Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Общество как философская проблема.

Общество – универсальная форма человеческой жизнедеятельности, выступающая объектом изучения целого комплекса научных дисциплин: философии, социологии, истории, философии истории, культурологии, социальной психологии, кибернетики, семиотики и других.

Вместе с тем общество представляет собой особый предмет философской рефлексии – это некий континуум «бытие-сознание», объективно-субъективная целостность, где всякое эмпирически наблюдаемое действие имеет некий скрытый субъективный смысл.

Специфика философского подхода к обществу заключается в исследовании его структуры. Выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира, таких, как религия, искусство, нравственность, – исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, то есть общество как определенную целостность.

Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное – все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно представляют собой стороны многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

В рамках философского исследования общества решаются наиболее общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира; определяются особенности его познавательной активности.

В отличие от частнонаучных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д.

Несмотря на то, что такие термины, как «общество», «социальный», «общность», достаточно прочно закрепились в обыденной жизни и имеют широкий диапазон интерпретаций, научное содержание понятия «общество» достаточно сложно.

Латинский глагол «socio» дословно означает соединять, объединять совместно, а существительное «socialitas» – общество, ближайшее окружение. Таким образом, первоначальное значение понятия «социальный» означает связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.

В современной науке существует большое количество определений общества. В широком смысле общество трактуется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в то время как в узком – под обществом понимается и тип социальной системы, и определенный социальный организм, и определенная форма социальных отношений.

Общество также можно охарактеризовать как обособившуюся от природы часть материального мира, характеризующуюся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединенных на основе современных интересов. К примеру, Н.Д. Кондратьев определяет «человеческое общество как реальную совокупность людей».

1) для обозначения отдельных, конкретных обществ (социально-исторических организмов) (например, французское общество, итальянское общество и т.д.);

2) для выделения системы социально-исторических организмов (западное общество, восточное общество и т.д.);

3) для обозначения всей совокупности существовавших и существующих социально-исторических организмов;

4) для определения непосредственно того, что мы понимаем под обществом, то есть совокупности людей, связанных определенными целями, интересами, отношениями;

5) для определения общества определенного типа (первобытное, рабовладельческое, феодальное и т.д.).

Предложенная Ю.И. Семеновым классификация имеет важное методологическое значение для выяснения сущностных характеристик общества как целостного социального образования.

Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках. Основным родовым признаком общества является материальная природа, системность, причинность, движение, развитие и др. К видовым признакам общества относятся люди с развитым сознанием, система управления и организации, нормы и принципы жизни, общественные отношения, мыслительная и практическая деятельность.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Понятия «общество», «социальное», «социетальное» имеют различные смысловые оттенки. Социальность – это качество, отличающее ряд таких явлений, как труд, искусство, культура, сознание, от явлений природы.

Это самое широкое понимание общественных явлений. Понятие «общественное» в данном случае тождественно понятию «социальное». Вместе с тем в традиционной западной эмпирической социологии широко использовалось понятие социального как характеризующего человеческие взаимоотношения. Отношения людей друг к другу, собственному положению в обществе, к условиям собственной жизни.

Такое понимание социального более узко, оно не охватывает все явления общества и характеризует в основном непосредственные контакты людей в непроизводственной сфере. В настоящее время все чаще используется понятие «социетальное», с помощью которого характеризуется общество в целом, а не только более узкая сфера человеческих межиндивидуальных взаимоотношений.

Различие данных, на первый взгляд близких по смыслу, понятий не случайно. Поскольку общество как целостная система представляет собой многоаспектное, «многоизмеримое» образование, невозможно построить его исчерпывающую теоретическую модель, исходя из какого-то одного его «измерения».

Специфика философского понимания общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. Философия предполагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, обусловленное эпохой и культурой представление об обществе и месте человека в нем.

В настоящее время в философии термин «общество» используется в нескольких взаимосвязанных смыслах, отличающихся друг от друга уровнем абстракции, теоретического обобщения. Так, например, в социальной философии под обществом понимаются реальные субъекты исторического процесса, которые выступают в виде конкретных самодостаточных социальных организмов и имеют вполне определенные координаты в пространственно-временном континууме человеческой истории (например, российское, польское, китайское общество). Следующий уровень абстракции предполагает переход от реалий к универсалиям.

В этом случае обществом называются исторически-конкретные типы социальной организации: феодальное общество, капиталистическое и т.п. Иной уровень абстракции позволяет сконструировать логическую модель общества – идеального типа, синтезирующего существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории независимо от ее стадиальных и региональных характеристик.

Специфика философского познания, включающая как минимум два взаимосвязанных, относительно самостоятельных уровня: предельно абстрактный анализ всеобщих отношений, свойств и состояний действительности в их наиболее чистом виде и более конкретный анализ отдельных сфер универсума, образующих его подсистем, обусловливает одну их главных задач социальной философии – раскрыть сущность общества в широком понимании этого слова и охарактеризовать его как часть мира, отличную от иных его частей и связанную с ним в единый мировой универсум.

Предлагаем ознакомиться:  Как ласково и красиво назвать любимого человека

Как отмечал С. Франк (1877-1950), «проблема социальной философии – вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает».

Итак, в самом широком из своих категориальных смыслов термин «общество» обозначает: во-первых, социальность вообще, выступающую антитезой природы и природного; во-вторых, социум; в-третьих, особый вид бытия в мире.

За длительный период существования философии как системы теоретического знания сформировалось множество подходов к пониманию общества и его интерпретаций в рамках различных школ и направлений. Попытки философов ответить на вопросы о том, что такое общество, какова его природа, как люди связаны в обществе, что определяет общественное развитие, привели к формированию в истории философской мысли основных философских концепций общества.

Представления об обществе в эпоху античности формируются на основе космоцентрического типа мировоззрения, согласно которому Космос понимался как некое воодушевленное начало, порождающее все многообразие вещей материального мира.

Древние философы пытались разгадать и определить природу общественных отношений, уяснить сущность исторического развития и его закономерности. Демокрит (ок.470 или 460 до н.э.), развивая представления об обществе, считал, что борьба за существование привела к возникновению труда, первоначально представляющего подражание природным процессам; важнейшим условием общественного развития является разделение труда.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. Платон (427-347 до н.э.) – основоположник объективного идеализма – строил свои представления об обществе на основе теории идей, объясняя общество как воплощение идей справедливости.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Он утверждал, что общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей. Идеальное государство состоит из трех сословий: философов, которые должны управлять государством, воинов, призванных защищать государство, и ремесленников и земледельцев, обеспечивающих всех необходимыми материальными благами. Государство будет только тогда, когда каждое сословие будет добросовестно выполнять свои функции.

Истина и основные трудности постижения истины.

Цель познания — достижение Истины.
Но познание сложный противоречивый
процесс, не свободный от заблуждений и
ошибок.

Истина есть ТОЧНОЕ, ПОЛНОЕ, ЗАВЕРШЁННОЕ
знание,адекватное и идентичное
отражение объекта субъектом;

Заблуждение- неадекватное,
недостоверное отражение познающим
субъектом окружающей действительности,
искаженный, не соответствующий
действительности результат познания.

В процессе познания участвуют: Познающий
субъект- человек, существо, наделённое
разумом, определёнными знаниями.Объект
познания — окружающий мир (бытие во
всем его многообразии), именно та часть
окружающего мира на которую направлен
познавательный интерес субъекта.

Поэтому в истине момент содержаться и
объективное и субъективное.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Объективность знания (объективная
истина) — это содержание знаний, которое
определяется объектом и не зависит от
субъекта познания, (например: Земля —
планета Солнечной системы).

Вместе с тем по форме, по способу
существования истина субъективна (объём
знаний субъекта, правильность оценки
и др.). Таким образом, объективное и
субъективное содержится в истине и
представляется их единством.

Так как знания непрерывно изменяются,
развиваются, абсолютных истин нет. Любая
истина относительна (но это не совсем
так — дата рождения человека, какого
либо события — истина абсолютная)

Относительная истина,это правильное
в своей основе положение, которое
является неполным, неточным и которое
углубляется и уточняется в ходе развития
познания. Относительная истина –
частичное соответствие.

Абсолютная истина — это знание,
тождественное своему объектуи поэтому
не может быть опровергнуто в ходе
дальнейшего познания. Абсолютная истина
– это полное и безупречное соответствие
познания познаваемому.

— Материалистическая,утверждающая,
что объективная реальность существует
вечно, что она самодостаточна, а знание
есть лишь ОТОБРАЖЕНИЕ реальности в
образах, символах, понятиях;

— Идеалистическая,рассматривающая
мир идеальных сущностей в качестве
первичного, самостоятельного, активного
и предпочтительного.

Понимание истины в рамках той и другой
мировоззренческой ориентации различно.

1. Философия истории Гегеля.

В
своих взглядах на историю философы
разделились на две группы:

  • те, кто рассматривает историю как
    хаотичный, случайный процесс, лишенный
    логики, закономерностей, направленности
    (например, иррационалисты);

  • те, кто видит определенную логику в
    истории, считая историю целенаправленным,
    закономерным процессом, — к данной
    категории относится большинство
    философов.

Среди
подходов к истории как к внутренне
логическому и закономерному процессу
особо выделяются (наиболее распространены,
обоснованы, популярны):

  • формационный подход;

  • цивилизационный подход;

  • культурологический подход.

Имеются
также и иные подходы.

Гегель считает, что хотя в историидействуют люди, наделенные сознанием
и волей, но в целом онаносит объективный,
не зависящий от сознания людей характер.
В исторических событиях люди редко
полностью достигают своих целей, а если
и достигают, то наряду с ожидаемым
результатом обязательно происходит
что-то незапланированное.

Предлагаем ознакомиться:  Психологическое воздействие на человека на расстоянии

Объективность истории означает, что в
ней действует сверхчеловеческая сила,
преследующая какие-то свои цели. Эта
сила, по Гегелю есть мировой Разум,
познающий сам себя. Смысл истории – в
постижении мировым Разумом своей свободы
через деятельность людей

Эта теория была выработана в марксизме.
Основная идея: Общественное бытие
определяет их общественное сознание.
Поэтому история, развитие общества
носит объективный, закономерный,
«естественноисторический» характер.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Основой человеческой истории является,
согласно марксизму, экономика –
производство, распределение, обмен и
потребление жизненных благ. Поэтому
нередко исторический материализм
называют экономическим материализмом.

В самом деле, человеку, чтобы жить надо
удовлетворять свои потребности, прежде
всего материальные. Но для этого надо
трудиться, изменять то, что дано природой.
Надо производить необходимые жизненные
блага.

В производстве жизненных благ
люди вступают друг с другом в определенные
экономические или производственные
отношения. Производственные отношения
определяют общественный строй данного
общества. Каждой ступени развития
производительных сил соответствует
определенный тип производственных
отношений, соответственно, определенный
общественный строй (первобытнообщинный,
рабовладельческий, феодализм, капитализм,
коммунизм).

Когда это несоответствие, противоречие
между производительными силами и
производственными отношениями достигает
максимального напряжения, в обществе
происходит социальная революция, которая
разрешает это противоречие.

Смысл исторического познания.

Историческое познание, являясь
средством самоутверждения людей,
является одновременно и способом их
самопознания. Современное общество
есть результат, продукт длительного
развития, накапливающий в себе всё
богатство предыдущих форм и способов
жизни.

А каждый человек является
историческим, социальным по своей сути
образованием, вобравшим в себя огромный
исторический опыт, традиции и ставшим
благодаря этому многомерным существом,
бесконечно развёртывающимся, раскрывающим
себя в пространстве и времени.

Поэтому человеку, чтобы познать себя,
необходимо увидеть, как он уже смог
реализовать себя в Истории. Всматриваясь,
вчитываясь в историю, оценивая события
и героев любого исторического периода,
человек постигает себя.

Всё настоящее
корнями уходит в прошлое, давнее или
близкое. И очень многое из прошлого
осталось, сохранилось, «снялось» в
настоящем. Но тогда изучение истории
есть достаточно эффективный способ
постижения человеком самого себя
настоящего.

Если настоящее коренится в прошлом, то
будущее тоже глубоко укоренено и в
настоящем и в предпосылках настоящего.
Постигая историю, мы явно или неявно,
вольно или невольно, осознанно или
неосознанно возводим конструкцию
предполагаемого и ожидаемого будущего.

Познание прошлого, настоящего и будущего
зависит прежде всего от желания их
знать. Но глубина их постижения
определяются также и уровнем
интеллектуальной культуры человека,
включающей в себя общие принципы
исторического познания и умение их
применять.

Основные сферы общественной жизни.

На основе выше приведенных интерпретаций общества можно заключить, что общество представляет собой целостную самоорганизующуюся систему отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат.

Согласно системному подходу общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. Складывающиеся в процессе совместной деятельности многообразные иерархически выстроенные отношения между людьми составляют структуру общества.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Как и любая живая система, общество представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой: обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая среда.

Для того чтобы общество функционировало как некое устойчивое социальное образование, для поддержания и сохранения целостности необходимо постоянное удовлетворение потребностей общества, и в первую очередь материальных потребностей людей.

Общество как функционирующая система имеет телеологическую природу. Оно объективно стремиться к достижению определенной цели, состоящей из множества подцелей. Так, выводы, сделанные в науке в 50-60-е гг. ХХ вв.

, когда общество как целостная самоуправляемая система стало предметом изучения с информационно-кибернетических позиций, подтверждают, что поведение общества, его конкретные действия подчинены определенной цели.

– экономическая деятельность, выражающаяся в производстве материальных благ и услуг;

– социальная деятельность, проявляющаяся в воспроизводстве людей и человеческой жизни;

– организационно-управленческая деятельность, представляющая собой создание и оптимизацию общественных отношений путем социального управления, политической деятельности и т.д.;

– духовная деятельность, заключающаяся в производстве и потреблении разнообразной информации, необходимой для жизни: как обыденной, так и научной.

Таким образом, вышеупомянутые типы деятельности обусловливают функционирование в рамках общества четырех больших сфер: экономической, социальной, политической и духовной, взаимосвязанных, но вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью.

Каждая из общественных сфер способствует удовлетворению определенных потребностей человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования.

Социальная сфера соответствует потребности человека в общении. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере, в то время как потребности самореализации и развития собственных способностей удовлетворяются посредством духовной сферы.

Предлагаем ознакомиться:  Как ведет себя любящий муж

Важно иметь в виду, что обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливого или не справедливого, и понимание того, что необходимо сделать для установления существующей несправедливости.

Экономическая сфера жизни общества представляет собой систему, обеспечивающую производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

– производительные силы, или экономические факторы производства;

– производственные отношения, основа которых – отношения собственности.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Развитие общества от первобытного до современного осуществилось лишь за счет развития труда. По мере усложнения процесса материального производства совершенствовались и появлялись новые орудия труда, развивались трудовые навыки и умения людей.

Современное производство значительно отличается от производства первобытных людей, но без труда, материального производства общество не смогло бы существовать. Остановка материального производства привела бы к гибели человечества.

Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, когда трудовая деятельность предстает как чисто природный процесс, протекающий по вполне определенным законам.

Главной производительной силой выступает человек – источник и носитель экономической инициативы, физические и умственные способности которого вовлекаются в процесс производства и создают товары и услуги.

Экономическая сфера общества непосредственно связана с политической сферой: отношения собственности являются правовыми отношениями, а государство – центральный элемент политической системы – оказывает значительно влияние на экономические процессы.

Уместно утверждать, что не только экономика продолжает политику и право, но и они в свою очередь оказывают влияние на экономическую сферу. Вместе с тем беспредельное вмешательство государства блокирует регулирующую функцию рынка.

Итак, «производство создает предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределенное согласно отдельным потребностям, наконец в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет ее в процессе потребления»[57].

Социальная сфера общества – это система исторически сложившихся упорядоченных связей и отношения различными видами общности людей. Элементами социальной сферы выступают различные формы человеческой общности.

– естественно-исторические – раса, поколение, пол;

– этно-исторические – род, народность, нация, этнос;

– социально-исторические – сословие, каста, класс, страта.

Социальная сфера связанна прежде всего с удовлетворением потребностей человека в жилье, одежде, пище, образовании, поддержании здоровья и т.д. В широком смысле под социальной сферой понимают сферу общественного производства самого человека с его интересами и их проявлением в различных формах.

Анализ социальной сферы в рамках социальной философии позволяет раскрыть механизм обусловленности социального положения человека в обществе, характер приобщения его к накопленному обществом богатству и соответственно особенности воспроизводства человеком своих жизненных способностей к труду, воспроизводства новых поколений.

Политическая сфера – это организации и учреждения, отношения и идеи, сконцентрированные вокруг вопроса о власти. Политическая сфера охватывает властные структуры: государство, политические партии, политические организации и движения и т.д.

Термин «политика» образован греческим словом «politike» – искусство управления. В политике действуют массовые субъекты – государство, партии, общественные организации, а не отдельные личности. Кроме того, политическая власть институциональна, то есть организованно выражена в определенных учреждениях, регламентированных нормами права, имеющих определенные обязанности и т.д.

Целостный процесс управления включает следующие элементы. Во-первых, центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является власть – субъект управления.

Власть принимает решения, связанные с постановкой конкретных задач и целей для всего общества. Во-вторых, управление предполагает, что люди, занятые различными видами деятельности – объекты управления – в основном объединены в организации, так что можно говорить об управлении организованной деятельностью.

В-третьих, управление невозможно без наличия обратной связи, то есть без получения информации о том, как реально протекает управленческий процесс и каковы при этом фактические результаты. В-четвертых, в обществе должен существовать механизм оценки полученных результатов, чтобы можно было внести изменения в ранее принятые властью результаты.

в чьих руках находится власть, чьи интересы защищает власть и как осуществляется управление обществом? Целью политической деятельности являются не только овладение и удержание власти, но и удовлетворение потребностей общества, сохранение и совершенствование социальной структуры, сочетание интересов различных социальных групп, защита и реализация интересов данного общества по отношению к другим обществам, например, защита интересов страны на международной арене.

Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке — Студопедия

Элементами политической системы выступают не только государство, политические партии и движения, общественные, негосударственные организации и институты, но и политическое сознание, или политическая идеология, как совокупность идей, выражающих интересы отдельных классов и групп.

Осуществление государством властных функций невозможно без права – совокупности общеобязательных норм поведения, выраженных и зафиксированных в законах, с помощью которых осуществляется регулирование поведения людей;

и правосознания как необходимой составляющей правовой системы, представляющей собой совокупность представлений и понятий, выражающих отношение людей к действующему праву, правовым теориям и правовой идеологии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector