Содержание и структура психологии коллектива

Классификация и структура коллективов

коллектив сплоченность климат группа

ы по формам собственности;

ы по классовой принадлежности;

ы по принадлежности к глобальным областям жизнедеятельности общества и превалирующей функции;

ы по принадлежности к сферам разделения труда и основному виду деятельности;

Содержание и структура психологии коллектива

ы по месту в организационно-уровневой структуре;

ы по уровню развития;

ы по способу образования;

ы по величине;

ы по времени существования.

1. широкое применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности, создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязи членов коллектива;

2. обеспечение компетентного руководства и положительного личного примера руководителя;

3. целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение субъекта управления и воспитания.

во-первых, он, как правило, состоит из нескольких первичных коллективов и малых групп и, чаще всего, просто численно больше их;

во-вторых, вторичный коллектив, как правило, обладает большей экономической и политической автономностью.

В понимании Л.И. Уманского структура коллектива представлена тремя блоками характеристик.

«Общественный блок» — включает социальную направленность, организованность, подготовленность коллективного субъекта.

«Личностный блок» — объединяет интеллектуальную, эмоциональную и волевую коммуникативность, отражающую три стороны сознания и соответствующие сферы жизнедеятельности входящих в группу личностей.

«Блок общих качеств» — такие характеристики как интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность.

Компоненты психологии коллектива (малой группы)

Первоначально люди неизбежно вступают в деловые и психологические контакты, т.е. взаимодействуют. Контакты и общение — первоначальный и неотъемлемый элемент жизнедеятельности представителей любой общности, естественный результат духовной и материальной заинтересованности человека в других людях.

Строго говоря, коллектив — это разновидность группы. Коллектив — это, чаще всего, контактная группа, трудовое или творческое объединение, в котором люди находятся в непосредственном деловом общении. Такое общение обеспечивается, благодаря единому процессу деятельности, творчества, организации труда.

Взаимоотношения (или межличностные отношения) в коллективе — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Взаимоотношения в коллективе (как в малой группе) бывают разных видов.

Общественно-политические взаимоотношения — это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в коллективе.

Служебные взаимоотношения — это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов коллектива при решении различного рода задач, достижения важных для его членов целей.

Внеслужебные отношения — отношения, которые складываются между членами коллектива вне их служебной (профессиональной) деятельности.

Предлагаем ознакомиться:  Как влюбить в себя мужчину: психологические приемы

Межличностные отношения в коллективе должны отвечать требованиям определенных принципов.

Принцип уважения предполагает создание таких взаимоотношений в коллективе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей;

предусматривают учет индивидуально- и социально-психологических особенностей всех членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами коллектива своих обязанностей, профессионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов коллектива предполагает формирование у всех членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания.

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость и человечность во взаимоотношениях в коллективе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатии или антипатии, безразличие или неприязнь, дружба или вражда, а также другие психологические зависимости между людьми в коллективе) складываются порой стихийно.

взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития коллектива (1 с. 237)

В ходе межличностных отношений осуществляется самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов коллектива с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в коллективе.

Самоутверждение — активный, многоплановый механизм взаимодействия и взаимоотношений, состоящий в стремлении человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванном этим стремлением поведения, а поэтому и весьма действенный стимулятор его развития.

Речь идет не только и не столько о стремлении занять официальное служебное или профессиональное положение, сколько о нравственно-психологической позиции в системе межличностных отношений, о положении в ней, которые бы обеспечивали человеку уважение, признание, доверие, благосклонность, поддержку, помощь, защиту и тем самым способствовали бы удовлетворению потребности в общении и взаимодействии с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, ее наиболее сильных сторон.

Характер развития межличностных отношений в коллективе может быть очень многосторонним, порой противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена коллектива, но и всего коллектива в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности.

Предлагаем ознакомиться:  Основные виды и функции воли в психологии

Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющую ту или иную степень влияния людей.

На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления — цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов коллектива.

Цели — это наиболее значимые для коллектива предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретного коллектива, в зависимости от того, какую значимость он им придает и какую роль в социальной жизни они играют. (1 с. 178)

Потребности коллектива — это то, в чем коллектив и его члены нуждаются. Мотивами выступают побудительные силы совместной деятельности его членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.

ы ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности коллективных устремлений отражать запросы всех членов коллектива;

ы организационно-функциональную, в ходе реализации которой коллективные устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия;

ы индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов коллектива (24 с. 234)

Одним из структурных элементов психологии коллектива является групповое мнение — совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов коллектива к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри него, так и за его пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости коллектива, его сплоченности, эффективности совместных усилий его членов.

ы информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится коллектив, какова его сплоченность, каков характер взаимоотношений между его членами и т.д.;

ы функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов коллектива в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;

ы оценочную, с помощью которой члены коллектива выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри коллектива и вне его. (23 с. 297)

а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство, и воля всех членов коллектива (групповое мнение вызывает у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);

Предлагаем ознакомиться:  Почему человек унижает другого психология

б) оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов коллектива;

в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики. (11 с. 76)

Наряду с официальным мнением в коллективе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может не совпадать с официальным и даже противостоять ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность.

Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. На первом этапе формирования члены коллектива непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему.

На втором этапе они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате коллективного обсуждения приходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Важнейшей частью психологии коллектива являются групповые настроения — сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов коллектива, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии коллектива и отдельных ее членов.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельности, т.е. проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих.

Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в коллективе или передаваться вне его. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector