Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни || Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни

Глава II психологическая поддержка в детстве (дошкольный и младший школьный возраст)

Психологическая
поддержка российских детей в первую
очередь должна осуществляться через
органы народного образования: детские
сады и школы. Это обусловлено недостаточной
развитостью в нашей стране центров
психологической помощи, а также низким
уровнем психолого-педагогической
культуры родителей (нередко и учителей).

Родители, как правило, не уделяют
психологическому здоровью детей столько
внимания, сколько физическому. Но если
даже они видят проблему, то часто не
имеют возможности получить квалифицированную
помощь.

Для
определения организационной структуры
психологической поддержки детей в
детском саду или в школе необходимо
вспомнить выделенные ранее уровни
психологического здоровья.

К
высшему уровню психологического здоровья
– креативному – можно отнести детей с
устойчивой адаптацией к среде, наличием
резерва сил для преодоления стрессовых
ситуаций и активным творческим отношением
к действительности. Такие дети не
нуждаются в психологической помощи.

К
среднему уровню – адаптивному – отнесем
детей, в целом адаптированных к социуму,
т. е. по результатам диагностических
проверок проявляющих лишь отдельные
признаки дезадаптации, несколько
повышенную тревожность.

К
низшему уровню – назовем его
ассимилятивно-аккомодативным – отнесем
детей с нарушением баланса процессов
ассимиляции и аккомодации и использующих
для разрешения внутреннего конфликта
либо ассимилятивные, либо аккомодативные
средства.

По результатам диагностических
проверок такие дети проявляют много
признаков дезадаптации и сильно
повышенную тревожность. Дети, отнесенные
к данному уровню психологического
здоровья, нуждаются в индивидуальной
коррекционной работе с ними.

Таким
образом, процесс формирования
психологического здоровья можно
представить как систему, которая
представляет собой:

  • диагностику
    тревожности и адаптированности детей
    к школе и семье, наблюдение за детьми
    и последующее определение уровня
    психологического здоровья;

  • включение
    детей, отнесенных ко второму уровню
    психологического здоровья – адаптивному,
    – в еженедельные групповые занятия
    профилактической направленности;

  • включение
    детей, отнесенных к третьему уровню
    психологического здоровья –
    ассимилятивно-адаптивному – в
    индивидуальную коррекционную работу
    с привлечением их родителей к
    индивидуальному консультированию;

  • фиксацию
    динамики психологического здоровья
    детей в процессе работы.

Схема
1. Модель формирования психологического
здоровья дошкольников и младших
школьников

Как
видно из схемы 1, процесс формирования
психологического здоровья должен
начинаться с диагностики, направленной
на определение уровня тревожности
учащихся и степени адаптированности
их к детскому саду или школе.

По результатам
диагностики и наблюдений определяется
уровень психологического здоровья
детей. Как должен осуществляться процесс
диагностики? Прямые методики, направленные
на изучение психологического здоровья,
в настоящее время отсутствуют.

Поэтому
необходимо использовать косвенные
методы. В качестве показателей
психологического здоровья можно
использовать адаптированность ребенка
к социуму (школе и семье), поскольку
психологически здоровому функционированию
соответствует наличие адаптации между
человеком и социальной средой.

Мы
полагаем, что достаточно использовать
комплекс из нескольких методик, достаточно
быстрых в проведении и обработке:
рисуночной методики, проективной и
включающей наблюдение за детьми. Приведем
некоторые из них.

Методика
рисуночной диагностики адаптации детей
к детскому саду и школе (методика А. И.
Баркана)

с
отсутствием признаков дезадаптации –
1-я группа;

с
наличием нескольких признаков дезадаптации
– 2-я группа;

с
явно выраженной школьной дезадаптацией
– 3-я группа.

цветовые
(у детей 1-й группы преобладают яркие
цвета, 3-й группы – черный и серый);

сюжетные
(у детей 1-й группы изображен учебный
процесс, 3-й группы – перемена или уход
домой);

в
изображении людей (у детей 1-й группы
присутствуют несколько человек, чаще
с воспитателем или учителем, 3-й группы
– люди отсутствуют или наличиствует
один ребенок, реже один воспитатель или
учитель);

в
изображении воспитателя или учителя
(у детей 1-й группы фигура воспитателя
или учителя изображена адекватно, 3-й
группы – в доминантной либо агрессивной
позиции).

Методика
диагностики тревожности, включающая
наблюдение (методика Р. Сирса)

Совместно
с воспитателем или учителем на группу
или класс заполняется лист наблюдений
по следующему образцу.

Фамилия,
имя ребенка

Укажите
номер признака

Иванова
Маша

3,6,7

Петров
Саша

1

……………….

  1. Признаки
    или шкала Р. Сирса

  2. Часто
    напряжен, скован.

  3. Часто
    грызет ногти. Сосет палец.

  4. Легко
    пугается.

  5. Сверхчувствителен.

  6. Плаксив.

  7. Часто
    агрессивен.

  8. Обидчив.

  9. Нетерпелив,
    не может ждать.

  10. Легко
    краснеет, бледнеет.

  11. Имеет
    трудности в сосредоточении, особенно
    в экстремальной ситуации.

  12. Суетлив,
    много лишних жестов.

  13. Потеют
    руки.

  14. При
    непосредственном общении с трудом
    включается в работу.

  15. Чрезмерно
    громко или чрезмерно тихо отвечает на
    вопросы.

Обработка
результатов: 1-4 признака – слабая
тревожность; 5-6 признаков – выраженная
тревожность; 7 признаков и более –
высокая тревожность.

Итак,
на основании результатов диагностики
и наблюдений за детьми детей каждого
класса или группы детского сада можно
условно разделить на 3 группы в соответствии
с уровнем их психологического здоровья.

Как уже отмечалось, дети 1-й группы,
отнесенные к креативному уровню, не
требуют психологической поддержки.
Дети 2-й группы должны быть включены в
групповые занятия профилактически-развивающей
направленности.

С детьми 3-й группы
необходимо проводить индивидуальную
коррекционную работу. Кроме того, следует
особо остановиться на индивидуальной
и групповой помощи детям с выраженными
страхами, поскольку проблема страха
является довольно распространенной
для современных детей.

Безусловно,
помощь детям будет эффективной только
при поддержке родителей, поэтому
необходимо специально рассмотреть
консультирование родителей. Обратимся
далее к последовательному описанию
выделенных форм работы.

Вход

вход по аккаунту

?

Глава III психологическая поддержка подростков

Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни || Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни

Возрастной
период, следующий за младшим школьным,
по-разному именуется в психолого-педагогической
литературе, дискуссионными являются и
его возрастные границы. Будем называть
этот период подростковым, определяя
его границы возрастом учащихся V-XI
классов.

Как
уже говорилось ранее, у подростков
обычно не применяется такая форма
психологической поддержки, как
психологическая коррекция, осуществляемая
по инициативе взрослых: родителей или
педагогов.

Предлагаем ознакомиться:  Что такое психологическое давление и как ему противостоять

Индивидуальная помощь может
осуществляться в форме психологического
консультирования по запросу самого
подростка. Соответственно теряется
значимость психологической диагностики,
поскольку ее результаты не служат
основаниями для организации психологической
помощи.

Групповые развивающие занятия,
проводимые в рамках школы, возможны в
младшем и среднем подростковом возрасте.
В старшем подростковом возрасте могут
проводиться уроки психологии или же
занятия профориентационной направленности.

Особую значимость приобретает
консультирование родителей подростков,
потому что значительная часть трудностей
подростка связана с процессом отделения
их от семьи и становлением самостоятельности.

Но
сначала раскроем некоторые особенности
подростков, которые необходимо иметь
в виду при определении их проблемных
областей. Прежде всего, необходимо
отметить, что подростковый период
характеризуется существенной динамикой
в развитии самосознания.

Наблюдается,
с одной стороны, его резкий рост, с другой
– качественные изменения. Рассмотрим
эти изменения в соответствии со структурой
самосознания, предложенной В. С. Мухиной.
Согласно концепции В. С.

Мухиной, под
самосознанием понимается психологическая
структура, представляющая собой такое
единство, которое находит свое выражение
в каждом из следующих звеньев: имя
человека и его физическая сущность,
притязание на социальное признание,
психологическое время личности (ее
прошлое, настоящее, будущее), социальное
пространство личности (ее права и
обязанности), половая идентификация.
В. С.

Мухиной показано, что наиболее
существенным искажением в развитии
самосознания является депривация одного
или нескольких структурных звеньев
самосознания, поскольку может приводить
к появлению агрессивности, тревожности,
трудностей в общении, а иногда и к
суицидальным попыткам.

Итак,
какова специфика притязания на признание
подростков! Если для младших школьников
было необходимым признание успехов в
учебной деятельности, то для подростков
становится важным признание их внешности
и факта взросления.

ушах, ногах, носе и т. п. Отдельные
части тела кажутся подросткам слишком
тонкими или толстыми, большими или
маленькими, длинными или короткими.
Более того, они считают, что все окружающие
это замечают.

Подростки начинают
сравнивать себя с другими, обращая
внимание на пропорции тела, кожу, половые
признаки. Самоуважение в этот период
нередко снижается. Далее в процессе
взросления фрагментарное представление
о себе сливается в целостное.

Но у
некоторых подростков есть риск сохранения
прежнего фрагментарного представления,
что необходимо учитывать
психологу-консультатнту. Притязание
на телесное признание тесно связано с
притязанием на признание собственной
сексуальной привлекательности.

Следующий
параметр признания, значимый для
подростков, – это факт собственного
взросления. Он активно доказывается и
сверстникам, и родителям, и самому себе.
Как говорит И. Кон, важнейшим новообразованием
этого возраста является чувство
взрослости – это новый уровень притязаний,
предвосхищающий новое положение,
которого подросток еще не достиг.

Обратимся
к рассмотрению специфики прав и
обязанностей у подростков. Подростки,
как правило, ориентированы на активное
отстаивание своих прав при пренебрежении
к обязанностям. Интересно, что многие
подростки претендуют на те права, которые
еще не умеют в данный момент использовать.

Как отмечает Д. Байард, многие дети
далеко не выглядят счастливыми, когда
родители в конце концов соглашаются
позволить им принимать самостоятельные
решения. Подростки могут начать вести
себя еще хуже, чтобы вынудить родителей
вернуться к контролю за ними.

Однако
взрослым необходимо иметь в виду, что
подросткам действительно необходимо
в целях полноценного развития иметь
право на одушевленное и неодушевленное
пространство (свою компанию, свою девушку
и свою комнату).

Причем подростки, как
правило, стремятся «пометить» свое
пространство: значками, эмблемами на
одежде, плакатами на стенах своей
комнаты. И если по квартире незаметно,
что в ней живет подросток – отсутствуют
его «метки», то можно предположить
наличие некоторой депривации его прав.

Иные родители подростков жалуются, что
их сын или дочь постоянно держат закрытой
дверь в свою комнату, а иногда требуют,
чтобы родители стучали, входя к ним.
Родителям такого подростка необходимо
понять, что в данном случае комната
символизирует его достаточно хрупкий
внутренний мир, который он защищает от
вторжения.

В
подростковом возрасте также меняется
отношение к запретам. Если младший
школьник стремился следовать запрету,
то для подростка становится значимым
именно нарушение запретов. Это является
следствием формирующегося чувства
взрослости.

По мнению подростков,
следовать запрету или совету родителей
– быть маленьким, нарушать – быть
взрослым. Поэтому психологу-консультанту
необходимо научиться общаться с
подростком без применения так называемой
«родительской лексики», основывающейся
на активном использовании глаголов
повелительного наклонения (сделай,
пойди, убери и т.п.) и глагола «должен»
(ты должен сделать…).

Рассмотрим
отношение подростков к прошлому,
настоящему, будущему. В целом этот
возраст характеризуется ориентацией
на будущее: стремлением скорее вырасти,
ожиданием в будущем определенных
радостей и свобод.

Но в начале подросткового
возраста может наблюдаться некоторое
осознанное или неосознанное стремление
к прошлому, за которым стоит страх
взросления. Важно также отметить
следующее. Примерно к 14-15 годам у
подростков должны сформироваться такие
важные новообразования, как психологическая
перспектива, внутренняя позиция и
способность к целеполаганию.

Под
психологической перспективой обычно
понимается способность сознательно
мысленно представить себя в будущем.
Внутренняя позиция – это возможность
объективно увидеть свое положение,
сопоставить с тем положением, которое
хочется занимать, и построить ступени
между настоящим и будущим.

действовать
для достижения каких-либо целей своего
будущего. Однако у многих подростков
наблюдается инфантильное отношение к
будущему. Будущее для таких подростков
воспринимается как проекция желаний
настоящего.

Не выстраиваются ступеньки
между настоящим и будущим. В настоящем
не предпринимаются какие-либо действия,
направленные на достижение желаемых
целей. «В будущем поступлю в медицинский
институт, стану косметологом.

Буду
красиво одеваться, иметь много денег,
ездить на дискотеки, путешествовать и
т.п.» – так, к примеру, говорит ученица
IX класса, которая весьма посредственно
учится и свободное время тратит в
основном на межполовое общение.

Предлагаем ознакомиться:  Как похудеть в лице

Опишем
специфику половой идентификации
подростков. Основным новообразованием
этого возраста можно назвать половую
идентичность – представление о себе с
точки зрения своего сексуального
поведения, сексуальной позиции.

Осложнить
ее формирование могут следующие
особенности подростковой сексуальности
(В. Е. Каган): чрезвычайно высокая
интенсивность полового влечения, так
называемая юношеская гиперсексуальность;
стремление подростков активно
экспериментировать с новой для них
функцией – сексуальной, следствием
чего могут явиться различного рода
экстремальные формы поведения.

Кроме
того, следует иметь в виду, что достаточно
часто подросток рассматривает начало
половой жизни как своеобразное посвящение
во взрослость и стремится к нему, следуя
не сексуальным импульсам, а стремлению
быть «как все» или же «круче всех».

Итак,
мы рассмотрели некоторые аспекты
самосознания подростков, которые
необходимо учитывать при организации
психологической поддержки.

Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни || Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни

Обратимся
к рассмотрению такого важнейшего для
этого возраста процесса, как отделение
подростка от семьи. Понятно, что он
является только одной стороной единого
процесса: разделения подростка и семьи.

Другая сторона этого – отделение самой
семьи от подростка. Почему этот процесс
является таким важным? Отделение
подростка от семьи – важнейшая предпосылка
достижения им впоследствии зрелости,
самостоятельности, возможности принять
ответственность за свою жизнь на самого
себя.

Само название «отделение от семьи»
не очень точное, поскольку итогом
является не разрыв подростка с семьей,
а установление новых партнерских
взаимоотношений, в которых семья и
подросток способствуют развитию друг
друга.

В случае нарушения этого процесса
впоследствии можно предполагать либо
полное эмоциональное отстранение
молодого человека, либо установление
довольно мучительной амбивалентной
связи: отделяюсь – чувствую вину –
присоединяюсь обратно – чувствую гнев
– отделяюсь и т. п.

При всей важности
этого процесса нужно иметь в виду, что
он редко протекает без осложнений,
поскольку семье довольно трудно отпустить
ребенка. Некоторые исследователи поэтому
называют данный этап для семьи периодом
взаимозависимости.

Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни || Как сохранить психологическое здоровье его критерии и уровни

Это может происходить
по разным причинам. Во многих семьях
ребенок выполняет функцию смысла жизни
для матери. Отделение его от семьи делает
ее жизнь бессмысленной, ей некого
опекать, соответственно незачем жить.

Помимо возможного решения через ребенка
проблемы смысла жизни, за повышенной
заботой о ребенке могут стоять стремление
к контролю и власти, поиск любви и
привязанности, удовлетворение потребности
в социальном престиже и т. п.

Иногда
ребенок сглаживает своим присутствием
проблему нарушенных взаимоотношений
между родителями. Как писал М. Эриксон:
«Когда приходит супружеская пара с
очевидно проблемными отношениями между
собой, но предъявляют они исключительно
проблему ребенка, вам приходится иметь
дело с объединенными силами мужа и жены.
Необходимо разделить их так, чтобы это
не заметили».

Тема 6. Успех.

Что
такое стресс? Виды стресса. Стресс –
это хорошо или плохо? Последствия
стресса. Стрессовые ситуации (дома, в
школе, на улице и т.д.). Как справится со
стрессом? Стресс и депрессия.

Что
значит быть успешным? Какой человек
может стать успешным? Умение преодолевать
препятствия как составляющая успеха.
Всегда ли успешный человек бывает
счастлив? Как стать успешным и счастливым?

Естественно,
данное тематическое планирование
является примерным и должно видоизменяться
в соответствии с уровнем развития как
самих подростков, так и взаимоотношений
между ними.

«Когда
у родителей плохое настроение…»; «Когда
у меня плохое настроение…»; «Когда у
родителей хорошее настроение…»; «Когда
у меня хорошее настроение…».

В
«Чужих проблемах» ведущий читает или
рассказывает заранее подготовленный
отрывок из беседы с одним из подростков
и предлагает ребятам сначала сформулировать
его проблему, затем подумать о возможных
способах ее разрешения. В качестве
возможного примера приведем отрывок
из беседы с девочкой 15 лет (записано
H.Гус)

close

Твоя
мама говорит, что ты стала замкнутой,
не разговариваешь с ней.

А
чего веселиться. Ну и пристает она все
время со своими глупыми вопросами: «Как
у тебя дела? Что нового?». Что я могу
ответить, когда в школе каждый день одно
и то же, ничего нового. У девчонок одни
разговоры: одежда, косметика, парни. Кто
какой прикид купил, кто с кем ходит, кто
с кем расстался.

А
тебя это совсем не волнует?

Ну
волнует, меня и на дискотеки приглашают
девчонки, конечно, из вежливости, но я
отказываюсь. Вернее, все равно мама не
пустит, да и идти мне не в чем. Вернее, у
меня все есть, но сидит как-то ужасно. Я
знаю, что если я оденусь, как они, выглядеть
буду глупо, да и не идет это мне.

Это
тебе мама так говорит?

Я
и сама знаю. Разве сложно догадаться,
стоит в зеркало на себя посмотреть…
Кому я нужна такая…

«Чужие
письма» являются модификацией «Чужих
проблем», т. е. имеют форму письма одного
подростка другому. Здесь можно провести
не только обсуждение проблем, имеющихся
в письме, но и предложить ребятам написать
ответ этому подростку.

Дорогая
подружка! Что мне делать? Мне уже 14 лет.
У всех моих подружек есть молодые люди.
А в мою сторону ребята даже не смотрят.
Я пробовала все: крашусь так же, как мои
подруги. Одеваюсь по моде, выливаю на
себя полфлакона духов, но все бесполезно.
Наверное, я страшная и никому не нужна.

Привет,
Машуха! По-моему, это не та проблема, о
которой можно так волноваться. Мой
совет: будь самой собой. Не уподобляйся
остальным девчонкам, будь индивидуальностью.
Совсем не обязательно краситься, словно
индеец, вышедший на тропу войны, и одевать
суперкороткие юбки, только чтобы обратить
на себя внимание ребят.

Дай всем понять,
что ты веселая. Общительная, эрудированная
девушка, с которой можно интересно
провести время. Очень скоро ты увидишь,
что это намного важнее, чем быть просто
супер-секси девчонкой.

И запомни, что в
каждом человеке есть что-то, чего нет
больше ни у кого, у каждого своя изюминка.
Найди ее в себе, и будь уверена, что
другие тоже ее обязательно заметят и
будут тебя за нее ценить.

Помимо
дискуссионных, в занятиях часто
используются ролевые методы, поскольку
для формирования зрелой эго-идентичности
подросткам необходимо попробовать себя
в различных ролях, примерить к себе
различные модели поведения, чтобы найти
свои.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно наносить воск и тени на брови – Тени для бровей

Но, в отличие от младших детей,
подростки предпочитают не ролевые
действия и принятие ролей животных, а
ролевые ситуации, приближенные к их
реальной жизни. Приведем примеры
ситуаций, которые могут предлагаться
с заданием найти из них выход.

«Ты
уходишь к другу смотреть новый фильм
или играть в новую игру и рассчитываешь
прийти домой не раньше 21.00. Но при выходе
натыкаешься на отца или на маму, и они
говорят, что ты должен быть дома не позже
18.00, иначе не видать тебе компьютера на
день рождения».

«Родители
говорят, что ты ничего не делаешь по
дому, и они решили, что ты отныне по
выходным будешь мыть посуду. А ты это
терпеть не можешь».

А
некоторые ситуации могут даваться с
условием, что роль мальчика исполняет
девочка, а роль девочки – мальчик.
Приведем примеры.

«Мальчику
нравится девочка, и он хочет пригласить
ее на свой день рождения домой, где будут
и другие ребята и девчонки. Она не хочет
идти. Ей надо отказать так, чтобы он не
обиделся».

«Мальчик
хочет сидеть с девочкой за одной партой.
Как ему сказать ей об этом?».

Помимо
дискуссионных и ролевых, как мы уже
отмечали, начиная с VI класса можно
использовать методы предъявления и
отыгрывания психологической информации,
чтобы дать возможность ребятам через
обсуждение типичных проблем других
подростков «примерить их проблемы на
себя», осмыслить собственные проблемы
и осознать их неуникальность, самому
выбрать модели поведения и способы
реагирования в конфликтных ситуациях.

Манзура Гульмамедова

Занятие
начинается с коллективного сочинения
сказки, имеющей такое начало: «Утром я
проснулся жутко агрессивным …». Далее
группа делится на две команды. В течение
трех минут одной из команд необходимо
подготовить как можно больше доказательств
того, что агрессивному человеку живется
легко, а другой команде – что трудно.

Далее
ведущий сообщает, что агрессивность
часто приводит к возникновению
психосоматических заболеваний. Учащимся
дается информация о выделенных типах
личности: А и В. В тетрадях они записывают
особенности людей типа А (склонность к
соперничеству, обязательной победе,
чувство превосходства над окружающими,
повышенная раздражительность, повышенная
агрессивность). Затем обсуждают, почему
люди типа А могут заболеть.

В
конце занятия каждый участник получает
карточку с описанием типичной ситуации
из школьной жизни и придумывает, как
разрешает эту ситуацию ученик типа А и
ученик типа В.

Пример
ситуации: «Вася долго решает задачу на
уроке математики. Вот уже прозвенел
звонок. Вася волнуется. А тут Маша, его
соседка, говорит ему: «Эх, ты! Все
справились, а ты к стулу прилип». И тогда
Вася…».

Подводя
итоги описанию групповых занятий с
подростками, можно сделать вывод, что
основа этих занятий — это обучение
учащихся жизненно важным навыкам или
психосоциальной компетентности –
способности индивида к сохранению
состояния психического благополучия
и его проявлению в гибком и адекватном
поведении во взаимодействии с внешним
миром.

И включение подростков в такие
занятия будет способствовать не только
сохранению психологического здоровья,
но и улучшению учебной мотивации,
повышению работоспособности, стабилизации
внимания и памяти, снизит риск наркомании
и алкоголизации.

Глава IV психологическая поддержка взрослых в ситуации кризиса

Начнем
с определения понятия «кризис» и его
роли в жизни человека. Прежде всего
следует подчеркнуть, что здесь имеется
в виду нормативный кризис, который
неизбежно возникает на жизненном пути
большинства людей.

Традиционно такие
исследования концентрировались в рамках
кризисов детства (кризис 3 лет, подростковый
и т. п.). Однако многие авторы (П. Ниемеля,
Э. Эриксон) пишут не просто о наличии
кризисов в жизни взрослого человека,
но и о их необходимости для продолжения
процесса развития.

Действительно, в
течение кризисных периодов человек
совершает важную духовную работу:
выявляет противоречия между тем, кто
он есть на самом деле и кем хотел бы
быть, что имеет и что хотел бы иметь.

В
эти периоды он начинает понимать, что
некоторые моменты своей жизни он
переоценивал, а другие – недооценивал.
Он может осознать, что не проявляет свои
способности, не реализовывает идеалы.
При этом может появиться смутное чувство,
что с ним что-то не так.

И лишь когда
человек начинает понимать, что ему
необходимо изменить что-то не в социальном
окружении, а в себе самом, лишь тогда он
начинает строить новую жизнь на реальной
основе. Так осуществляется процесс
развития.

Сущностью
каждого кризиса является выбор, который
человек должен сделать. Выбор осуществляется
между двумя альтернативными вариантами
решения возрастных задач развития и
сказывается на успешности и развитии
всей последующей жизни. Э.

кризис
– это столкновение двух реальностей:
психической реальности человека с его
системой мировоззрения, паттернами
поведения и т.п. и той частью объективной
действительности, которая противоречит
его предыдущему опыту. Эта действительность
уже воспринята человеком, но не
преобразована.

И
преобразование ее затруднено или сейчас
невозможно, так как для этого требуются
качественно иные механизмы, в данный
момент отсутствующие.

Итак,
определившись с понятием кризиса,
перейдем к описанию психологической
поддержки людей, остро переживающих
нормативные возрастные кризисы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector