Как развить речь ребенка и помочь ему заговорить

2. Разговаривайте с ребенком, как со взрослым.

Еще задолго до активного речевого периода у ребенка формируется общее представление о речи, о родном языке. Ведь он слышит нашу речь каждый день – как мы разговариваем между собой, задаем вопросы или отвечаем на них, напеваем под нос песенку или говорим по телефону…

Очень важно много говорить с ребенком и при ребенке, почаще обращаться непосредственно к самому малышу (даже, если кажется, что он еще ничего не понимает). Пусть ваша речь будет достаточно простой и доступной, но при этом правильной, “взрослой”.

3. Разыгрывайте диалоги между игрушками в присутствии малыша.

– «Привет кукла! Тебя как зовут?»– «Меня зовут Маша»– «Привет. Маша! А я мама Оля»– «Привет, мама Оля! А это кто?»– «А это у нас девочка Настенька»

И в таком духе мы можем изобразить небольшой диалог между куклой и ребенком, подключить другую игрушку или одного из родственников. Разговор длится очень короткое время, а ребенок успевает порадоваться тому, что кукла вдруг ожила.

4. Изображайте звуки зверей и природы (дождика, ветра).

Так мы учимся слушать и воспроизводить разные звуки — речевые и неречевые. Играя, попробуйте изобразить звуки ветра. К примеру, подуйте на листочек, положенный на ладонь, и сделайте это намеренно сильно, громко.

А чтобы листок не сразу улетел, удерживайте его немного пальцем. Ребенок услышит звук ветра: «Фууух!» и увидит ваши губы, сложенные «трубочкой». Это отличное дыхательное упражнение и артикуляционная гимнастика.

5. Играйте в ритмические музыкальные игры.

Давно доказано, что двигательный анализатор помогает связать в единое целое образ предмета. Поэтому, когда ребенок видит, слышит, осязает и одновременно двигается, он лучше запоминает предметы, их свойства и действия с ними.

Еще более это относится к развитию речи: собственное движение ребенка оказывает сильное положительное влияние на развитие речи. Особенно это касается движений рук и развития тонких движений пальцев. Упорядоченное движение влияет положительно на умственное развитие ребенка. При этом важно, чтобы движения малыша были ритмичными, простыми и доступными.

Попробуйте взять деревянные ложки и постучать друг о дружку. Вместо барабана, чтобы не был такой резкий звук, возьмите коробку или пластиковую мисочку. Можно использовать и обычную погремушку, похлопать в ладоши или потопать ногами. И напевая любую песенку, отстукивайте ритм.

Предлагаем ознакомиться:  Как сделать альгинатную маску в домашних условиях 🚩 альгинатные маски что под них можно нанести 🚩 Уход за лицом

Тише-тише, тише-тише! Погулять выходят мыши! А за ними рыжий кот, Лапкой – хлоп!

И тут другой своей рукой ловите «мышей», хлопая по ним. «Мыши», конечно, пытаются удрать, ну уж тут кто кого! Ребенок обычно тут же вступает в игру и от души веселится. В этой забавной игре всерьез развиваются очень многие навыки, полезные для овладения речью: моторика рук, внимание, реакция, чувство ритма и главное – желание общаться со взрослым в игре.

Вот далеко не все, но одни из самых действенных и простых приемов, доступных любой маме. Сколько из них есть в вашем арсенале? Напишите в комментариях, а также поделитесь своими идеями и ноу-хау.

Всех родителей, которые переживают о развитии речи своих деток и мечтают «разговорить» их в увлекательных развивающих играх, мы будем рады видеть в Онлайн-школе развития речи по методике Тепляковой. Там мы подробно разберем эти и многие другие приемы (игры на развитие речи: ритмические, ролевые, на мелкую моторику, артикуляционная гимнастика и т.д.)

Веселых игр и радостного общения вам с малышом!

7. Рассказывайте стихи при пробуждении/перед походом на прогулку.

Я умею обуваться, Если только захочу! Я и маленького братца Обуваться научу! Вот они сапожки – Этот с правой ножки, этот с левой ножки! Если дождичек пойдет, Наденем калошки, Эта – с левой ножки, Эта – с правой ножки! Вот как хорошо!

Свои песенки и стихи сочинять очень легко и просто! Это поможет нам не только развивать речь ребенка, но и настроиться на игру, увлечь или отвлечь малыша в нужный момент. Если, например, готовитесь сесть рисовать и наливаете водичку в блюдечко, спойте: «Мы сейчас пойдем, мы водичку принесем». Или на прогулке: «Наша Маша шла, Маша веточку нашла!»

Когда ребенок начинает говорить: с какого возраста?

Природа устроила так, что в нашем мозгу зоны, отвечающие за движения рук и за речь, расположены рядом и их развитие тесно связано (подробнее об этой взаимосвязи можно прочитать в заметке на сайте “Галки-Игралки”) Поэтому развитие мелкой моторики является если не “панацеей”, то одной из важных составляющих речевого развития.

Мы рекомендуем следующие игры для развития мелкой моторики у малыша:

  • игры, где мы держим мелкие предметы (колечки пирамиды, бумажные снежинки)
  • рисование и письмо
  • аппликация и лепка
  • игры с пуговицами и петельками
  • игры с ленточками
  • игры-шнуровки
  • игры с палочками (поддеваем палочкой картонную рыбку – ловим ее)
  • игра на клавишных инструментах
  • простые пальчиковые игры (капает дождик — стучим пальчиками)
  • игры с прищепками
  • С месяца ребенок пытается повторить элементарные звуки, поэтому уже в таком возрасте можно услышать первое «агу».
  • С шести-семи месяцевмладенцы начинают лепетать, позже – произносить слоги. Первые слова дети способны выговорить с года. Чаще всего они простые, состоящие из пары слогов.
  • Период с одного года до двух – особый, когда происходит становление речи и ребенок запоминает много слов.
  • С двух до трех лет малыш начинает разговаривать предложениями.
  • Развивайте речь с рождения. Если вы думаете, что до года ребенок еще ничего не понимает, то вы ошибаетесь. Часть мозга, отвечающая за функцию речи, развивается активно на протяжении первого года. Рассказывайте ребенку истории собственного сочинения, носите по комнате, называя предметы.
  • Часто и помногу разговаривайте с малышом несложными предложениями, выговаривая четко слова.
  • Комментируйте, что вы делаете. У мам, которые много разговаривают, дети становятся болтливыми рано.
  • Читайте ребенку маленькие стишки. Хоть сам стишок он не поймет, но словарный запас пополнится.
  • Смотрите журналы с картинками. Описывайте нарисованное.
  • Изучайте речь с имен существительных, после — переходите на глаголы.
  • При успехах в изучении новых слов хвалите ребенка.
  • Развивайте моторику, выполняйте пальчиковый массаж, дайте пощупать разные поверхности.nauchite-maly-sha-govorit-
  • Карточки Домана – суть методики в том, чтобы стимулировать деятельность мозга ребенка, регулярно показывая ему карточки с изображениями предметов. Карточки выполнены на белом фоне, предмет изображен крупным планом, внизу написано его название. Все карточки разделены по категориям: животные, транспорт, одежда и т.д. Лучше всего начать с одной категории, выбрать четыре картинки и регулярно показывать ребенку, четко называя изображенный предмет. Спустя какое-то время разложите перед малышом четыре карточки, назовите один предмет и попросите его указать. При регулярном повторении ребенок сразу будет просто показывать пальцем на карточку, а позже станет называть предмет сам.rus-kar-3-frukty-bolshie-s-faktami-2-800x800
  • Развитие речи по методике Монтессори. Основное правило данной методики – это минимальное вмешательство в процесс учебы, максимальная свобода в познавательном процессе. По данной методике комната разделена на зоны. В языковой собраны книги с реалистичными изображениями, пособия, которые можно пощупать, вкладыши-фигурки и звуковые коробки. Особый интерес у детей вызывают звуковые коробочки. На них изображена буква, а внутри находится предмет с этой буквой, например: в ячейке с буквой «Ш» будут лежать шуруп, мышка.
    монтессори
Предлагаем ознакомиться:  Как женщине с ребенком устроить свою жизнь и выйти замуж

Как научить ребенка правильно говорить?

  • Если ребенок маленький, прикладывайте к его губам свои пальцы и произнесите звуки. Можете помычать, так ребенок изучит букву «м».
  • Пойте «па-па», «ля-ля», «ма-ма».
  • До года можно произносить уменьшительные слова. Но лучше произносить слова так, чтобы малыш слышал и полное название, и сокращенное. После года следует использовать только полное слово и исправлять малыша, если он произносит его неправильно.
  • Тренируйте у ребенка мышцы органов речи. Показывайте язык, предлагайте ребенку надуть щеки или поцокать, как лошадь.
    Mother and daughter playing with finger toys

Что нужно сделать, чтобы ребенок быстрее заговорил?

  1. Слушайте звуки. Научите малыша прислушиваться к природным звукам и шуму на улице. Можно эти звуки найти в интернете или приобрести обучающий планшет. Начните изучение со звуков животных.
  2. Выслушивайте ребенка. Он часто будет изъяснятся вам на «индивидуальном» языке. Выслушайте ребенка и задайте ему вопросы. Спустя какое-то время, речь малыша станет более четкой, и он не станет бояться общения.
  3. Будьте к малышу ближе. При разговоре с ребенком опускайте свое лицо на один уровень с детским, чтобы он наблюдал за вашей артикуляцией. Уменьшительные слова на манер того, как бы это сделал кроха, произносить не рекомендуется (например, пылесос – «лисось»), старайтесь говорить правильно. Ребенок отлично понимает ваши слова, просто правильно их еще не может произнести. Если вы сами станете коверкать слова, то введете в недоумение кроху.
  4. Разговаривайте часто. Все действия озвучивайте вслух, во время прогулки описывайте все, что находится вокруг.
    b7826078-84ac-47ce-8415-3d0360373cfe
  5. Читайте обучающую литературу. В книгах рассказывайте о предметах, опишите их предназначение. Показывайте ребенку обучающие мультики. Пятнадцати минут в день будет достаточно.
  6. Привыкните к простым предложениям. Не перегружайте ребенка сложными оборотами речи.
  7. Не переусердствуйте. Для речевых занятий достаточно пятнадцати минут в день, далее внимание ребенка на обучении уже сконцентрировано не будет. Не проводите занятия насильно, старайтесь все преподносить в игровой форме.
  8. Развивайте моторику. Разрешайте ребенку перебирать бусины, лепить из пластилина, освойте пальчиковые игры.
  9. Предоставляйте ответы на вопросы. Когда ребенок показывает пальцем на предмет, обязательно назовите сам предмет, расскажите о нем.
  10. Повторяйте чаще. Определитесь с несколькими словами и регулярно повторяйте их в повседневной речи. Малыш будет запоминать только в результате многократного повторения.
  11. Показывайте связь слов и образа. Показывайте на примерах в реальности, либо на картинках.
  12. Начните раньше. С месяца и двух можно активно разговаривать с ребенком и читать ему сказки. Малыш впитывает информацию с рождения, но выдать ее он вам сможет гораздо позже.
  13. Заучите четверостишия. Чаще повторяйте их крохе. Подойдут простые, легко рифмующиеся и запоминающиеся. Обратите внимание на стихи А. Барто.
  14. Общайтесь чаще на прогулке. У ребенка будет больше эмоций и воспоминаний, следовательно, он запомнит все лучше. Знакомьте ребенка с птичками, листочками, животными.f3adce898c89fba2233d708064688a29
  15. Пусть ребенок общается с детьми постарше и с одногодками. Малыш станет повторять за ними и будет пытаться изъясняться с другими.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector