Как соблюдать правильную дистанцию при общении зоны коммуникации

Зоны и дистанции в деловой коммуникации

Проксемика (от англ. proximity – близость) исследует расположение людей в пространстве в процессе общения. Это понятие ввел американский антрополог Эдвард Холл в своей книге «Молчаливый язык» в 1969 году.

К проксемическим средствам относятся: расстояние между партнерами в момент общения и их расположение за столом.

плотности населения страны (чем меньше плотность, тем больше дистанция); от статуса того, с кем происходит деловая коммуникация (чем выше статус, тем больше дистанция); от психологического типа личности (плохо переносят близкую дистанцию интроверты);

от социально-возрастных различий (чем больше разница в возрасте или социальном статусе, тем больше расстояние); от пола и роста собеседников (чем выше мужчина, тем ближе от стремится подойти к собеседнику;

а высокая женщина, наоборот, стремится отдалиться); от собственного настроения в данную минуту (чем хуже настроение, тем больше дистанция). Знание того, какое расстояние является допустимой нормой приближения человека к человеку, позволяет прогнозировать реакцию людей в процессе общения, а также избежать ошибок, затрудняющих коммуникацию.

Выделяют четыре пространственные зоны, или дистанции в общении: интимную, личную, социальную и публичную.

Интимная зона (0 (15) – 45 см) – это то «личное пространство», которое является самым важным для человека и тщательно им охраняется. Проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям. Тех, кого мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно вполовину вытянутой руки.

Как уже отмечалось, величина интимной зоны в определенной степени зависит от различных внешних и внутренних обстоятельств.

В деловом взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, поэтому многие люди не терпят, когда кто-нибудь без разрешения до них дотрагивается, похлопывает по плечу. И если кто-то вторгается в чужую интимную зону, то этим он демонстрирует полное неуважение к партнеру, вызывая у него сильные отрицательные эмоции, вплоть до отвращения.

· беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться;

· закидывание ноги на ногу, прочь от «захватчика» – поворот в сторону и подготовка к бегству;

· постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);

· опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

· зажмуривание глаз: «Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»;

· опускание подбородка на грудь: «Я подчиняюсь, мне страшно и я защищаю свою шею, оставьте меня в покое»;

· приподнимание плеч для прикрытия шеи: «Твое вторжение я расцениваю как нападение и защищаю свою шею»;

· хватание предметов, особенно карандашей, которые затем в большинстве случаев заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»: «Я держу себя в руках или вооружаюсь, чтобы защититься от тебя»;

· вставание: «Я не позволю так с собой обращаться, я делаю свои выводы и ухожу».

Общение как межличностное взаимодействие: понятие

Приемом сознательного вторжения в интимную зону другого пользуются следственные работники, когда хотят заставить подследственного заговорить (такой прием демонстрируется практически во всех детективных фильмах).

Нарушение интимной зоны подчиненных свойственно некоторым руководителям. Так, иногда они позволяют себе обнять своих сотрудников, похлопать по плечу якобы в знак особого расположения и в то же время возражают, чтобы то же самое проделывали с ними.

Интересно, что о положении человека в той или иной фирме можно судить по величине его стола: чем больше письменный стол, тем (чаще всего) выше статус его владельца. Но чем больше стол, тем больше и дистанция, вынужденно разделяющая хозяина стола и делового партнера, посетителя или коллегу.

· ­ сознательное создание неудобного положения для посетителя;

· ­ плохое воспитание, непонимание ситуации.

Иногда во время делового мероприятия очень важно определить, кто из присутствующих является главным лицом, чтобы переговорить об интересующем вопросе именно с ним. Для этого необходимо наблюдать за тем, кому окружающие выделяют больше места – это и есть человек, принимающий основные решения.

· ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми;

· не рекомендуется смотреть в упор на других;

· лицо должно быть совершенно бесстрастным – никакого проявления эмоций;

Как соблюдать правильную дистанцию при общении зоны коммуникации

· чем теснее в транспорте или лифте, тем сдержаннее должны быть ваши движения;

· если вы держите в руках газету, то должны полностью погрузиться в чтение;

· в лифте следует смотреть только на указатель этажей.

Обязательность сохранения интимной зоны человека должны учитывать организаторы массовых мероприятий. Им необходимо знать, что при хорошей посещаемости следует планировать приблизительно 0,5 м2 на человека.

Если ожидается, что на мероприятии участников будет не очень много, тогда на человека планируется до 1 м2. Теснота изменяет душевное состояние: чем теснее круг людей, тем легче «завести» толпу, сделать ее агрессивной.

Личная зона в деловом общении равняется 45 – 120 см. В этом пространстве происходит коммуникация между деловыми партнерами и коллегами, повседневное общение с хорошо знакомыми людьми или общение на приеме, вечеринке.

При личной дистанции люди часто сидят за одним столом, поэтому необходимо соблюдать следующее правило делового общения: если два человека делят один стол, то в качестве собственной интимной зоны каждому из них следует рассматривать свою половину стола.

Чтобы обозначить границу стола, используют разнообразные предметы: письменные принадлежности, папки с бумагами и др. Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону.

Как только кто-то из сидящих за столом вторгается в пространство сидящего напротив, сразу же следует реакция: человек закрывает глаза, отводит взгляд в сторону, заслоняется чем-нибудь или отклоняется на спинку стула.

Говоря о деловом взаимодействии, это правило может быть сформулировано следующим образом: если мы вынужденно оказались притиснуты к другим, то согласно неписаному «уговору» мы должны с ними обращаться безлично, избегать встречаться глазами (например, в лифте, на митинге).

Социальная зона (от 1,2 до 3,5 м) – это дистанция, наиболее удобная для формального общения с малознакомыми или незнакомыми людьми (новичок в группе, новый человек в коллективе, водопроводчик и т .п.), а также при взаимодействии с малой группой – 15±7 человек.

Социальная зона позволяет ее участникам не только слышать партнера, но и видеть; как правило, взгляд должен быть направлен на лицо и на руки.

Если кто-то во время обсуждения проблемы прикладывает свои ладони к одной или к обеим сторонам головы, создавая «шоры», то тем самым он хочет оградить себя от раздражителей, чтобы целиком и полностью сконцентрироваться на информации: той, которую слышит, или той, которую хочет высказать сам.

Показателен при групповой дискуссии жест зажатия ушей двумя руками, что означает стремление перебить возражающего вам человека, как бы говоря: «Я совсем не хочу слушать то, что ты говоришь».

Все это хорошо видно лишь на расстоянии, поэтому, оказавшись в социальной зоне общения, целесообразно как можно лучше контролировать самого себя и внимательно наблюдать за партнерами коллективного взаимодействия.

Публичная, или открытая, зона общения (более 3,5 м) – это расстояние, предпочтительное при взаимодействии с большой группой людей, с массовой аудиторией. Это такие формы делового общения, как собрания, пресс-конференции с большой группой журналистов и заинтересованных партнеров, презентации, публичные лекции, доклады и речи и пр.

Чем больше расстояние между коммуникатором и слушателями, тем важнее использовать разнообразные аудио-визуальные средства (для усиления громкости голоса, для демонстрации на экране лица говорящего). Это необходимо для того, чтобы аудитория могла не только слышать слова, но и «считывать» невербальную информацию, «рассказывающую» о чувствах, степени их искренности или лживости.

Публичную зону принято также называть открытой. К ней относится и дистанция между говорящим и слушающими, например: лектор и аудитория, руководитель конференции и ее участники. Размеры открытой зоны не ограничены.

Клуб Здорового Сознания

На каком расстоянии находятся люди, когда общаются друг с другом? Человек с опытом уже из этого может сделать важные выводы и о том, как люди относятся друг к другу, и какого рода вопросы они обсуждают, и у кого какой статус.

Когда вы разговариваете, расстояние между вами должна быть приемлемой для собеседника и соответствующей вашим задачам в общении. Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным.

Напротив того, слишком короткая дистанция создает ему ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить, это «слишком далеко» или «слишком близко»? В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы. Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м.

Дистанция делового разговора: 1,2 м — 3,6 м. Дистанция личной беседы: 45 см — 1,2 м.

Виды и типы межличностного общения

Если вы протянули друг другу руки, поздоровались, беседуете и переходите на разговор совсем личного свойства, то учтите, что дистанция интимного сообщения: 15 — 45 см: от «на ушко» до длины доверительного локтя.

А как вы ответите на вопрос: где будет между собеседниками большее расстояние — в маленькой комнатке или в большом помещении? В углу помещения или в центре помещения? Правильный ответ здесь… (в небольших помещениях или в углу помещения люди сохраняют большие межличностные дистанции, чем когда они находятся в больших помещениях или в центре помещения).

То, как на дистанцию в общении влияет симпатия, вы знаете: мы готовы оказаться на меньшей дистанции с теми, кто нам нравится и кого мы воспринимаем как имеющего сходные интересы и ценности.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно, если вы к собеседнику по позе, жестам, дыханию или темпу разговора.

При этом, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению дистанцию сократить, не делайте преждевременных выводов: не очевидно, что он мало расположен именно к вам, это может быть его общее отношение к людям.

Дистанция в общении связана и со статусом: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

​​​​​​​На дистанцию разговора влияет опрятность человека, в частности его запах. Приятный запах способствует более короткой дистанции, такой человек как бы притягивает собеседника, а если кто-то за собой не следит, зубы не чистит или не лечит — дистанция общения с ним будет более длинной, а контакт — более коротким.

Предлагаем ознакомиться:  Отношения между мужчиной и женщиной — Психология человека

На дистанцию в общении в определенной степени влияет жизненный опыт, личные и национальные особенности. Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Что касается возраста, то дети-дошкольники обнаруживают предпочтения и вариации в дистанции личного пространства уже в 2-летнем возрасте.

А самое главное, чем более развит человек, тем в меньше степени ему важна эта самая дистанция в общении, и одновременно с этим он все в большей степени внимателен к тому, какая дистанция подходит его собеседнику и просто нужна для дела.

Не человек служит дистанции, а дистанция — человеку!

Правильная дистанция и расстояние при общении

Рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья

23. Феномен, производный от официальных, формальных отношений, связанный с осуществлением властных полномочий организаций

24. Общение, при коттором происходит коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов(передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме

25. Соблюдение чувства меры в разговоре

Оптимальное расстояние для успешного общения

На этом этапе можно устранить или смягчить противоречия, которые были до переговоров или возникли в процессе их проведения, критически проверить собственные положения и факты, изложенные партнером.

Различают следующие виды аргументации:

  1. доказательную аргументацию — необходимость проверки , точными ли являются собственные сводки, или правильными являются собственные выводы, нет ли в собственной аргументации противоречий, можно ли привести подходящие примеры и сравнения;
  2. контраргументацию — необходимость проверки, не появляются ли противоречия; нет ли фактов или предложений партнера, которые можно оспорить, или не приведен ли неудачный пример (сравнение), или не сделал ли партнер ложного заключения; или не слишком ли просто представил партнер проблему, или не вытекает ли из этого необходимость показать другую сторону, или не дал ли партнер неправильную оценку и др.

Для достижения успеха в переговорах в аргументации необходимо использовать правила культуры и этики проведения:

  • следует оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями;
  • темп и способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера и привычек партнера;
  • аргументация должна быть корректной по отношению к партнеру;
  • следует избегать неделовых выражений и формулировок, которые затрудняют восприятие сказанного, но в целом речь должна быть образной, а доводы — наглядными.

Четвертая фаза — опровержение аргументов партнера.

Важнейшими задачами данной фазы являются:

  • разграничение отдельных возражений относительно субъектов, объектов, места, времени и последствий;
  • приемлемое объяснение высказанных или невысказанных возражений, замечаний, сомнений;
  • нейтрализация замечаний партнера, если для этого есть возможности, опровержение возражений партнера.

Во время решения указанных задач следует придерживаться логической структуры опровержения замечаний и аргументов партнера, в частности:

  • локализовать каждое замечание или аргумент;
  • проводить анализ замечаний;
  • выявлять истинные причины;
  • выбирать тактику опровержения;
  • выбирать метод опровержения;
  • проводить оперативное опровержение замечаний.

Пятая фаза — принятие решений.

К основным задачам данной фазы можно отнести:

  • достижения основной, или, в худшем случае, запасной (альтернативной) цели;
  • обеспечение благоприятной атмосферы в конце переговоров;
  • стимулирование партнера к выполнению намеченных действий;
  • составление всеобъемлющего резюме переговоров, понятного для всех участников, с четко выделенным основным выводом;
  • подписание соглашения по результатам переговоров.

Деловая часть переговоров завершается превращением интересов партнера на окончательное решение (принимается на основе компромисса).

Если ход переговоров был позитивным, то на завершающей стадии необходимо резюмировать, кратко повторить основные положения, которые рассматривались в процессе переговоров, и, что особенно важно, характеристику тех положительных моментов, по которым достигнуто соглашение сторон.

Это позволит добиться уверенности в том, что все участники переговоров отчетливо представляют суть основных положений будущего соглашения , у всех складывается убеждение в том, что в процессе переговоров, достигнут определенный прогресс. Целесообразно обсудить перспективу новых встреч.

В случае отрицательного исхода переговоров необходимо сохранить субъективный контакт с партнером за переговорами. В данном случае акцентируется внимание не на предмете переговоров, а на личностных аспектах, позволяющих сохранить деловые контакты в будущем.

Итак, следует отказаться от подведения итогов по тем разделам, где не было достигнуто положительных результатов. Желательно найти такую тему, что представляет интерес для обеих сторон, что поможет разрядить ситуацию и создать дружественную, непринужденную атмосферу прощания.

Протокольные мероприятия являются неотъемлемой составляющей переговоров, они несут значительную нагрузку в решении поставленных на переговорах задач и могут либо способствовать успеху, либо, наоборот, быть причиной неудачи.

Деловой протокол охватывает широкое поле своей деятельности: это организация встреч и обслуживание переговоров, ведение записи бесед, обеспечение сувенирами, форма одежды, культурная программа и т. п.

Анализ итогов деловых переговоров. Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, приняты необходимые меры для их реализации, сделаны соответствующие выводы для подготовки следующих переговоров.

Целями анализа итогов переговоров являются:

  • сравнение целей переговоров с их результатами;
  • определение мер и действий, вытекающих из результатов переговоров;
  • деловые, личные и организационные выводы для будущих переговоров.

Анализ итогов деловых переговоров должен проходить по следующим трем направлениям:

  1. анализ сразу после завершения переговоров. Такой анализ помогает оценить ход и результаты переговоров, обменяться впечатлениями и определить первоочередные мероприятия, связанные с итогами переговоров (назначить исполнителей и определить сроки выполнения достигнутого соглашения);
  2. анализ на самом высоком уровне — руководителя организации. Этот анализ результатов переговоров имеет следующие цели: обсуждение отчета о результатах переговоров и выяснение отклонения от ранее установленных директив; оценка информации об уже принятых мерах и ответственность; определение обоснованности предложений, связанных с продолжением переговоров; получения дополнительной информации о партнере по переговорам ;
  3. индивидуальный анализ деловых переговоров — это выяснение ответственного отношения каждого участника к своим задачам и организации в целом. Это критический самоанализ с целью контроля и получения уроков из переговоров.

В процессе индивидуального анализа можно получить ответы на следующие вопросы:

  • правильно ли были определены интересы и мотивы партнера по переговорами?
  • отвечала подготовка к переговорам реальным условиям, в сложившейся ситуации и требованиям?
  • насколько правильно определены аргументы или предложения о компромиссе?
  • как повысить действенность аргументации в содержательной и методическом плане?
  • что определило результат переговоров?
  • как исключить в будущем негативные нюансы в процедуре проведения переговоров?
  • кто и что должен делать, чтобы повысить эффективность переговоров?

Кокус— это отдельное закрытое совещание, в ходе которого сторона, принимающая участие в переговорах, выходит на короткое время из общей сессии переговоров с целями, достижение которых будет способствовать процессу общих переговоров.

Типы межличностного общения и их особенности

Несколько напоминает тайм-аут спортивной команды, данный вид совещания имеет строгие временные рамки, определенные процедурным соглашением (как правило, продолжительность кокуса не превышает 30 мин.).

Цели и функции кокуса заключаются в том, чтобы:

  • команда на некоторое время вышла из общих переговоров для закрытого отдельного совещания;
  • еще раз применить методику и процессы горизонтальных переговоров внутри команды, а при необходимости и вертикальных переговоров (то есть с привлечением высшего руководства, заинтересованного в положительном для участников команды завершении переговоров);
  • обдумать, проанализировать (повторно проанализировать и оценить или переоценить) интересы, стратегию, тактику, предложения, контрпредложения, перспективы достижения договоренности и последствия отсутствия договоренности;
  • посмотреть представление, стратегию, тактику, предложения и контрпредложения, которые команда считает уместными и необходимыми;
  • вновь подтвердить представление, стратегию, тактику, предложения и контрпредложения, которые команда считает уместными, возможными и необходимыми;
  • вдохнуть новые силы в отдельных членов команды и всю команду во время краткого рабочего отдыха от напряжения и (или) разочарований, связанных с развитием общих переговоров;
  • вновь объединить группу, вернуть и поддержать чувство уверенности и корпоративный дух;
  • восстановить личный и коллективный контроль за ситуацией;
  • вернуться на сессию общих переговоров, достичь указанных выше целей;
  • восстановить общие переговоры с выступлений и (или) ответов, связанных с темой, которая обсуждалась до перерыва.

Дистанция в общении

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые люди подходят к вам так близко, что с ними тяжело разговорить, так и хочется отшагнуть назад? А иногда наоборот, ваш собеседник так далеко от вас, что вы непроизвольно подрагиваете к нему?

В психологии существует такое понятия как «дистанция общения», и это очень важный момент. Дистанция общения должна быть приемлема для собеседника и, конечно, она должна соответствовать вашим задачам.

Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Напротив того, слишком короткая дистанция создает ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные особенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами.

Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то по крайней мере внушающий опасения.

А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складывается из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чужой», а похожий, «как мы», кажется «своим».

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джинсы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искусстве подстроек. Подстройки — это такие тонкие изменения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Чтобы выполнить некоторые из подстроек, требуется довольно высокая квалификация.

Императивный стиль

Мастерству подстроек вы можете научиться в центре «Синтон» в рамках «Базового тренинга: мастерство коммуникации» и на курсе «НЛП-практик»

Предлагаем ознакомиться:  Хочу похудеть без диеты

Самые простые и понятные — подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, чтобы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повторяете позу партнера ее симметричным отражением: главное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите — настроение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спинку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои волосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы естественным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему проекта — возможно, у вас достаточно хорошее зрение, чтобы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуться к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется — вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу — вы ее закончили.

Она сделала паузу — вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету — вы щелкнули зажигалкой.

И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!Или — вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!»,— аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что некоторые люди подходят к вам так близко, что с ними тяжело разговорить, так и хочется отшагнуть назад? А иногда наоборот, ваш собеседник так далеко от вас, что вы непроизвольно подрагиваете к нему? В психологии существует такое понятия как «дистанция общения», и это очень важный момент. Дистанция общения должна быть приемлема для собеседника и, конечно, она должна соответствовать вашим задачам. О тонкостях пространственной организации общения нам рассказывает в этой статье профессиональный психолог, основатель и руководитель тренингового центра «Синтон» — Николай Иванович Козлов.

Сорок сантиметров между вами или метр сорок — иногда именно это оказывается критическим обстоятельством, определяющим успех или неуспех разговора.

Если чисто пространственно вы находитесь слишком далеко от собеседника, он ощущает отсутствие контакта, а вы представляетесь ему человеком холодным или недружественно к нему настроенным.

Напротив того, слишком короткая дистанция создает ощущение, что на него давят, а вы — человек бесцеремонный и навязчивый.

Как же определить это «слишком далеко» или «слишком близко»?

В первую очередь дистанцию в общении определяет тема (жанр) беседы.

  • Дистанция официальных переговоров — от 3,6 м,
  • Ответственные сотрудники министерства вам уточнят, делового разговора: 1,2–3,6 м,
  • В российской культуре обычно короче, потому что у нас деловые отношения всегда перемешиваются с личными, личной беседы: 45 см — 1,2 м.
  • Протянули друг другу руки, поздоровались, беседуем, интимного сообщения: 15–45 см. 
  • От «на ушко» до длины доверительного локтя.

Естественно, вносят свои поправки индивидуальные особенности вашего партнера: чем человек чувствует себя важнее и значительнее, тем более он настаивает на значительной дистанции.

  • В кабинете самого высокого руководства подчеркивать величественность его Хозяина будет стол самых солидных размеров, который непременно окажется между вами.

Прохладное отношение выражается в тенденции держаться на расстоянии, однако, если вы в какой-то ситуации почувствуете сопротивление делового партнера вашему стремлению сократить дистанцию, не делайте преждевременных выводов: не факт, что он мало расположен именно к вам. Это может быть его общее отношение к людям или, скажем, национальные особенности.

  • Известно, что южане естественным для себя образом общаются на более короткой дистанции, нежели, например, «горячие финские парни» и прочие скандинавы.

Итого: если вы хотите продемонстрировать расположенность к человеку, старайтесь уменьшить дистанцию между вами. Но если после вашего очередного микро-шага (или наклона) в его сторону он делает такой же микро-шаг назад или синхронно отклоняется от вас, значит, вы на границе приемлемой для него дистанции.

  • Приемлемой пока. Возможно, через несколько минут его ощущение допустимой между вами дистанции изменится, особенно если вы практикуете подстройки.

Есть фундаментальная закономерность: «свой» для нас всегда «хороший», а «чужой» — если не враг, то по крайней мере внушающий опасения.

А как люди узнают, кто рядом с ними: «свой» или «чужой»? Через сознание это решение проходит в малой степени, чаще оно складывается из неясных ощущений, обычно непохожий на нас, непривычный, «другой» человек воспринимается как «чужой», а похожий, «как мы», кажется «своим».

Отсюда следует элементарный вывод: чем более вы сможете создать у собеседника ощущение сходства между вами и им, тем вероятнее, что между вами возникнут доверительные, свойские отношения.

Какие здесь есть разумные возможности?

Азы начинаются с соответствия в стиле одежды (джинсы не смотрятся на фоне смокингов, шляпа «не катит» в бандановом окружении), мастерство проявляется в искусстве подстроек. Подстройки — это такие тонкие изменения в поведении, которые бессознательно ощущаются собеседником как признаки вашей с ним похожести. Чтобы выполнить некоторые из подстроек, требуется довольно высокая квалификация.

Мастерству подстроек вы можете научиться в центре «Синтон» в рамках «Базового тренинга: мастерство коммуникации» и на курсе «НЛП-практик»

Самые простые и понятные — подстройки по телу, такие, как подстройка по позе, по жестам, дыханию и внутреннему ритму.

  • Довольно часто эти подстройки осуществляются между людьми автоматически, неосознанно. Так, например, когда несколько человек сидят на лавочке в ряд, положив ногу на ногу (и все в одну сторону), то, если один из них меняет ногу, вместе с ним почти сразу это делают и остальные. Просто так всем захотелось.

Итак, прямая подстройка по позе заключается в том, чтобы, внимательно присмотревшись и оценив положение тела партнера, принять максимально похожую позу.

  • Естественно, сделав это не нарочито, а потихоньку, чтобы не создать впечатление передразнивания.

Ничуть не хуже подстройка зеркальная, когда вы повторяете позу партнера ее симметричным отражением: главное, чтобы сохранялся общий рисунок, если хотите — настроение позы.

Если партнер во время разговора положил локоть на спинку дивана и кистью стал задумчиво поправлять свои волосы, то, если спустя минуту, не прерывая беседы, вы естественным образом захотите сделать то же самое, партнер ничего не заметит, кроме того, что у вас с ним неплохое взаимопонимание.

Партнер наклонился к столу, рисует на листе схему проекта — возможно, у вас достаточно хорошее зрение, чтобы рассмотреть рисунок издалека, но лучше придвинуться к столу и наклониться так же, как это сделал партнер. А когда он от стола откинется — вы, все сразу поняв в проекте, сделаете то же самое.

Кроме подстройки прямой и зеркальной, прекрасно работает подстройка через дополнение.

Он начал фразу — вы ее закончили.

Она сделала паузу — вы ответили выразительным лицом.

Он достал сигарету — вы щелкнули зажигалкой.

  • И все в одном музыкальном ритме, на одном дыхании!

Или — вот вы подошли к другу и уютно обняли его за плечи. Или девушка уютно устроилась у него на плече. А вот к надутому мужу жена подошла сзади, положила руки на его напряженные плечи, сказала: «Ты хороший!»,— аккуратно прижалась к нему и обтекла собой его сердитую спину.

  • Вот и попробуй после этого с ней поругаться!

Активный вариант подстройки через дополнение — подстройка через организующую провокацию: прилег перед человеком так, что тому захотелось присесть и обнять, захотелось пристроиться самому. Если человек рядом сидит с закрытым перекрестом, сядьте также, но с перекрестом открытым. Правило право-лево: по возможности избегайте подстройки с правой стороны, если хотите личных отношений.

Позиция общения

Позиция общения — это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, — вниз, вследствие чего быстро наступает усталость.

Диалогический вид

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок — как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-разному, и передать свои чувства друг другу они практически не могут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися.

В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки.

Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок»)послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и находиться в позиции «глаза в глаза»).

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и поэтому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, предписание собеседника ребенок выполнять не будет.

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент телевизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Задание. Понаблюдайте и выясните:

  • какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;
  • какая позиция преобладает в вашем профессиональном общении;
  • с родителями воспитанников;
  • с коллегами;
  • как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной модели.

Дистанция общения — это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно.

Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения.

Предлагаем ознакомиться:  Жирная точка: как окончательно похудеть в проблемных зонах

Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ребенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более — в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несвободы, возникает определенная психологическая напряженность.

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в отношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

  • для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;
  • у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимодействия;
  • каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми (рис. 3.6).

Культура и принципы

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же время находить необходимый контакт с вами.

Именно воспитатель ответствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя.

В случае верного выбора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в деловом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Америки.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а североамериканцы все время отодвигались от собеседников. Североамериканцы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения.

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дистанция в общении.

Рис. 3.6. Дистанция общения

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового? Сын. Нормально. Ничего. Мать. Поел? Сын. Да.

Мать. Уроки выучил? Сын. Да.

К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При таком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

Задание. Подумайте и определите:

  • какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;
  • где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

  • куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;
  • где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воробья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла — очень большая.

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым.

А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к более близкому контакту и в межличностном общении.

При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчику для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк.

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны особые условия общения?»

Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Решение. Этого ребенка неверно считать подлизой. Он просто нуждается в более короткой дистанции общения.

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно ориентированной модели.

Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в данном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали собственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

  • как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к говорящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);
  • как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с другими детьми и вами;
  • какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);
  • как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придется ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодействия.

Приемы саморегуляции поведения

Основой подлинного авторитета руководителя являются знания и уме­ния, принципиальность и человечность. Это означает, что компетент­ность в служебных вопросах и порядочность в поведении — слагае­мые истинного руководителя.

Практика служебного общения выработала ряд правил поведения руководителя, следование которым способствует созданию психоло­гически комфортной атмосферы в коллективе, способствует упроче­нию отношений руководителей и подчиненных. Среди правил поведе­ния руководителя первоочередное значение имеют следующие.

1. Будьте фактическим, а не номинальным лидером, в сложных си­туациях всегда берите на себя инициативу и ответственность — тогда вы будете зажигать людей и вести их за собой, а не подталкивать их. «обжигая» их при этом грубым словом, унижая их бестактностью, недо­верием, предвзятостью.

2. При неудаче не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите при­чину их в себе. С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, какправило, руководители, не способные предугадать их и подготовитьсяк ним.

3. Постоянно изучайте подчиненных, знайте их деловые, мораль­ные и иные качества, семейное положение, бытовые условия и т.д. Этопоможет вам при распределении заданий учитывать опыт и способно­сти каждого подчиненного.

Каким бы трудным ни было задание, онодолжно быть посильным и, следовательно, выполнимым. Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, чтобы он могдействовать сознательно и проявлять инициативу.

4. Неразумно взваливать всю работу только на себя, считая подчиненных неспособными ее выполнить. Никогда не делайте сами того, что могут сделать подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать пример.

5. Выполнение каждого задания всегда контролируйте: отсутствиеконтроля может навести сотрудника на мысль о ненужности выполняемой работы. Вместе с тем не подменяйте контроль мелочной опекой. Будьте требовательным, но не придирчивым. Никогда при этом не «козыряйте».

6. Когда предлагаемое сотрудником решение в принципе не противоречит вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы.

7. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии других сотрудников, за хорошую работу.

8. Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-либо вопросе, напротив, поддержите его. Хорошая репутация подчиненного — это похвала руководителю.

Приемы саморегуляции поведения при коммуникации

9. Не давайте обещаний, если не уверены, что они обязательно будут выполнены.

10.Старайтесь постоянно поддерживать материальную и моральнуюзаинтересованность подчиненных в результатах труда. Не увлекайтесьнаказаниями; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

11.Никогда не используйте власть до тех пор, пока не убедитесь,что остальные средства воздействия исчерпаны. Действуйте методомубеждения, находите индивидуальный подход к каждому сотруднику сучетом особенностей его характера, знаний, опыта и отношения к делу.

12. Держите себя с людьми ровно, проявляйте выдержку, не теряйтесамообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлятьсобой, тот не может управлять вообще. Помните правило: «Когда человек в гневе кричит, то он смешон».

13.Будьте простым и доступным в общении, но не допускайте фамильярности. Репутация доброго руководителя заслуживает уважения,репутация «добренького» — унизительна.

14.Избегайте в споре резкостей и оскорбительных выражений. Ста­райтесь разобраться в аргументах оппонента, поставив себя на его место.

15.Не прикрывайте грубость ссылками на необходимость усиления требовательности и сложность ситуации — это не является ее оправданием.

16.Помните, что уважение к руководителю со стороны подчиненного — действеннее властных полномочий. Оно способно подвигнуть последнего на творческую самоотверженную работу, не считаясь со временем.

17.Без надобности не делайте замечания подчиненному в присутствии третьего лица, чтобы не унизить его. Не отзывайтесь о подчиненных недоброжелательно заочно, высказывайте свои претензии к ним открыто.

18.Будьте строгим и придирчивым в оценке собственных достоинств и заслуг и более терпимым и благожелательным в оценке своихподчиненных. Оценивая поведение подчиненного, не придавайте случайным и второстепенным деталям слишком большого значения.

19.Умейте трезво оценивать результаты своей деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения. Вместе с тем не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что нужно скорректировать.

20.Внимательно и благожелательно выслушивайте любую критику илюбое предложение подчиненных.

Естественные приемы — это самая простая группа приемов, которая не требует дополнительных усилий и концентрации. Сюда можно отнести:

  • юмор, смех;
  • позитивное восприятие (воспроизведение в голове приятных образов, событий, сценариев и т.д.);
  • расслабляющие движения (потягивания, текущий контроль над мышечным тонусом и т.д.);
  • созерцание (наблюдение за картинами, природой, элементами интерьера и т.д.);
  • комплементы в адрес собеседника.

Саморегуляция с помощью управления дыханием — это применение специальных дыхательных техник.

Подобные техники оказывают влияние на мышцы, нервный центр, кровообращение и т.д.

Например, медленные вдохи, задержка дыхания или дыхание йогов позволяют быстро успокоиться и расслабиться.

Способы, связанные с управлением мышечным тонусом построены на принципе осознанной концентрации. Человек выявляет зажимы и блоки, после чего волевым усилием устраняет перенапряжение.

Трудности и дефекты общения

Саморегуляция с помощью слов основывается на способности человека к языковому оформлению мысли. Два наиболее популярных способа в данной категории — самоприказы и самопрограммирование.

Индивид формулирует некие установки, а затем мысленно воспроизводит их, чтобы настроиться на определенное состояние или результат.

Существуют и другие эффективные приемы, такие как арт-терапия, комплексы упражнений, применение ассоциаций и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector