Психологические причины неуспеваемости школьников

Преподаватель на этом этапе:

  1. Побуждая к диалогу дает возможность
    рассмотреть различные варианты мнений
    по поводу одного и того же вопроса.

  2. Важно чтобы процесс рефлексии
    осуществлялся без принуждения со
    стороны преподавателя.

  3. Задает вопросы с целью стимуляции
    рефлексии.

  4. Побуждает учащихся к постановке
    вопросов.

  5. Сохраняет искренность и позицию
    партнерства, что позволяет сделать
    атмосферу обсуждения более открытой,
    а результаты плодотворными.

  6. Оценивает результаты работы учащихся.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса по устранению причин неуспеваемости отстающего ребенка

Под
культурой
понимаются убеждения, ценности и
выразительные средства, которые являются
общими для определённой группы людей
и служат для упорядочения опыта и
регулирования поведения членов этой
группы.

Воспроизводство
и передача культуры последующим
поколениям лежат в основе процесса
социализации-усвоения ценностей,
верований, норм, правил и идеалов
предшествующих поколений.

Субкультура–
это совокупность специфических
социально-психологических признаков
(норм, ценностей, стереотипов,
вкусов)влияющих на стиль жизни и мышление
определенных номинальных и реальных
групп людей и позволяющих им осознать
и утвердить себя в качестве «мы» отличного
от «они» (остальных представителей
социума). формируется под влиянием
таких факторов:
возраст, этническое происхождение,
религия, социальная группа или
местожительство.

Ценности
субкультуры не означают отказа от
национальной культуры, принятой
большинством, они обнаруживают лишь
некоторые отклонения от нее. Однако
большинство, как правило, относится к
субкультуре с неодобрением или недоверием.

Коммуникативные традиции детской
субкультуры.

Мирись, мирись, мирись

И больше не дерись!

Ребром ладони свидетель должен «разбить»
сцепление мизинцев, и с этого момента
считается, что воцарился мир.

Таким образом, проблемные ситуации
детских взаимоотношений ритуализируются,
им придается полуигровой статус ситуаций,
решаемых по правилам, которые общеприняты.
Это позволяет каждому участнику не
тратить силы на индивидуальный поиск
решений типовых коммуникативных задач,
а использовать традиционные стратегии
и словесные формулы, которые надо просто
знать.

Описанный подход является основополагающим
для детской субкультуры и реализуется
в различных формах. Его суть состоит в
том, что психологически незрелой и
социально неопытной личности предлагается
воспользоваться общеупотребительными
способами осуществления своих
социально-психологических нужд, опираясь
на предлагаемые «культурные костыли»
до тех пор, пока личность не найдет в
себе силы для индивидуально-творческого
решения стоящих перед ней задач, что
обычно происходит по мере приближения
к подростковому возрасту. Но на этот
возраст (двенадцать–тринадцать лет)
приходится и закат детской субкультуры,
которая уже выполнила свои функции.

Предлагаем ознакомиться:  Почему девушкам нравятся плохие парни: 4 психологические причины

Следующая особенность детской традиции,
вытекающая из предыдущей, состоит в
том, что в ситуациях, когда ребенку
страшно действовать «от себя», ему
предлагается принять полуигровую
коммуникативную роль и спрятаться за
общепринятыми детскими словесными
клише.

Итак,
развитая детская субкультура предоставляет
детям традиционные стратегии поведения
в предсказуемо трудных для них ситуациях
социального взаимодействия со сверстниками
и отчасти с миром взрослых. Она предлагает
ребенку приемлемые и удобные с точки
зрения детского сообщества формы
самопрезентации и самореализации,
позволяет спрятать слабые стороны под
общепринятыми масками, укрепляет его
«Я» ощущением групповой принадлежности
и обеспечивает его основные социальные
права в качестве члена детского
сообщества.

И наоборот — отсутствие у
ребенка опыта социального бытия в
системе детских субкультурных традиций,
деградация игровых детских сообществ,
наблюдаемая в современных мегаполисах,
приводит к недоразвитию коммуникативных
навыков и множественным сбоям в
социализации детей и осознании ими
самих себя.

Молодежные субкультуры– феномен
городской культуры западного типа. В
нем отразились разнообразные процессы,
протекающие в религиозной, идеологической,
политической сферах, сфере экономики
и моды.

Основной фактор, привлекающий
молодежь в субкультуры – стремление
приобрести внешние, формальные
характеристики, позволяющие выделяться
из общей обезличенной массы населения
мегаполиса. Поэтому, несмотря на
декларирование представителями
субкультуры своей приверженности
каким-либо идеологическим, религиозным,
политическим концепциям, обычно они не
особо вникают в них и в основном
объединяются по внешним характеристикам
– одежда, прически, музыка, места общения
и т.д.

Иногда группа активно вырабатывает
нормы или ценности, которые явно
противоречат господствующей культуре,
ее содержанию и формам. На основе таких
норм и ценностей формируется
контркультура. Известный пример
контркультуры — хиппи 60-х годов или
«система» в России 80-х годов.

Признаки принадлежности к субкультуре:

  • Специфический набор ценностных
    ориентаций

  • Нормы поведения

  • Взаимодействие и взаимоотношение ее
    носителей

  • Статусная структура в реальных группах

  • Иерархия предпочтительных источников
    информации

  • Своеобразные увлечения и вкусы

  • Способы свободного время препровождения

  • Жаргон, фольклор

Определенные номинальные группы:
половые, возрастные, социальные,
профессиональные слои населения, секс
меньшинства, массовые неформальные
течения, криминальные слои, любители
определенных занятий.

Определяются ценностями и социальной
практикой общества, интерпретированными
и трансформированными в соответствии
с характером субкультуры, возрастными
специфическими потребностями, стремлениями
и проблемами ее носителей.

Предлагаем ознакомиться:  Цели формирования гуманистического мировоззрения

Нормы поведения, взаимодействия и
взаимоотношений:

  • В просоциальных субкультурах (не
    противоречат обществу, а дополняют и
    трансформируют их, отражая специфические
    условия жизни и ценностные ориентации
    носителей субкультуры) – содержание
    норм определяется разделяемыми
    ценностями, характером лидерства в
    контактных группа, видом поселений.

  • В асоциальных – присутствуют
    трансформированные общественные и
    частично антиобщественные нормы и
    специфические нормы для конкретной
    субкультуры.

  • В антисоциальных – нормы прямо
    противоположны общественным. Часто
    делятся на нормы, принятые во взаимодействии
    со «своими» и «чужими»


Характер субкультуры определяет то,
какие сферы жизни ее носителей регулируются
нормами.

Существует в контактных, реальных
группах.

Статус- положение человека в системе
межличностных отношений тот или иной
группы, обусловленное его достижениями
в значимой для него жизнедеятельности,
репутацией, авторитетом, престижем,
влиянием.

Степень жесткости статусной структуры
связана с характером субкультуры. В
закрытых – крайне жесткая.

Источники информации:

  • Каналы межличностной коммуникации
    (фэнзины)

  • Интернет, ТВ, радио, газеты, журналы,,
    рассчитанные на носителей.

В каждой субкультуре есть общие для ее
носителей вкусы, времяпрепровождения
и т.д., определяющиеся возрастными и
социальными особенностями, условиями
жизни и возможностями.

Мода– форма социальной регуляции,
отражающая периодическую смену образцов
массового поведения, дающая более или
менее адекватное внешнее «оформление»
постоянно меняющемуся содержанию жизни.
Одна из знаковых систем, посредством
которой происходят межличностные и
межгрупповые коммуникации; специфическое
средство приобщения человека к социальному
и культурному опыт. Индивид сознательно
или бессознательно подчеркивает свою
принадлежность к субкультуре.

Свободное времяпрепровождение:
особенности зависят от меры ее
оформленности.

Жаргон: Своеобразный диалект,
отличающий носителей определенной
субкультуры. Включает в себя несколько
групп слов и выражений.

Слои: эзотерический (тайна от
непрофессионалов), профессиональный,
смеховой, направленный на чужого.

Юношеский жаргон:

  • Общеупотребительные слова, получившие
    др. значение

  • Общеупотребительные слова с многозначной
    экспрессивной окраской

  • Слова, бытующие только в жаргоне

  • Слова, употребляемые лишь в отдельных
    регионах

  • Употребляемые в автономных субкультурах

  • Слова, смысл которых понятен только
    представителям

Субкультуры и стихийная социализация

Чем в большей степени человек соотносит
свои ценности и нормы с нормами и
ценностями референтной группы –
носительницы конкретной субкультуры,
тем эффективнее она на него влияет.

  • Влияет на самосознание и самоопределение
    ее носителей, на выбор сфер и предпочитаемых
    способов самореализации

  • Является одним из способов его обособления
    в обществе, т.е. становится одной из
    ступеней автономизации, что определяет
    ее влияние на самосознание, его
    самоуважение и самопринятие.

  • Выполняет по отношению к своим носителям
    психотерапевтическую функцию.

  • Помогает человеку ощутить себя принятым
    себе подобными и смягчить чувство
    одиночества или избавить от него.

Предлагаем ознакомиться:  Понятие о воображении. Виды и приемы воображения — Студопедия

Подходы к оказанию психологической поддержки подросткам

  • группы общения;

  • тренинги общения;

  • профориентационные и профконсультационные
    активизирующие методы (игры);

  • различные положительные (успешные)
    примеры самоопределения;

  • «праздники труда», повышающие
    престиж конкретных профессий.

  • построение «цепочки» основных
    ходов (последовательных действий),
    обеспечивающих реализацию намеченных
    целей и перспектив, позволяющие наглядно
    (на листочке) представить ученику и
    самому педагогу возможные жизненные
    перспективы учащегося;

  • построение системы различных вариантов
    действий;

  • использование различных схем
    альтернативного выбора .

Система профориентационной работы
включает в себя деятельность по следующим
направлениям:

  • Профессиональное просвещение — пропаганда
    профессий различными формами и
    средствами: кино, радио, телевидение,
    книги, лекции и др.

Профессиональное просвещениеПряжников Е.Ю. условно подразделяетна
две формы:

  • профессиональную информацию

Профессиональная информация призвана
ознакомить учащихся с основными
профессиями и их специальностями.
Школьнику предлагаются сведения о
содержании труда, условиях материальной
и социальной среды, оплате, режиме труда
и отдыха, перспективах развития данной
профессии, формах и сроках обучения,
возможностях должностного и
квалификационного роста.

  • профессиональную пропаганду.

Профпропаганда – формирование у
молодежи интереса к определенным видам
труда и в частности – разъяснение
престижности рабочих профессий.

Профессиональная пропаганда имеет
дело, прежде всего, с теми профессиями,
по которым осуществляется деятельность
рабочих кадров либо ожидается расширение
приема на них.

При организации работы по профессиональной
информации важно учитывал то обстоятельство,
что привлекательность профессии есть
явление во многом субъективное. Существуют
характеристики профессии относительно
стабильные и не претерпевающие
существенных изменений в зависимости
от конкретного предприятия.

Большая роль в профпросвещении
принадлежит внеклассной работе:школьным кружкам, экскурсиям на
предприятия.

профессиональное консультирование


метод психологической помощи людям в
профессиональном самоопределении,
планировании профессиональной карьеры,
а так же в преодолении трудностей
профессиональной жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=YSXgpMVR9Y0

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector