Примеры психологических тренингов для детей

Людмила Анн — Психологический тренинг с подростками

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения, которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей.

  1. Упражнения дл ятренингов“Подарок” – главная цель состоит в повышении самооценки и настроения. Обычно проводится группой от 8 до 16 человек и занимает 25 минут. Участники садятся в круг, и каждый делает подарок соседу слева. Тот, кто делает подарок, должен молча дать понять, что он дарит, а тот, кто принимает подарок должен понять, что ему подарили. Когда все подарки подарены, тренер спрашивает у участников, какой подарок был подарен, а какой принят, и несоответствия ответов выясняют с участием всей группы. Это упражнение помогает наладить понимание в общении, сосредоточить участие с людьми.
  2. “Мои недостатки” направлено на улучшение своей оценки, самоанализ. Количество участников может быть любым, занимаемое время 25 – 35 минут. Главное, в этом упражнении найти своим плохим качествам другое название, чтобы по-новому на них посмотреть. Нужно не меньше чем за 5 минут, составить список личных недостатков, и, представить, что они принадлежат другому, но любимому человеку. Затем вычеркнуть те, которые можно простить, и которые не помешают любить другого человека, и те, которые можно преодолеть. Если недостатки еще остались, то можно научиться с ними жить и бороться.
  3. Психологическое упражнение для развития личностных качеств “Я хочу изменить в себе”. Для этого упражнения нужно начертить таблицу, в одной колонке написать те качества, от которых надо избавиться, в другой – которые хотелось бы приобрести. Писать, не думая и не анализируя, первое, что придет в голову. Затем, все эти качества разделить по важности, присваивая каждой категории свою букву: А, В, С, и начинать работать с самыми приоритетными по важности качествами.
  4. “Без оценок” – психологическое упражнение, цель которого научить более лояльно относиться к людям. Участники делятся по парам, и, каждый по очереди рассказывает об общих друзьях, но не оценивает их. Второй участник должен следить за тем, чтобы высказываемый, не давал никаких оценок. Затем нужно проанализировать допущенные ошибки, какие были сложности.
  5. Психологическое упражнение “Спутанная цепочка” – обучит слаженно работать в коллективе. Группа становится в круг, и, с закрытыми глазами, правой рукой сцепляются с той рукой, которая попадется первой. Затем то же самое делают с левой рукой, потом открывают глаза и распутываются, не разжимая рук. Получится или круг, или несколько цепочек. В итоге нужно выяснить: что облегчало, или затрудняло упражнение, кого можно похвалить или отметить.
  6. “На риск”, или на доверие. Попросить участников довериться, и присоединиться в круг. На этом упражнение заканчивается, и, нужно выяснить почему кто-то вошел в круг, а кто-то нет, может люди зря доверяют не задумываясь.
  7. “Жизненные цели”. Упражнение научит определить цели в жизни. На листике надо ответить на вопрос: «что я хочу от жизни»? Писать можно все, что придет в голову, можно фантазировать, в течение 15 минут. Затем, выбрать реальные цели, которые можно осуществить за следующие 3 года, потом на следующие 6 месяцев. Так, постоянно поправляя их, нужно двигаться в заданном направлении по достижению своей цели в жизни.

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

  1. Тренинги игрыУпражнение для тренинга “Воздушные замки” – учит коллективной работе. В группе могут быть до 30 человек. Группа делится по 4-6 участников, и за15 минут строят башню из бумаги. У кого получится самая высокая башня, тот и победил. Затем подводят итоги: что помогало, или мешало работе, нравится ли башня. Обсуждение всей группой делает упражнение веселым и дружным.
  2. “Выйди из скорлупы” – тренирует опыт убеждения. На полу чертится круг, и, один из участников становится в середину, остальные должны убедить его выйти из круга. Можно уговаривать, что-то обещать, объяснять. После того как участник покинет круг, нужно обсудить использованные методы убеждения.
  3. Упражнение для тренинга – “Переправа”. Интересное упражнение, направленное на выявление положительных и отрицательных качеств в командной работе. Может занимать до часу времени и участвуют до 20 человек. Для упражнения необходимо две веревки по 1,5 метра положить на пол, на расстоянии 4-5 метров. Группа становится на одну из веревок и ей необходимо переправиться на другую веревку. Нельзя касаться пола между двумя веревками, а также использовать посторонние предметы. После обсуждают командную работу, определяют лидера, и того, кто ничего не делал.
  4. “Витязь на распутье”. Вырабатывается опыт презентации и убеждения. Группа делится по 3 человека, остается один, который будет играть главную роль. Упражнение выполняется по мотивам сказки про Илью Муромца, который должен выбрать в какую сторону ему поехать. Каждая команда должна убедить главного героя, в какую сторону ему поехать, и что именно их направление самое выгодное.
  5. Упражнение для тренинга – “Билет на Гавайи” – тренирует метод убеждения. Группа делится на команды по 3 человека, и им говорится, что достался билет на Гавайи, но поехать может только один человек. Через 5 минут обсуждения группы решают кто поедет на Гавайи. На обсуждении выясняют почему приняли такое решение.
Предлагаем ознакомиться:  Социальная адаптация детей с ОВЗ: программа, особенности и проблемы

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу.

Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование.

Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

У каждого ребенка свой характер. Одни дети раскованные и общительные, другие замкнутые и скрытные. Но и тем и другим иногда требуется психологическая помощь, чтобы успешно общаться со сверстниками и взрослыми, иметь возможность самореализоваться, поверить в свои силы, повысить самооценку и т.д. В этом педагогам могут помочь психологические тренинги для детей и подростков.

Самые интересные и эффективные психологические упражнения и игры для детей разного возраста мы собрали в этой статье.

Ведущей деятельностью  у детей школьного возраста

, а особенно у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а это, как правило, дети с психологическим барьером, «закрытые», не умеющие общаться в социуме дети,  является игра. И для того, чтобы разрушить барьер, дать проявить себя, влиться в социум и быстрее адаптироваться, обязательно нужна игровая деятельность. Именно в игре ребенок забывает о своих проблемах, открывает и проявляет себя, учится смотреть и видеть, слушать и слышать. Поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в группе  во время адаптации
Нам, взрослым, хорошо известна важность игровых повторов для ребенка. Мы их часто используем. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная путем повтора информация лучше запоминается. Поначалу все игры предлагает и проводит взрослый. В последующем дети все чаще будут просить взрослого провести какие-то определенные игры, которые им кажутся необходимыми именно сейчас.

Цель коррекционно — развивающей программы:  сплочение детей в группе, что предусматривает создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

Одновременно происходит позитивное сотрудничество каждого ребенка с идеальным взрослым, которым является ведущий.

Форма занятия. Каждое занятие состоит из трех частей: разминка, основная и заключительная  часть.

         Разминка. Цели: 1.Создание положительного настроения в группе. 2.Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу. 3.Развитие положительной самооценки. Основные процедуры самооценки – это приветствие и упражнение на контакт.

 Основная часть. Основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает в основном игры, направленные на коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка.

Заключение. Цели: создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Завершение занятия носит ритуальный характер. 

Условия проведения.Дети на первом занятии при помощи игр делятся на две подгруппы. Если в группе 20 человек, то в подгруппе – 10. Во время занятия, в самом начале, дети сидят в кругу на стульчиках, что значительно облегчает им взаимодействие и дает ощущение общности. В группе принимается правило «Когда говорит один – остальные его слушают и принимают». Взрослому нужно давать возможность детям высказывать свое мнение, поделиться впечатлением после любого упражнения. Многие упражнения сопровождает соответствующая музыка. В начале и в конце тренинговых занятий проводится социометрия      участников групп.

Предлагаемая программа  рассчитана на 13 занятий, по два занятия в неделю. Она адресована практическим психологам.

ЗАНЯТИЕ 1. ПАРОВОЗИК. 

Цель: выявление  лидера в группе, социальное объединение друг с другом. Принятие групповых правил. Развитие навыков партнерского общения.

1. Вводная беседа

Психолог предлагает занять свои места на стульчиках, стоящих по кругу, и знакомит с правилами поведения в группе.

         Психолог.

 «Девочки и мальчики! Один раз в неделю мы будем играть с вами в игры, которые помогут вам стать более смелыми и уверенными в себе.     Каждое занятие состоит из трех частей. 1-я часть называется «Разминка».

Проводится она в кругу, все сидят на стульчиках. Разминка нужна для того, чтобы мы настроились на занятия, стали добрее друг к другу, внимательнее.

2-я часть – главная. Здесь мы можем и сидеть на стульчиках, и стоять в кругу, и сидеть на ковре. Мы будем играть друг с другом и все вместе. Нам надо научиться понимать друг друга. 3-я часть – это заключительные игры, прощание друг с другом.

Предлагаем ознакомиться:  Быстрое похудение в домашних условиях

2Принятие групповых правил

Ребята, мы будем сидеть в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило: «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Помните мультфильм «Маугли»? Там тоже, когда говорил один, остальные внимательно слушали и не перебивали его. Например, так слушали Багиру, медведя Балу. А когда внимательно слушаешь, можно узнать много нового и интересного. А не завести ли нам , дети, такое замечательное правило?» Ответы детей. (Повторяется и разбирается это правило.) Девочки и мальчики, кто понял это правило? А кто собирается его выполнять? Отлично? Значит и в нашем кругу будет действовать правило: «Когда говорит один, остальные слушают и стараются понять». Будет очень хорошо, если на наших занятиях вы будете говорить то, что думаете и чувствуете. Этому мы будем учиться все вместе.

В заключение Психолог может провести одну игру из разминки, одной из основной части (лучше, если это будет уже известная игра, например «Река»). В заключении надо прощаться. 

Эта игра – прощание может и в дальнейшем стать ритуальной.

          3. Игра «Барометр настроения».
Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

  4. Игра «Паровозик».

Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место – это их станция. Один из участников «паровозик». Его задание – обойти всех, собрать пассажиров под музыку или известную песню М. Старокадомского «Веселые путешественники».

Когда «паровозик» собрал всех, ведущий может спросить ребенка, кого он взял первым и почему. Эта игра дает возможность определить выборы детей.

Ассистент( в том случае, когда тренинг проводит психолог, это может быть воспитатель, учитель) записывает на бумаге выбор каждого ребенка.

Игра «Река».

Играющие становятся в одну колонну. Психолог объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки.

В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желания каждого.

Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

                   
ЗАНЯТИЕ 2.  БАРОМЕТР НАСТРОЕНИЯ.

Цель.Установление контакта между детьми.

          1. «Барометр настроения».

Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

          2.«Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»
Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева,       посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

          3.«Уходи!»
Психологпредлагает «отыграть» свое плохое настроение.

          Психолог. Дети, покажите свое плохое настроение в игре «Уходи!». Для этого встречайтесь парами и, соединив ладошки и нахмурив брови, сердито скажите друг другу: «Уходи!». Затем идите к другому мальчику или девочке.

           4.«Тух – тиби – дух!»

           Психолог. Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения. Начинайте ходить по помещению, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и три раза сердито–сердито произнесите волшебное слово « тух-тиби–дух». Второй ребенок должен слушать как вы произносите волшебное слово. Но если он захочет, он может ответить вам тем же: три раза сердито произнести: «Тух–тиби–дух». Время от времени останавливайтесь перед кем–нибудь и снова сердито–сердито произносите это волшебное слово.           5. «Иди ко мне!»

           Психолог.А теперь ходите по комнате и время от  времени, встречаясь с кем–нибудь, говорите: «Иди ко мне!». При этом вы можете улыбаться своему товарищу и звать его, показывая руками. Подойдя друг к другу обнимитесь и пожмите руки.

         6. «Доброе тепло».
         Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

ЗАНЯТИЕ 3.  МНЕ   НРАВИТСЯ…

Цель.Коррекция чувственного восприятия себя.

  
         1.«Барометр настроения».
Психолог показывает настоящий барометр и рассказывает о его действии. Детям предлагается показать свое настроение (как барометр показывает погоду) только руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в сторону.

      2.«Что я люблю делать».
          Психолог. Я хотела бы, что мы  лучше узнать друг друга. Для этого предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он очень любит делать, и начнет без слов показывать нам.

Предлагаем ознакомиться:  Уроки визажа для начинающих пошагово

Все остальные внимательно смотрят, и пытаются угадать, что он хочет сказать нам, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того как, все желающие выскажутся, мы сможем спросить выступавшего, есть ли среди нас те, кто понял его правильно.

После выступления будет выступать следующий. Давайте я начну игру.

     3.«Мне нравится…»
Надо по кругу обратиться к соседу, сидящему слева, со словами: «Сашенька, мне нравится…», то есть хвалить соседа за что–то, сделать ему комплимент (словарная работа).

         4. Игра «Река». 

Играющие становятся в одну колонну. Ведущий объявляет, что все они – большая река, которая в одном месте «разливается» на два рукава: две маленькие речки.

В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и, показывая, как «разливается» река, развести их в разные стороны. Остальные дети по очереди расходятся в разные стороны. Учитывается желание каждого.

Ассистент фиксирует слияние детей в подгруппы. Возможно, это будущие подгруппы социального тренинга.

  5.«Царевна Несмеяна».
В центр ставится стул. На него садится ребенок. Что-бы развеселить царевну Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая. Дети по очереди говорят царевне о ее хороших качествах.

       6.«Поддержка»
       Психолог. Дети встаньте в круг. Это будет волшебный круг, потому, что дети, которые стоят в кругу, будут делать все, для того чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные приключения.

Кто из вас хотел бы первым встать в середине?  
Коля, становись в круг точно по середине, ноги поставь вместе, держи спину прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровне груди (показать).

Когда Коля будет падать в вашу сторону, вы должны его поймать ладонями в круг и осторожно вернуть в центр круга.

    7.«Доброе тепло».
         Психолог. Это упражнение называется «Доброе тепло». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.

Дополнительно

Тексты

  1. Полигон психологических действий
  2. Психологические игры
  3. Развивающие игры
  4. Тренинговые игры
  5. Методики игровой педагогики
  6. Игры в группе
  7. Тренинг общения для подростков, испытывающих трудности в социальной адаптации
  8. Тренинговое занятие для малышей
  9. Тренинговое занятие для подростков
  10. Организация группового взаимодействия во временных объединениях подростков
  11. Программа социально-психологического тренинга
  12. Игры и тренинги
  13. «Эффективный тренинг с помощью НЛП» Тед Гарратт
  14. Психофизический тренинг
  15. Тренинг на координацию движений для малышей
  16. «Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте» Игумнов
  17. «Психотренинг игры и упражнения» Цзен, Пахомов
  18. Гимнастика для пальчиков
  19. «Занимательный аутотренинг» Ю. Пахомов
  20. Упражнения на развитие социальной уверенности
  21. Тренинг для подростков на psyhoterapevt
  22. Мир цветов и чувств (Цикл арт-терапевтических занятий для малышей)
  23. Инструкция по проведению тренинга
  24. Тренинг «Уверенность» (Для старших подростков)
  25. Манипуляция: игры, в которые играют все {Программа тренинговых занятий для старших подростков}
  26. «Психолого медико социальное сопровождение эмоционального состояния детей и подростков в постэкстремальный период, Методические рекомендации» М.В. Зиновьева
  27. «Основы технологии группового тренинга» И.В. Вачков
  28. Тренинг коммуникативной компетентности для подростков
  29. Тренинг личностного роста для подростков
  30. Организация профилактической работы с детьми «Лето — пора находок»
  31. “Психологическая технология развития эффективного эмпатического общения”: А.А. Головина
  32. “Программа социально-психологического тренинга” Гнидин О.П., Тамбиева М.Б. г. Ставрополь 2006 г.
  33. «Социально-психологический тренинг» , Г.И. Марасанов, Когито-Центр, М., 2001
  34. В.Ромек, Е.Ромек “Тренинг наслаждения”
  35. Н.В.Самоукина Развивающие игры для детей старших групп детских садов и младших школьников
  36. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками
  37. Грецов А.Г. Психологический тренинг в профилактике наркозависимости подростков и молодежи
  38. «Тренинг командной сыгровки, деловые игры» Жуков Ю.М.
  39. Занятие «Общение и взаимодействие»
  40. «Групповой психологический тренинг и групповая психотерапия» Старшенбаум Г.В, Москва, 2004
  41. Игровая мозаика (Программа занятий по развитию внимания у детей младшего возраста)
  42. Киричук Н. А. Тренерский сундучок, Новосибирск, 2001
  43. Тренинг «Развитие творческих способностей»
  44. Программа тренинга “Формирование психологической готовности к экстремальным ситуациям”, Москва, 2005
  45. Тренинг для девочек-подростков «А если это любовь?»
  46. Развивающие игры для младших
  47. Программа тренинга личностного роста для подростков «Пойми себя»
  48. Наталья Киричук — Тренерский сундучок
  49. Сергей Панченко — Опыт организации группового взаимодействия во временных объединениях подростков
  50. “Тренинги формирования команды” и “Сто разминок, которые украсят ваш тренинг” Составители: Авидон И., Гончукова О.
  51. «Апельсиновый тренинг» Михаил Кипнис
  52. «Секреты проведения психологического тренинга» Горбушина
  53. Тренинг «Все мы являемся гипнотизерами»
  54. Программа тренинга развития творческих способностей и личностного роста в старшем школьном возрасте
  55. «Психогимнастика в тренинге: упражнения» Составители: С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева
  56. «Шейпинг» для отношений
  57. «Психологический тренинг» — Бука Татьяна Леонидовна, Митрофанова Марина Леонидовна
  58. «Психология тренинговой работы» Вачков И.В.
  59. Виды тренингов командообразования
  60. Цикл занятий «Я и они» из программы «Здоровье и социальные навыки»
  61. Психологический тренинг для подростков

Примеры психологических тренингов для детей

Внешние ссылки

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector