероятно высокие балы по тестам IQ знакомы с профессиограммами многих профессий, знают их с невероятной скурпулезностью, но их не привлекает идея карьерного роста.

Юноши и взрослые проявляют некоторою шизоидность мышления, а именно:

  • -неспособность понять метафорический смысл высказывания;
  • -тотальное отсутствие чувства юмора;
  • -образные высказывания ими понимаются (если «собака зарыта», то её действительно кто-то закопал);
  • -неспособность проанализировать описанное событие: правда и ложь слиты воедино.

Это всё является не реальной шизофренической симптоматикой, а следствием отсутствия воображения.

Многие больные с синдромом Аспергера описываются окружающими как грубые и невоспитанные люди, не знающие чести. А связано это с тем, что они:

  • -действительно говорят то, что думают – информация не проходит ценз уместности;
  • -часто делают замечания по причинам, которые традиционны принято «не замечать»;
  • -при доминирующем принципе комфорта, пациенты не принимают общественный этикет – они попросту видят его бессмысленным;
  • -не знают эмпатии, не способны распознать транслируемые собеседником эмоции;
  • -могут запросто встать и уйти посреди диалога, оставшись наедине со своими переживаниями;
  • -абсолютно не заинтересованы в том, чтобы произвести «хорошее впечатление».

Не корректируемый синдром Аспергера (в злокачественном течении) с возрастом может начать прогрессировать и превращать жизнь больного в чреду абсурда. Например, сестра больной надела её платье, после чего пациентка несколько часов стирала его, а затем и вовсе сожгла.

Взрослые больные обычно ипохондричны и подозрительны. Например, придя на приём к дантисту, такой пациент может не один десяток раз поинтересоваться всё ли вокруг стерильно и пользуется ли врач одноразовым инструментарием. По этой причине окружающие склонны воспринимать больных как людей мелочных и занудливых.

Подводные камни заболевания

Сам по себе синдром Аспергера никак не влияет на психическое и физическое состояние больного, а дети, вовремя прошедшие коррекционные курсы, вполне успешно адаптируются ко взрослой жизни. Поскольку многие дети проявляют феноменальные способности, то часто они становятся действительными мастерами в какой-то области. Чаще всего это либо точные науки, либо тонкая и монотонная работа.

Но никак не корректируемое заболевание может существенно повлиять на взрослую жизнь пациента:

  • -юноши не могут найти себе место в обществе, часто попадая в маргинальные слои;
  • -любые перемены в жизни ведут за собой тревогу и депрессию, вплоть до клинических случаев;
  • -могут развиваться навязчивости или фобические расстройства.
Предлагаем ознакомиться:  Как стать счастливой и любимой психология одинокой женщине. Как стать счастливой женщиной: психология счастья

Важна в коррекции заболевания и функция семьи: родители должны не просто «сдать» ребёнка психологу, но и самостоятельно учить его общаться с внешним миром. Важно и выполнение «домашних заданий», если таковые подразумевает курс терапии, проводимый с ребёнком. В конце концов будущее ребёнка в этом случае как никогда зависит от активных действий родителей.

Обычно симптомы синдрома не проявляются, пока ребенку не исполнится пять-шесть лет.

В первые годы своей жизни малыш развивается абсолютно нормально: он рано начинает говорить, с легкостью запоминает новые слова (в т. ч. иностранные), учится считать и писать.

Однако когда наступает время отдавать ребенка в подготовительный класс или школу, появляются первые проблемы.

Обычно признаки коммуникативной дисфункции замечает учитель или воспитатель, обязанность которого — наблюдать за детьми и обучать их.

Признаки социальной неприспособленности проявляются следующим образом:

  • Ребенок стесняется своей неуклюжести и отказывается от активных игр с другими детьми.
  • Веселые мультики вызывают у малыша раздражение: громкие песни и непонятные для него шутки выводят его из себя.
  • Шумным компаниям ребенок предпочитает одиночество.
  • Малыш неохотно знакомится с незнакомыми людьми и может заплакать, увидев в доме постороннего человека.
  • Дети с синдромом Аспергера сильно привязаны к родителям и месту, в котором они провели первые годы своей жизни. Необходимость сменить обстановку (например, переехать на другую квартиру) вселяет в ребенка самый настоящий ужас.
  • У малыша появляется спокойное хобби, которому он посвящает все свободное время.

Также распознать синдром Аспергера можно по ряду других симптомов, в частности по:

  • отсутствию у ребенка друзей;
  • нежеланию общаться со взрослыми и сверстниками;
  • погруженности в свой внутренний мир;
  • длительному повторению одних и тех же действий;
  • эмоциональной холодности;
  • неумению понимать чувства людей и прогнозировать их поступки;
  • однотипности мышления;
  • хорошо развитой механической памяти («зубрить» у ребенка получается хорошо, а вот осмысливать информацию — не очень);
  • неумению разделять свои увлечения, интересы и достижения с окружающими людьми;
  • отсутствию способностей к абстрактному мышлению;
  • появлению психологических проблем, связанных с изменением режима или графика;
  • дословному пониманию любых идиоматических выражений;
  • плохой зрительной памяти;
  • ограниченности интересов;
  • привычке концентрироваться на незначительных вещах, мелочах;
  • неумению фантазировать и ярко выражать свои эмоции (исключение — гнев и озабоченность чем-либо);
  • частому повторению одних и тех же фраз или слов;
  • неуклюжести движений;
  • привычке заканчивать начатое во что бы то ни стало (вплоть до одержимости);
  • чтению без понимания значения слов (ребенок читает быстро, но испытывает сложности при пересказе текста);
  • мелкой дрожи (тремору) рук;
  • неспособности адекватно воспринимать потерю чего-либо (любимого хобби или игрушки) и критику.

Диагностика расстройства

Высококвалифицированный психолог способен сделать допущение о наличии заболевания, основываясь на наблюдении за поведением клиента/пациента. Безусловно, важной составляющей является история жизни больного, а также личный анамнез.

В качестве дополнительных критериев диагностики зачастую используются данные психометрических тестов, которые направленны на выявление нарушение и его тяжести. Безусловно, все тесты разные и имеют отличные «целевые группы», но условно используемые методики (при диагностике расстройства) можно разделить на:

  • -тесты интеллектуальных способностей;
  • -тесты моторных навыков и сенсорной чувствительности;
  • -тесты творческих способностей;
  • -клинические и проективные методики;

Ниже мы приведём список специальных тестов, направленных на диагностику именно синдрома Аспергера. Цель их перечисления – ознакомление с используемой методологией. Ни при каких условиях не пытайтесь найти эти методики самостоятельно, а уж тем более провести их, если вы не знаете, что такое психометрические показатели теста и не знакомы с математической статистикой!

  • -ASQQ-test. Пригоден для проведения на детях от 6 лет, является частично-проективной методикой и основан на принципе проекции;
  • -RAADS-R-test. Тест в его общественном понимании. Помогает вскрыть депрессивные состояния, навязчивости, антисоциальные и социофобические проявления. Тестовые задания выражены описанием ситуаций, к которым надо подобрать предложенные варианты действий;
  • -Aspie Quiz. Тестовая методика, применяемая и на здоровой выборки для обнаружения аутистических склонностей. Утверждается (автор не согласен с этим замечанием), что тест помогает найти и конкретные причины расстройства;
  • -Toronto Asperger Scale. Методика направленна на анализ структуры мышления (адекватность восприятие метафорического смысла и переносов), однако её основная задача выявить у респондента наличие «необычных» телесных переживаний, связанных с синдромом Аспергера;
  • -TAS20. Направлен на изучение доминирующих эмоций и способности к их опознанию и выражению. Помогает вскрыть эмоциональную тупость, характерную для синдрома Аспергера.

Этот список приведён исключительно в ознакомительных целях, чтобы родители могли поинтересоваться, что именно предлагается сделать его ребёнку. Однако отметим, что работа каждого психолога уникальна, как и набор методик, который определяется требованиями ситуации.

Коррекция

Пациентам с диагностированным расстройством назначается консультация психотерапевта или психиатра. Основная задача лечения – это обучение больного социальной активности, навыкам, эмпатии. Цель – дать ребёнку способность адекватно войти в социальную жизнь.

Если заболевание сопровождается депрессивными или невротическими симптомами, могут назначаться соответствующие психофармакологические вещества седативного эффекта. При выраженных депрессивных состояниях назначаются специфические антидепрессанты.

Тест на синдром Аспергера

Важно понимать, что вылечить синдром Аспергера невозможно, но научить больного нормальному реагированию на различные социальные ситуации – можно и нужно. Задача психотерапии не исцелить пациента, а адаптировать его к жизни.

мой коллега-психиатр вывел очевидную, но не явную закономерность. Люди с синдромом Аспергера являются ужасными логиками, для которых всё обуславливает некая формальная связь. Поэтому в рамках семьи можно использовать методику логического разъяснения и доводов пациенту о его состоянии.

автор статьи: практикующий психолог Борисов Олег Владимирович, Москва

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector