Социальная работа с пожилыми людьми холостова

Введение

Постоянное возрастание доли пожилых людей во всем населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стан.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей, которая сегодня в развитых странах приблизилась к 80 годам, а для женского населения превысила этот показатель.

Поэтому возможность дожить до очень преклонных лет стала массовой. В населении Российской Федерации можно выделить как бы несколько «поколений» граждан старшего возраста. Так, в 2000 году численность пожилых людей1 составляла 30,2 млн.

человек, из них лица в возрасте 85 лет и старше составляли 1387 тыс. человек, лица в возрасте 100 лет и старше — 15 558 человек. Характерно, что за последние 20 лет (со времени всеобщей переписи 1979 года) численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как численность населения России увеличилась лишь незначительно.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уро-

вень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Как сделать жизнь пожилого человека достойной, насыщенной активной деятельностью и радостью, как избавить его от чувства одиночества, отчужденности, как восполнить дефицит общения, как удовлетворить его потребности и интересы — эти и другие вопросы волнуют в настоящее время общественность всего мира.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

«Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по старению… признают, что качество жизни не менее важно, чем ее большая продолжительность, и поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества» — это положение в 1984 году провозгласила в своей резолюции Всемирная ассамблея ООН, принявшая план действий по проблемам старения и побудившая многие страны разработать свою национальную политику и программы в отношении престарелых.

Для улучшения работы с пожилыми людьми в Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Старшее поколение».

По мере создания института социальных работников и специалистов в области геронтологии нетрудоспособные граждане могут получать уже более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

Данное учебное пособие раскрывает как теоретические, так и практические навыки социальной работы с пожилыми людьми.

Оно не претендует на всеобъемлющий охват, но может быть весьма полезным специалистам по социальной работе, занимающимся этой проблемой, а также студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа» и специализирующимся на деятельности с лицами старшего возраста.И старость полна наслаждений,

если только уметь ею пользоваться.

Сенека

Технологии социальной работы с пожилыми людьми (2)

2.3 Технология социальной реабилитации пожилых людей

Беседа с клиентом. Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие.

Это искусство и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е. мотивов поведения.

Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;

постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»;

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь четкую схему, т.е.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже отрицание их может дать работнику какой-то «ключ». Надо обращать внимание на несоответствия и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек может и не хотеть вмешательства извне.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное развитие взаимоотношений.

Рассмотрим последние аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е.

социальный работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы и формы работы. Если не принимать эти факторы во внимание, то управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается негативная реакция со стороны клиента.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми, речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.

Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку, если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д., так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам: люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них поспешные выводы.

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросы в подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия.

Умелое использование вопросов — это нечто мало изученное в практике социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но и один из путей начала процесса изменения. Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы привести к изменению.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами: симпатия или понимание — попытка видеть мир глазами другого человека; уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней;

конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему; знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя; искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом; сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.

Особую трудность для начинающих социальных работников представляют умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно дать следующие рекомендации: необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин поведения человека; иметь навык межличностного общения; умело задавать вопросы; пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел видно, что социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий — все это далеко не просто.

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей. Рассмотрим модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги.

Предлагаем ознакомиться:  Как стать психологически сильным человеком?

Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их. Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится.

Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

Оценочный анализ — это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно рекомендовать: развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных; быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо;

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода.

В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей. Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг. Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; кратко-, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях.

Теоретические основы социальной

В ходе подготовки и написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.

1. В определении феномена старости можно наблюдать следующие теории: теория разъединения; теория активности; теория возрастной стратификации; теория наименования; теория социальной девиации; темпоральная теория старости;

2. Принципы социальной работы в отношении пожилых граждан следующие: принцип независимости; принцип участия; принцип ухода; принцип реализации внутреннего потенциала; принцип достоинства.

— выявление среди граждан пожилого возраста тех, кто нуждается в социальной поддержке (используется технология социальной диагностики);

— определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке (социальное консультирование);

— привлечение государственных и общественных организаций для совместной деятельности в отношении пожилых граждан (социальное посредничество и социальное партнерство);

— предоставление различных видов услуг разового или постоянного характера пожилым гражданам, нуждающимся в этом (социальное обслуживание);

— обеспечение постоянного и комплексного социально-бытового обслуживания нетрудоспособных пожилых граждан (социальный патронат);

— предоставление бесплатной культурно-бытовой, юридической, медицинской и т.п. информации (социальное информирование);

— оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и в том числе инвалидам (социальное обслуживание на дому);

— организация натуральной гуманитарной срочной и адресной помощи социального характера (социальная помощь).

4. В отношении граждан пожилого возраста в Российской Федерации реализуются традиционные так и инновационные технологии социальной работы. Среди традиционных можно выделить: социальное обслуживание (в пяти формах), социальное обеспечение (в форме пенсий и пособий), социальная помощь (адресная и срочная). К инновационным технологиям относятся: технология ухода, поезда милосердия, дома ветеранов.

В заключение отметим, что основное правило практики социальной работы состоит в том, что используемые в ней технологии из разряда инновационных, переходят в разряд традиционных после многократной апробации. И, тем не менее, перечень инновационных технологий постоянно расширяется.

1 Альперович В. Социальная геронтология /В.Альперович. — Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д. Феникс, 1997 — с. 576

2 Баранова М.Н. Неврозоподобные состояния в общесоматической практике /М.Н. Баранова, Е.В. Черносвитов. — Тбилиси, 1990. – 240с.

3 Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М., 1999. — 75с.

4 Дементьева Н.Ф. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан /Н.Ф.Дементьева, Э.В. Устинова – М.: ЦИЭТИН, 1991. — 135с.

5 Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 340с.

6 Елютина М.Э. Социальная геронтология: Учебное пособие /М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. – М.: ИНФРА-М. – 2004. – 157 с.

7 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров. — 2-е изд., испр. и перераб. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 560 с.

8 Доброневский Ю. Социальная защита пенсионеров в условиях перехода к рыночным отношениям. Социальное обеспечение /Ю. Доброневский, Г. Игнатов. – 1990. — №1.

9 Дыськина А.А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан /А.А. Дыськина, Э.И. Танюхина. — М.: Логос, 1996. — 223 с.

10 Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития. Семья в России /В.И. Жуков. — 1996г. — №1. — С.31-46.

11 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы: учебное пособие для вузов / И.Г. Зайнышев – М.: ГИЦ ВЛАДОС, МГСУ. 2000. – 237 с.

12 Иванов В.Н. Социальные технологии: Курс лекций /В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.

13 Конституция Российской Федерации. — М.: «Юридическая литература», 1995. – 97с.

14 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции /П. Кропоткин. Т.7. – СПб. — 1987. – 350 с.

15 Лексин В.Н. Общая теория реформ. Теория и практика организации проведения реформ /В.Н.Лексин, А.Н.Шевцов. – М., 1995. – 123 с.

16 Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации. — Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. — №32, Ст.3198.

17 О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. — Федеральный закон от 02.08.1995 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995, №32, ст.3198.

18 Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник /П.Д. Павленок. –М.: Инфра. 2003. – 395 с.

19 Ромм М.В. Теория социальной работы. Учебное пособие. Ч. I /М.В. Ромм, Т.А. Ромм. — Новосибирск. – 1999 г.

20 Ромм М.В. Теория социальной работы: Учеб. Пособие. Ч. II /М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. – 112 с.

21 Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений /Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.

21 Степанов В.К. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / В.К. Степанов. М.: Стройиздат, 1989. — 213с.

22 Толстой Л. О старости /Л. Толстой. — СПб. 1906. – 180 с.

23 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.

24 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч./Е.И. Холостова. М.: Cоциально-технологический институт, 1999. – 320 с.

25 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие /Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296 с.

26 Холостова Е.И. Технологии социальной работы: Учебник /Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001. — 400с.

Предлагаем ознакомиться:  С чего начать работу над собой первые шаги к успеху

27 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 427 с.

28 Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Е.В. Черносвитов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304 с.

Социальная работа с пожилыми людьми холостова

Помощь государства стареющим гражданам можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано в уже указанных федеральных законах; помощь семьи и друзей можно рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим людям.

Следует заметить, что, по различным оценкам, в США, например, от ¼ до⅓ всех пожилых людей в той или иной форме добровольно оказывают помощь, различные услуги людям,

нуждающимся в них. Обратимся к опыту именно этой страны хотя бы потому, что это страна добровольных ассоциаций, о чем еще в начале прошлого века писал А. де Токвиль, потрясенный тем, что ни в одной стране мира принцип ассоциации не применялся так успешно и не охватывал столько людей, как в Америке.

Члены добровольных ассоциаций работают бесплатно. Здесь отсутствует система принудительной власти. Множество пожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, учебными заведениями, другими организациями.

помощь на дому, сопровождение к врачу, покупка и доставка на дом продуктов, изготовление различных приспособлений, облегчающих жизнь престарелых и инвалидов в собственных квартирах, занятие с детьми в интернатах для страдающих от каких-либо умственных, физических или эмоциональных расстройств или просто с детьми, отстающими в

развитии, работа с пациентами в больницах, домах-интернатах, центрах дневного пребывания, помощь в организации досуга, развлечений для пожилых людей и т.д.

Обычно добровольцы затрачивают на выполнение своих обязанностей от 6 до 20 часов в неделю. Организация, разработавшая программу, и ее спонсоры оплачивают расходы добровольцев на транспорт и обслуживание своих подопечных;

в дни работы им предоставляется бесплатный обед. Иногда для добровольцев организуются вечера отдыха, пикники, им вручаются сувениры или небольшие денежные вознаграждения, а раз в год они проходят бесплатное медицинское обследование.

Изъявившие желание работать в программе «Приходящие бабушки и дедушки» (одной из самых крупных программ) проходят 40-часовую подготовку до начала работы и затем ежемесячно -еще по 4 часа. Обычно пожилые люди-добровольцы используются в области, в которой они являются специалистами.

Большое внимание уделяется привлечению пожилых людей к работе с молодежью по программе «Поколения вместе». Цель -создание возможности для совместного времяпровождения, взаимного обогащения в результате такого общения знаниями, передачи опыта и умений пожилых людей, расширения взаимопонимания.

Американская ассоциация пенсионеров — крупнейшая в США организация пожилых людей (насчитывающая около 30 млн. человек) — разрабатывает и осуществляет программы помощи недавно овдовевшим людям с целью помочь им адаптироваться к новому для них состоянию одиночества (обычно этим занимаются люди, которые сами испытали подобное горе).

Развитие добровольной сети социальной помощи — с одной стороны, своего рода вызов профессионалам, а с другой стороны, огромное поле деятельности для этих же профессионалов, желающих сотрудничать с добровольцами. Важную роль в решении подобного рода задач играют связь с общественностью и групповая работа.

Что касается России, то взаимопомощь и здесь была бы естественным принципом решения человеческих проблем, однако развитию движения добровольцев в нашей стране препятствуют отсутствие сотрудничества между различными общественными и государственными организациями, дублирование их деятельности, отсутствие координации, единого информационного пространства, несовершенство правовой базы в области взимания налогов и защиты от произвола чиновников, преступных элементов, нехватка финансовых средств (нередко общественные инициативы финансируются зарубежными странами и фондами).

Социальные работники должны быть осведомлены о наличии подобных учреждений в своем регионе и поддерживать с ними связь, знакомясь с принципами их работы и направляя туда нуждающихся. Не следует также забывать, что в настоящее время различные группы поддержки нуждающихся организуются при религиозных организациях различных конфессий.

Наряду с расширением сети групп добровольной помощи, оказываемой пожилыми людьми, необходимо всячески развивать систему профессиональной помощи стареющим людям. Специализация в этой области требует серьезной подготовки.

Деятельность государственных организаций социальной защиты пожилых людей базируется на уже упоминавшихся законах, в которых достаточно подробно расписаны основные виды социального обслуживания пожилых людей (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, в стационарах, центрах дневного пребывания и т.п.).

На разных этапах жизни человека, в разных жизненных ситуациях может доминировать или субъективное, или объективное

начало. Человек становится клиентом социальных служб, как правило, в ситуации доминирования объективного начала, т.е. доминирования пассивности, неизменности, стабильности, одномерности существования и т.д.

Действительно, если в недалеком прошлом человек занимался активной трудовой деятельностью, был инженером, водителем автобуса, учителем, слесарем и т.д., то в пожилом возрасте каждый становится пенсионером, «освобождаясь» порой даже от ролей отца или матери, ибо иногда дети и даже внуки умирают раньше родителей и прародителей.

В связи с этим стареющие люди лишаются значимого для них общения, поддержки, даже смысла жизни и нуждаются в помощи. Задача социального работника — приложить максимум усилий для стимулирования, актуализации субъективного начала в человеке.

Клубная работа, получившая широкое распространение, -один из методов социально-психологической помощи стареющим людям.

Клубы, т.е. своеобразное объединение людей, имеющих одинаковые социальное положение, политические или религиозные взгляды, были известны со времен Древнего Рима. Поначалу это были учреждения, рассчитанные исключительно на мужчин, затем появились клубы для женщин, юношей и девушек. Существуют различные формы клубной работы.

Клубы для пожилых людей начали появляться после второй мировой войны. В некоторых социальных службах насчитывается несколько таких клубов: «Любители романсов», «Просвещение», «Любители животных» и др.

Территорию вокруг клуба любители садоводства могут использовать для того, чтобы продемонстрировать свои способности. Здесь же можно разместить скамейки и столы под тентами. На самочувствие пожилых членов клуба может оказать благоприятное влияние и дизайн помещения клуба.

Мебель в клубе должна иметь нормальную высоту — с низких и мягких кресел пожилым людям трудно вставать. Наиболее подходящими являются полумягкие стулья с удобными сиденьями и спинками, снабженными поручнями.

По некоторым данным, оптимальное количество членов клуба — 40-50 человек. Некоторые клубы выдают членские билеты и собирают членские взносы; тайным голосованием избирается правление клуба (из 6-7 человек), перевыборы проводятся ежегодно.

Клуб для пожилых людей должен наладить связь с местной общественностью, избирая различные формы сотрудничества. Одновременно он может стать центром, в котором решаются различные вопросы, касающиеся пожилых людей.

Программа занятий спланирована и приспособлена к потребностям стареющих людей. Наиболее популярные формы занятий -просветительские лекции, встречи с интересными людьми, коллективное чтение книг и журналов, работа различных кружков (театрального, вокального, вязания и др.). Большое внимание уделяется туризму, организации экскурсий.

В ряде клубов создается секция социальной помощи, задача которой — выявление причин бедственного положения отдельных членов клуба. Устанавливается опека над больными и одинокими, организуются консультации в специализированных учреждениях.

На наш взгляд, именно клубы пожилых людей могут стать эффективным средством возрождения групп самопомощи. Вовлечение пожилых людей в деятельность клуба, которая осуществляется под воздействием социального работника, может, бесспорно, принести оздоровительный эффект, поскольку в процессе общения восстанавливаются навыки и интерес, создается определенная социальная среда, изменяются личностные установки, возникает более оптимистичное восприятие себя и других. Иначе говоря, в данном случае имеет место «эффект группы».

Однако далеко не каждый пожилой человек стремится стать членом клуба, а некоторые физически не в состоянии прийти в клуб. В этом случае основные задачи социального работника следующие:

  1. выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;
  2. установление и поддержание связи с трудовым коллективом, в котором ранее работали ветераны войны и труда и инвалиды;
  3. налаживание контактов с комитетами Красного Креста, советами ветеранов войны к труда, другими общественными организациями для оказания шефской помощи одиноким пенсионерам;
  4. содействие в оформлении необходимых документов при установлении опеки или попечительства, а также помещении в дома-интернаты или территориальные центры;
  5. предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам (доставка на дом обедов, полуфабрикатов, сдача вещей в химчистку, стирку и т.п.);
  1. выполнение просьб, связанных с перепиской с родственниками, друзьями, выполнение других разовых поручений;
  2. организация погребения умерших одиноких пенсионеров.
Предлагаем ознакомиться:  Роберт мертон социальная теория и социальная структура

проблема

Процесс старения населения — явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателей смертности).

Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В XX в.

В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало активного старения населения, что проявится уже в будущем десятилетии.

Исследуя генеральные тенденции движения населения и обращая особое внимание на их различие во времени и пространстве, один из известнейших демографов А. Сови отметил, что среди всех великих современных феноменов старение населения является тем, чья поступь наиболее уверенна, наименее спорна.

Распространенность этого явления и его несомненная зависимость от степени общественно-экономического развития склоняют многих авторов к выводу, что оно по своей природе является прогрессивным процессом.

Являясь своего рода приметой нашего времени, оно характеризует одновременно начало нового этапа развития демографических отношений и вызывает серьезные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия.

Коренные сдвиги в демографической структуре народонаселения мира, то есть так называемый процесс «усечения демографической пирамиды», уже более чем десятилетие вызывают озабоченность мирового общества.

Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН с начала 80-х годов. В Европе, начиная с 70-х годов, практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества.

На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию.

В связи с этим является актуальным решение ООН об объявлении 1999 года годом пожилого человека.

В 2001 году население мира достигло порядка 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей — в 6 раз, в то время как число престарелых людей (старше 80 лет) увеличится в 10 раз.

Последствия старения общества являются предметом изучения многих специалистов и общественных деятелей — ученых, практиков, политиков, экономистов, социологов…

Многие из них задаются вопросом: на какие же сферы жизнедеятельности общества повлияет процесс его старения, каковы будут последствия для социального развития?

Прежде всего, вполне очевидно, что они будут носить многоплановый характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.

Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества.

 продолжительность жизни, и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;

 распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;

 отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;

 уровень производительности труда.

 в структуре семейно-родственных отношений;

 в системе поддержки друг друга разных поколений;

 в характере выбора будущей профессии;

 в структуре потенциальной занятости.

 изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

 возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

 трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию;

 встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;

 изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

 увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;

 обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;

 повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

 расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

 пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества как на макро-, так и на микроуровнях;

 изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

 произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.

Очевидно, что вышеперечисленные факторы представляют лишь вершину айсберга объективных перемен в жизни общества. К ним следует добавить и широкую гамму субъективных факторов, которые, безусловно, изменят и внутренний мир человека, представителя любого поколения, населяющего «общество пожилых».

Итак, старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения. В развитии человека, общества можно выделить периоды молодости, зрелости, старости, а также глубокой старости.

Границы между двумя последними периодами условны, ибо нет каких-либо оснований утверждать, что старость начинается всегда и у всех людей в момент достижения определенного возраста, например, 60 или 65 лет.

Именно поэтому ученые различают понятия календарного возраста (хронологического, астрономического), определяемого на основании даты рождения, и биологического возраста (функционального), который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека.

Однако в связи с тем, что в определении биологического возраста мы продолжаем наталкиваться на серьезные трудности, в демографических трудах (как, впрочем, и в области социальной медицины) по-прежнему используется критерий хронологического возраста.

1) допроизводительный возраст (0—17 лет);

2) производительный возраст (мужчины: 18—64 года, женщины: 18—59 лет);

а) старость (мужчины: 65—79 лет, женщины: 60—79 лет);

б) глубокая старость (старше 80 лет).

Эта схема, подобно всем другим, не лишена недостатков, но отвечает основным требованиям, необходимым для исследования развития людей. Однако ее нельзя без критических оговорок использовать в научных работах. Тут необходимы другие классификационные критерии.

Наиболее частым показателем старения общества является участие людей старшего возраста в его структуре, причем этот показатель выражается в процентах, а людьми старшего возраста считаются все лица, которые достигли 60—65 лет.

Глубокими стариками, как и в предыдущей схеме, считаются люди в возрасте 80 лет и старше, а их доля в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности, а также (что значительно правильнее) по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.

В исследованиях из области общественно-экономических наук определяется доля лиц пенсионного возраста в общей структуре общества. Иногда применяют другие методы определения демографической старости (например, высчитывают отношение числа людей старшего возраста к числу детей и молодежи).

1) отсутствие признаков демографической старости — менее 8%;

2) ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 8—10%;

3) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости — 10—12%;

4) состояние демографической старости — 12% и более от общего числа людей в обществе.

Последние статистические данные, полученные из развитых стран, заставляют, с общественно-хозяйственной точки зрения, выделить еще одну фазу этого процесса. Этой фазой является глубокая демографическая старость, которая проявляется тогда, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше превышает 15% всего населения.

В разработках ООН, где началом старости считается возраст 65 лет, в зависимости от доли людей старшего возраста в общей структуре населения, различают три фазы. «Молодым» считается общество, насчитывающее менее 4% людей в возрасте 65 лет и старше, «зрелым» — от 4 до 7% людей в этом возрасте и «старым» — свыше 7%.

Порогом демографической «глубокой старости» следовало бы признать долю старых людей в общей структуре населения, равную 10%. Отмечая в каждой из этих классификаций преимущества и недостатки, в настоящей работе мы будем использовать шкалу ООН.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector