Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок.

И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда.

Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.

Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.

Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.

Как проходят системные расстановки по Хеллингеру

Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Управление действием принадлежит специально обученному расстановщику. Перед стартом прототип беседует с руководителем, отвечает на его вопросы и формирует собственные. В ходе расстановки конструируется система, которая, путем назначения людям определенного статуса, управляется расстановщиком.

Процесс направляется таким образом, чтобы подвести прототипа к пониманию его запроса. Например, у прототипа семейная проблема: непонимание со стороны старшего поколения семьи. Тогда людям, стоящим в кругу, назначается роль отца, матери, дедушек и бабушек и т.д., а также самого прототипа.

Расстановщик предлагает им взаимодействовать друг с другом. Они как бы подключаются к общему «полю», из которого им поступает информация. Она выражается в физических и физиологических ощущениях.

Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Как проходят расстановки по Хеллингеру

неприязнь, симпатия, страх, смущение, боль, горечь – символические знаки системы. Точности результата способствует такая расстановка, в которой заместители незнакомы друг с другом. Таким образом легче высказывать свои ощущения, касательно того, кто стоит напротив.

Бытует мнение, что посредством расстановки достигается закрытие гештальта. То есть у прототипа существует некая жизненная ситуация, которая не получила воплощения в реальности, поэтому вызывает чувство незавершенности.

Теория

Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода.

Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?

Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.

При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива. И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» [1].

zodiak

Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?

И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?

Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!

Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?

Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» [1].

Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…

Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…

Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия — «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.

Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..

Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.

Как работают расстановки по Хеллингеру

Берт Хеллингер провел тысячи расстановок, опыт которых позволил ему обосновать принципы работы метода. Он классифицировал проблемные точки семейных связей на порядки, описав особенности взаимодействия членов семьи внутри них.

  • Закон принадлежности – первый порядок. Это принцип, при котором семья является априорной системой, в которой каждый имеет свое место. Ни один член не может быть из нее изъят по определению, вне зависимости от отношения к нему остальных элементов целого. Сюда входят не только члены семьи, но все, кто имеет какое-либо отношения к ней.
  • Иерархичность. Основа второго порядка – время. Приходящие в систему раньше имеют привилегию над теми, кто появился позднее. Отцы, старшие братья и сестры, первые супруги – авторитетнее. Это закон. Важно понимать, что «привилегия» здесь – не оценочное суждение, а способ классификации, присваивания определенного места.
  • Балансирование. Особенность этого порядка заключена в законе сообщающихся сосудов. Каждый, кто что-то берет из системы, должен уравновесить ее, и что-то отдать. Иначе возникает дисбаланс, ведущих к хаосу. На фигуральном уровне этот закон означает, что вклад каждого элемента системы должен иметь соответствующую оценку.
  • Геометричность. Хеллингер заметил, что в разных расстановках существует разные принципы построения фигур, при которых все участники чувствуют себя наиболее комфортно. Используя к этому порядку иерархичность, можно сформировать наиболее верную семейную расстановку.
Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Семейные расстановки по Хеллингеру

Практика: театр одного режиссера

Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.

Предлагаем ознакомиться:  Как вернуть отношения с любимым человеком после расставания

Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…

А дальше начинается странное. Расстановщик интересуется у заместительницы, долго ли она может так простоять (сомкнув руки на шее «возлюбленного»). А если день? Два, три?

Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей.

Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?

Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?

Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители?

«Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!

А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.

Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!

В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией.

Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом — в Гармонии.

Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») [3]. Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью.

Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет.

Как работают семейные расстановки по Хеллингеру

Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей.

Какие существуют мнения о методе системных расстановок по Хеллингеру

Суть метода Магического Театра описана на официальном сайте создателя. Описана, прямо скажем, вдохновенно. Видно, что писала личность творческая, с богатым воображением. Только не совсем понятно, при чем тут психотерапия.

Это все прекрасно и совершенно безобидно, если относиться к этому как к игре. Но игрой тут и не пахнет, все на полном серьезе, во всяком случае для людей, которые в психотерапии нуждаются. А получают… трудно даже выразить словами, что именно.

Пунктуация авторская.

он получил активное распространение в религиозной среде, шаманстве, оккультизме. В период максимальной популярности расстановок православные философы называли их противоречащими ортодоксальным догматам.

Как сохранить семью, если есть проблемы в отношениях

На форумах можно встретить разную информацию о расстановках. Бытует мнение, что оно опасно – путем некомпетентного использования метода возможны психологические травмы. Слишком впечатлительным людям лучше воздерживаться от участия.

Доподлинно определить, что на самом деле происходит во время практики, наверное, невозможно. Однако ряд источников и отзывы подтверждают: способ уходит в сторону от привычной картины мира.

Суть и история открытия эффекта

Эффект Барнума был одним из самых исследуемых в течение почти 30 лет (также известен как эффект Форера). Это явление происходит, когда люди положительно оценивают приведенные характеристики, потому что они якобы получены от процедуры научного изучения личности.

Другими словами, люди становятся жертвами ложного изучения личности. Они принимают обобщения, которые справедливы и применимы почти для всех, но кажутся особенно правдивыми для отдельно взятого человека.

Оценки личности могут быть, а зачастую и являются таковыми, в таких общих терминах, что они бессмысленны в контексте объяснения поведенческих реакций человека. Или они могут иметь «универсальную юридическую силу» и применяться практически ко всем.

Для характеристики какого-либо конкретного человека указание тех черт, которые он демонстрирует, является бессмысленной процедурой. Уникальность индивида, как подробно объясняет Олпорт, заключается в относительной важности различных личностных черт в определении его поведения и в относительной величине этих признаков, по сравнению с другими людьми.

Более 60 лет назад Росс Стагнер дал группе менеджеров по персоналу личностный тест, но вместо того, чтобы подсчитать его и дать им фактические ответы, он дал каждому из них фиктивную характеристику в форме утверждений, полученных из гороскопов.

Затем каждому менеджеру было предложено прочитать получившиеся результаты (предположительно полученные от него из «научного» теста) и решить, насколько точна оценка. Более половины испытуемых подтвердили поразительную точность полученных данных и очень небольшая часть участников эксперимента не согласилась с полученными личностными характеристиками.

В следующем году профессор Бертрам Р. Форер дал индивидуальные тесты своим ученикам, но проигнорировал их ответы и дал каждому ученику одинаковые оценки, якобы полученные путем исследования. Первыми тремя утверждениями были:

Расстановки по Хеллингеру: как освободить свою жизнь от ошибок предков

Затем было предложено дать оценку описанию от 0 до 5, где 5 означало, что человек считает, что описание было «отличной» оценкой, а 4 – что оценка была «хорошей». Средняя оценка класса составляла 4,26.

  • Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами.
  • Вы довольно самокритичны.
  • У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо.
  • Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать.
  • Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность.
  • Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок.
  • Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство.
  • Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств.
  • Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро.
  • Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны.
  • Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны.
  • Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность.
Предлагаем ознакомиться:  Алкогольная диета существует и работает

Практически все респонденты дали положительную оценку приведенным характеристикам.

Значение в повседневной жизни эффекта Барнума-Форера

Объяснение такого феномена лежит в основе интереса к своей собственной личности. Люди, даже те, которые критично относятся к психологии, любят слушать, что о них думают другие. Практически каждому из нас интересно было бы послушать, какие личностные качества и способы поведения можно обнаружить научным путем.

Люди склонны принимать характеристики в отношении себя пропорционально их желанию, чтобы утверждения были правдивыми, а не пропорциональными эмпирической точности претензий, измеряемых каким-либо не субъективным стандартом.

Это подтверждает еще один принцип оценки личности – принцип «Поллианны», который предполагает, что существует общая склонность воспринимать положительные описания или характеристики чаще, чем отрицательные.

В 2011 году исследование было повторено с заявлениями, измененными таким образом, что характеристики касались не людей, а целых предприятий и организаций. Результаты были схожими, и было предположено, что люди антропоморфизируют организации, в которых они работают.

Исследования показывают, что люди с большей вероятностью верят в астрологию, если им представлены персональные гороскопы, которые описывают их в положительном свете. Кроме того, люди с большей вероятностью принимают отрицательные оценки самих себя, если они исходят от лиц, которые представлены, как профессионалы высокого уровня.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что авторитарные и невротические личности и люди, имеющие более чем обычную потребность в одобрении, с большей вероятностью проявляют эффект Барнума-Форера.

С. Р. Снайдер и Р. Дж. Шенкель провели исследование, в котором они попросили своих учеников подготовить однородные описания для группы предметов. Эти описания были затем представлены участникам исследования под видом индивидуализированных гороскопов.

В одной группе не запрашивали личную информацию вообще, во второй группе было предложено написать свой месяц рождения, в третьей группе была запрошена точная дата рождения. Исследуемые в третьей группе подтвердили, что их «гороскопы» были применимы конкретно к ним. Испытуемые из первой группы показали более низкую оценку по этому фактору.

Форер говорил о том, что на результаты его исследования могли повлиять несколько факторов. Прежде всего – личность самого испытуемого. Доверчивые люди склонны принимать на веру суждения практически без основательной базы.

Другой фактор – ситуация опроса и личность экспериментатора. Ведь здесь может иметь место другое явление – эффект Фокса, когда испытуемые дают хорошие отзывы о материале, исключительно из-за положительного отношения к лектору, учителю или исследователю.

Данный эксперимент повторяли очень много раз и в различных вариациях. Некоторые профессоры используют его в качестве введения в курс психологию, чтобы показать важность критического мышления своим студентам. Однако результат практически всегда оставался неизменным.

Стоит отметить, что прибыль от составления гороскопов, экстрасенсорики, гадания на картах ежегодно составляет миллионы. Именно исходя из доверчивости людей, шарлатаны по всему миру «лечат, снимают порчу и предсказывают судьбу» за немалые деньги.

Интерес к своему собственному внутреннему миру, несомненно, присущ для каждого, однако стоит помнить, что подобного рода «изучение» себя посредством гадалок, целителей должно поддаваться хотя бы малой доле критики и скепсиса.

Ведь не зря данное явление получило свое название благодаря профессору, изучавшему его, и известному тогда мошеннику и артисту цирка Финеасу Барнуму, которому якобы принадлежит выражение: «Каждую минуту в мире рождается один простофиля и каждому из них у меня есть что предложить».

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Кто может представить психолога лучше его самого? Благо сейчас у каждого из них есть отличная возможность писать в интернете. Они и пишут.

Изменение в расписании занятий расстановочной группы

Паблик «Православная психология» ВКонтакте. Тред «Вопросы православному психологу». Отвечает Дмитрий Семеник (на протяжении всей беседы то и дело рекламируя свои сайты, книги и тренинги – отнюдь не бесплатные).

Смотрим личную страничку человека – интересно же, кто он такой, где получал психологическое образование… Информации ноль. Но интернет знает многое – на библиотечном сайте Куб, где лежат его книги, есть краткая биографическая справка…

Итак, психологические консультации дает подписчикам паблика человек, закончивший… МИРЭА. И работавший менеджером по рекламе и маркетингу. Оно и заметно, собственно. Рекламирует себя (свои книги, видео, тренинги) он очень активно, буквально в каждом третьем посте!

Вопрос подписчика паблика: «Как стать православным психологом?»

Ответ великолепен. Хорошо хоть, господин Семеник признает, что никакой православной психологии как науки не существует. Но… «Если же идти в светский вуз, то там могут так засорить мозги, что не только православным психологом не станешь, но и православным быть перестанешь. Я знаю многих православных, которые окончили светские вузы, и в итоге стали обычными психологами.

В данное время каждый настоящий православный психолог сам в силу своего опыта, талантов, знаний и предрасположенностей синтезирует свою систему практической помощи из знаний по психологии и православию. Многие пришли к этому естественным путем, в зрелом возрасте» [1].

К чему они пришли, мы увидим ниже, а пока – советы, как же все-таки стать православным психологом, от Дмитрия Семеника: «Не поступать в вуз, пока не изучите досконально труды всех основных святых отцов» [1].

Безусловно, Ефрем Сирин (IV в.) и Иоанн Златоуст (IV-V вв.) со своими поучениями в основном для монашеской братии – чрезвычайно актуальное чтение для будущего психолога…

Вот еще Тихон цитирует Златоуста: «Что говоришь? – обличает их Златоуст. – Приходя ли молиться Богу, облачаешься золотом и плетеньями? Разве ликовать пришла ты, разве браку приобщиться? Разве на представление пришла ты?

Там золото, там плетенье, там одежды многоценные имеют место: а здесь ничего из этого не потребно [2]. Эти бы слова преподобного – да в уши покровителям наших православных «психологов» – иерархам церковным, чьи «золото и плетенья» буквально слепят глаза во время служб…

И еще два совета – отправиться волонтерить в группы, отговаривающие женщин от абортов, и читать православные психологические книги – «Прежде всего, наши – вы их можете найти по моей фамилии (где-то автор, где-то составитель)» [1]. Ну кто бы сомневался.

Сайт «Русская православная психология». Проект посерьезнее паблика ВКонтакте. Ставит своей целью сбор информации обо всех православных психологах в России и составление каталога православно-психологических сайтов. Представляет персоналии ныне работающих православных психологов.

Вот доктор психологии Олег Никифоров сокрушается о засилии агрессивных компьютерных игр и их пагубном влиянии на подрастающее поколение. Бесспорно, проблема компьютерной зависимости подростков существует.

Но виноваты в этом, по Никифорову, не семья, недодающая ребенку внимания и любви, не школа, где ребенку скучно или даже опасно находиться. Корень зла – программисты! Ведь это они создают ужасные игры.

А с ними-то что не так? Психолог призывает на помощь… Фрейда и его Танатос (пунктуация, кстати, авторская): «есть люди в жизни которых постоянная трагедия. Их пессимистическое переживание реальности приводит к тому, что они не умеют радоваться жизни, все критикуют, во всем сомневаются.

Их притягивает эзотерика, мистика, фантастические образы, привидения, монстры и вообще все то, что в реальности не встретишь, а если и встретишь, то останешься заикой на всю жизнь. Это люди так называемого «некрофилического» склада.

Они любят смотреть боевики и криминальную хронику по телевизору, читать триллеры, романы — фэнтази. Их любимые герои – Фрэди Крюгер, граф Дракула, Вий, дама «Вамп» и т.п. Эти люди, разочаровавшись в жизни, убегают в мир своих фантазий, ничего общего не имеющих с реальностью.

Предлагаем ознакомиться:  Пластырь для похудения работает или нет

Что такое венец безбрачия с точки зрения психологии?

Я не знаю, как это комментировать. Хочется воскликнуть: а программисты-то и не знают, что не любят активную жизнь и природу, общаются исключительно с компьютерным железом, не могут жить без Вия с Дракулой, любовные связи заводят исключительно с дамами-вамп (уважаемый психолог, кажется, полагает, что дама-вамп – это вампир женского пола?) и делают героями своих игр трупы (интересно, как? Труп по определению не может быть героем) …

В тексте этого господина перепутано все: фрейдовский Эрос (он называет его «влечением к жизни» – это стремление к гармонии и красоте, программисты – депрессивные люди, любители криминальной хроники – это любители фэнтези, а в мир фантазий убегают только разочарованные в жизни (очевидно, книги, где побеждает добро, и такие же фильмы создаются без участия фантазии) …

Я не знаю, что такое «американизированное фэнтази». А вы? «Американизированное» – англоязычное? Рекламирующее американские ценности? Или бренды? В заведомо магическом, вымышленном (этого требует жанр) мире?!

Почему вообще совершенно невозможно понять, что дипломированный психолог имеет в виду? «Кто ясно мыслит – тот ясно излагает», не так ли? И – это уж мелочная придирка, но все же – человек, имеющий психологическое образование и активно общающийся в интернете, абсолютно слеп к этике сетевого общения?

И попробуем догадаться, что же у нас таится под загадочным термином «американизированное фэнтези». Уж не «Властелин колец» с «Гарри Поттером» ли? Вроде подходят: несмотря на британские литературные источники, сняты американскими режиссерами.

Как снять венец безбрачия и создать семью?

Также в наличии ужас, смерть и трупы – и побеждающий главный герой. Мы уже поняли, что подростки, ругающие родителей матом и дерущиеся с ними – это компьютерно-зависимые поклонники Фродо с Гарри. Ну не способны эти герои воспитать доброту в человеке, потому что – «но какой ценой!!!»

Какой, уважаемый психолог? Эти персонажи, спасающие свои миры, которым угрожает зло, должны были делать что?

Я, кажется, догадываюсь. Молиться? Чтобы православный Бог уничтожил Саурона и Вольдеморта вместе с их армиями (именно православный, другие у православных не работают, спросите их самих)? Смиренно стоять и молиться, наблюдая за смертями друзей, родных и близких?

А ведь порадоваться можно, что ни в Средиземье, ни в Хогвартсе православных храмов как-то не завезли. Можно представить, что там творилось бы, если бы антагонисты, вместо того, чтоб бороться со злом и победить, отправились молиться…

Людмила Ермакова, выпускница и аспирантка факультета психологии МГУ с опытом работы на кафедре, вроде бы не должна отзываться об «обычной» психологии так, как самозваный психолог Семеник. Уж ее-то, закончившую обучение в МГУ в 1974 году, явно не православные психологи профессии обучали.

Но православие в очередной раз побеждает разум: «Мне нередко приходилось слышать, что неправославный психолог – не профессионален и я совершенно с этим согласна» [4]. Вот такая благодарность своим преподавателям.

Но с логикой там вообще беда – ее же вера заменяет, зачем она, в самом-то деле?

В статьях «Как я стала православным психологом» и «Наша плата за комфортность «личной жизни»» дама описывает случаи из собственной практики.

Женщина, чья дочь больна шизофренией, сама находилась в депрессии, не зная, как с этим жить. В процессе беседы рассказала, что ее прадед участвовал во взрыве храма Христа Спасителя. Вот он, корень зла! «Психолог» направляет женщину к батюшке – тот поможет.

У другой женщины взрослый сын измывался над женой. Оказывается, потому что неразумная мать обращалась по его поводу к цыганке-гадалке и «раскрыла его духовную защиту перед той темной духовностью, с которой связана любая гадалка» [4] (это пишет дипломированный психолог, научный работник, чуть ниже в той же статье возмущающийся склонности некоторых неправославных коллег к оккультизму!).

А выход здесь тот же – к батюшке. Куда же еще.

У женщины трагически погибли малолетние дети – расплата за сделанный когда-то аборт!

Вторая дама уговорила на аборт свою подругу (та забеременела, не имея ни кола, ни двора и не умеющего заработать денег мужа, то есть обрекла бы свое дитя на нищую и полуголодную жизнь) – и у ребенка уговорившей с возрастом появились симптомы умственной неполноценности! Еще одна расплата за аборт!

Глас разума

Любопытна на сайте православных психологов полемика «Христианская психология: за и против». Защитниками выступают доктора психологии, профессора Борис Братусь и Виктор Слободчиков и выпускник факультета психологии МГУ священник Андрей Лоргус, оппонентами – доктора психологии, профессора Артур Петровский и Михаил Кондратьев.

Оппоненты отлично демонстрируют надуманность и несостоятельность аргументов защиты, пытаясь донести очевидное: психология (наука) и религия (чья основа – вера) находятся в разных, непересекающихся плоскостях.

Странно другое: защищающие несуществующую православную психологию выглядят то ли не имеющими представления о психологии как науке (оказывается, именно православная психология занимается человеком, личностью, душой – а неправославная чем? Промышленными и продовольственными товарами?), то ли лукавящими и передергивающими.

Или – противоречащими всему, что мы уже узнали о «методах» православной психологии.

Отвечает Андрей Лоргус.

Вопрос: Скажите, христианский психолог может помочь только православному верующему человеку?

Ответ: Нет, любому человеку. Если психолог ставит перед своим клиентом конфессиональную преграду, то такому психологу вообще не место в психологии. Христианский психолог должен помогать всем, безотносительно национальной и религиозной принадлежности человека [6].

Следующий вопрос: Не могут ли возникнуть здесь трудности, когда к христианскому психологу обратиться человек с другими религиозными взглядами? Ведь возможна ситуация, когда нехристианину не к кому больше обратиться, когда не оказалось рядом ни мусульманских, ни буддийских, ни обычных психологов.

Ответ: Дело в том, что психолог о своих убеждениях клиенту никогда не говорит. Это просто не психологическое поведение. Бывает так, что клиент заговаривает о каких-то религиозных проблемах, но чаще всего в таком случае психолог направляет человека к священнику.

Например, я работаю в содружестве с несколькими психологами, которые иногда рекомендуют своим пациентам отправиться ко мне с тем, чтобы попытаться решить религиозные проблемы. То есть сам психолог за это не берется. Это профессиональная позиция психолога [6].

Отношения – это игра: учимся играть по правилам

А как же православные психологи Семеник и Ермакова, отправляющие всех обращающихся к ним в православный храм?..

И какие тут чтения святых отцов, если православные «психологи», судя по всему, и Нагорную проповедь не осилили? Во времена Христа тоже порядочно было граждан, которые умело использовали религию для привлечения клиентуры.

Вот что Он говорит о них: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

Да и торговцев Иисус из храма изгнал почему-то. Изгнал бы и сейчас – неважно, чем торгуют. Хоть своими книгами и тренингами…

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector