Оглавление
- 1 Возрастные особенности первоклассника
- 2 Степени адаптации
- 3 Адаптационный период
- 4 Трудности, с которыми еще приходится столкнуться
- 5 Этапы адаптации ребёнка к школе
- 6 Хроническая неуспеваемость
- 7 Адаптация или дезадаптация
- 8 Что могут сделать родители?
- 9 Адаптация – это процесс приспособления ребенка к новым изменившимся условиям, включающим в себя изменение обстановки; физической, психологической и умственной нагрузки; круга общения.
- 10 2.Проблемы адаптации приемного ребенка в школе
- 11 Медицинские рекомендации
- 12 3.Проблемы адаптации одаренных детей в школе
- 13 Признаки успешной адаптации
- 14 4. Проблемы гиперактивных детей в школе
- 15 Адаптация – это процесс приспособления ребенка к новым изменившимся условиям, включающим в себя изменение обстановки; физической, психологической и умственной нагрузки; круга общения.
Возрастные особенности первоклассника
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.
Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.
Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми.
В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.
В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.
Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.
— склад характера ребенка (более застенчивому и стеснительному ребенку, гиперактивным детям сложнее приспособиться к новым условиям, нагрузкам);
— степень подготовки к школе (речь идет как об интеллектуальной подготовке, так и способности ребенка обходиться в течение дня без помощи родителей);
— коммуникабельность ребенка – общительные ребята, а также те, которые посещают различные секции и детский сад, имеют более развитые навыки общения и быстрее вливаются в новую группу и коллектив).
- плохой беспокойный сон и тяжелое утреннее пробуждение;
- частый беспричинный плач и капризы;
- переутомление, нежелание садиться за уроки;
- пресечение ребенком любых разговорах о школе, учителе, одноклассниках;
- частые болезни, недомогания, вялость;
- трудность в усвоении учебного материала.
Степени адаптации
Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе.
Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая – это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят общий язык с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.
Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев.
На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе.
Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября.
Третья группа – это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление – маленький школьник замыкается в себе.
Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину.
Адаптационный период
Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.
Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело.
На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.
Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать.
Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.
Трудности, с которыми еще приходится столкнуться
Успешная адаптация ребенка к школе – задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями.
Наиболее частая жалоба большинства родителей – лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету.
Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей – заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.
Вербилизм – еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление.
Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, – это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно.
Программа (адаптация детей к школе — это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.
Этапы адаптации ребёнка к школе
- Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
- Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
- Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.
Хроническая неуспеваемость
В начале обучения каждый ребенок – это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой – в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей.
Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы.
В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.
Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.
Адаптация или дезадаптация
Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:
- Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.
- Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
- Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.
Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.
Что могут сделать родители?
Первый учитель – это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:
- Методика «Краски». Педагог раздает детям фломастеры или краски, а также листы бумаги, на которых изображены предметы, относящиеся к тем или иным урокам (цифра – математика, ручка – письмо, кисточка – рисование, гармонь – пение и т. д.). Учащимся предлагается разукрасить рисунки. Если малыш окрашивает определенный предмет в темный цвет, это говорит о возможных затруднениях, связанных с ним. Методика позволяет определить успеваемость каждого ребенка в том или ином направлении.
- Методика «Что мне нравится в школе». Учитель предлагает нарисовать рисунок на заданную тему. По изображению можно судить о психологическом состоянии ребенка. Обратить внимание следует на ребят, рисунки которых далеки от школьной жизни. Учитель с указкой, школьная доска на изображениях могут говорить о высоком уровне учебной мотивации.
- Методика «Солнце, тучка, дождик». Ученикам раздаются листочки, на которых изображены описанные погодные явления. Педагог предлагает описать состояние в школе, дома, с друзьями. Ребенок обводит понравившийся рисунок. Таким образом учитель определяет, какие ребята уже полностью адаптировались к школьной жизни (обведено солнышко).
По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:
- Нравится ли тебе в школе?
- Если бы тебе сказали, что завтра приходить на уроки всем необязательно, ты бы пришел в школу?
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- Ты бы хотел, чтобы с тобой работал другой учитель?
- Ты радуешься, когда отменяют уроки?
- Ты дружишь со многими одноклассниками?
- Ты хотел бы, чтобы перемены были длиннее, а уроки — короче?
Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.
Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи.
Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!
Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром.
Спешка – дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром — в школу, в обед – домашнее задание, вечером – вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.
Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).
Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:
- Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
- Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
- Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
- Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
- Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
- Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
- Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.
Чтобы психологически адаптироваться к школе:
- Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
- Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
- Покажите, что вы любите малыша.
- Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
- По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
- Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
- Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
- Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
- Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
- Учитель — непререкаемый авторитет.
- Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
- Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.
Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!
Адаптация – это процесс приспособления ребенка к новым изменившимся условиям, включающим в себя изменение обстановки; физической, психологической и умственной нагрузки; круга общения.
- Адаптация к школе первоклассников;
- Адаптация приемного ребенка к школе;
- Адаптация в школе одаренных детей;
- Адаптация гиперактивных детей;
- Социализация ребенка;
- Адаптация в школе проблемных (трудных) детей.
Рассмотрим каждый компонент более детально и выделим возможные проблемы для ребенка.
Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры.
Наиболее сложная задача для любого первоклассника – целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе.
Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке.
2.Проблемы адаптации приемного ребенка в школе
— меня будут обзывать;
— я буду отставать в учебе;
— учитель меня невзлюбит из-за того, что я приемный;
— новые родители откажутся от меня из-за плохих оценок.
Как следствие, ребенок чувствует свою беспомощность, не справляется с волнением, становится неусидчивым, невнимательным, рассеянным, ухудшается поведение. В итоге он учится хуже, чем мог бы учиться. Приемный ребенок замыкается, свои проблемы в школе пытается решать самостоятельно, но они могут быть решены только совместными усилиями самого ребенка, родителей и учителями во главе с классным руководителем.
Медицинские рекомендации
Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки.
Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.
Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня.
Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность.
3.Проблемы адаптации одаренных детей в школе
— отсутствие интереса к учебе (как бы странно это ни звучало) – достигая значительных высот в обучении, одаренному ребенку становится скучно на уроках с другими ребятами, изучающими обычную школьную программу;
— со стороны учителя может возникнуть неодобрительное отношение к одаренному ребенку, т.к. он справляется с заданием быстрее других учеников, может их отвлекать, мешая проведению уроков. Кроме того ежедневные рутинные занятия (в глазах одаренного ребенка) могут привести к нежеланию их выполнять и далее – к развитию лени;
— отсутствие понимания с одноклассниками, невозможность сдружиться – т.к. одаренный ребенок считает себя умнее остальных, это порождает сложность в общении. Кроме того, сверстники нередко называют ребенка «выскочкой»;
— имея лидерские, командные качества, одаренный ребенок в глубине очень ранимый и тяжело переносит любую неудачу;
— как правило, одаренный ребенок значительно преуспевает в какой-либо области. Остальные же предметы ему могут даваться с трудом.
- организовать индивидуальное обучение на уроках (предлагая одаренному ребенку задания повышенного уровня сложности);
- наладить факультативные дополнительные занятия;
- вовлечь одаренного ребенка в общеклассную работу, способствуя сближению ребят.
Признаки успешной адаптации
Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:
- ребенок приходит из школы веселый, рассказывает о впечатлениях за день;
- у малыша появились новые друзья;
- домашнее задание выполняется без слез и напряжения;
- малыш расстраивается, если ему по ряду причин приходится оставаться дома, а не идти в школу;
- ребенок хорошо спит, быстро засыпает, без проблем просыпается утром.
Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят.
4. Проблемы гиперактивных детей в школе
— проблемы с поведением, т.к. гиперактивному ребенку нужно постоянно выплескивать энергию, в голове непрерывно рождаются новые планы, которые необходимо воплощать;
— отсутствие внимания на уроках, неусидчивость, излишняя разговорчивость;
— возникновение непонимания с учителем из-за частых замечаний;
— размолвки с одноклассниками из-за вспыльчивого характера, желания всем доказать свою правоту.
Адаптация – это процесс приспособления ребенка к новым изменившимся условиям, включающим в себя изменение обстановки; физической, психологической и умственной нагрузки; круга общения.
Данные проблемы охватывают сферу общения с одноклассниками, учителями, как правило, более серьезные проблемы возникают у подростков в среднем звене.
Если у ребенка проблемы с одноклассниками – ребенок это очень остро переживает, вплоть до нежелания учиться, замыкания в себе, нежелания вообще участвовать в жизни класса.
Конечно же, учитель, как наставник, должен непрерывно следить за коллективом ребят, вникая в глубины и пресекая конфликты. Школа является вторичным этапом социализации ребенка после семьи. Дети должны понять и принять мысль о том, что они члены общества, одного коллектива, в рамках которого действуют свои законы, нормы поведения, меры пресечения, наказание за неправильное поведение, есть лидер (в лице учителя либо старосты).
Если у ребенка наблюдаются проблемы подобного типа в школе, то, конечно же, родителям стоит поговорить с классным руководителем и найти общий подход к решению, возможно без психолога здесь не обойтись.