Структура и компоненты человеческого сознания в психологии

Структура сознания

Работа сознания направлена на познание окружающего мира и обработку поступившей информации. Эти два процесса позволяют сознанию сформировать собственную картину мира и отношение к тому или иному аспекту мироздания. Что бы суметь сформировать целостное понятие о чем-либо, сознание должно обладать многомерной структурой, включающей инструменты восприятия и анализа, память, рычаги воздействия и самовыражения.

В структуре сознания условно, выделяют пять сфер:

  • Интеллект, ядром которого являются знания;
  • Мотивация, основой которой является стремление к внутреннему идеалу — цели;
  • Воля — способность создавать психическое усилие для достижения цели;
  • Эмоции или переживания – субъективные отношения к объективному миру;
  • Самосознание или самоотождествление.

1. Понятие сознания и его функции

Сознание

сознание
есть высшая, свойственная только человеку
и
связанная с речью функция мозга,
заключающаяся в целена­правленном,
осмысленном и обобщенном отражении
действи­тельности
в виде идеальных образов, в творческом
ее преобразовании, в разумном регулировании
поведения человека и его взаимоотношений
с природой и социальнойсредой.

Сознание
выполняет важнейшие функции, которые
реализуются специфическими структурными
компонентами сознания:

  1. «Бытийное
    сознание» («сознание для бытия»);

  2. «Рефлексивное
    сознание» (сознание для сознания);

  3. Самосознание
    (осознание своего внутреннего мира,
    самого себя).

Этими
функциями являются следующие:

  • Функция
    познания, обобщенного отражения
    внешнего мира (реализуется мышлением:
    рассудком и разумом, опирается на образ
    и мысль);

  • Функция
    переживаний и построения отношения к
    миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь
    эмоциями, чувствами становятся
    переживаниями. Осознание переживаний
    – это формирование определенного
    отношения к окружающей среде, к другим
    людям. «Мое отношение к среде – есть
    мое сознание»);

  • Функция
    регулирования поведения (формирование
    целей, мысленное построение действий,
    предвидение результатов, достижение
    поставленных целей – воля человека
    выступает как компонент сознания);

  • Творчески
    – креативная, порождающая функция;

  • Функция
    рефлексии (в качестве объекта рефлексии
    могут выступать и отражение мира, и
    мышление о нем, и способы регуляции
    человеком своего поведения, и сами
    способы рефлексии, и свое личное
    сознание).

Работа сознания. Процесс и принцип

Структура сознания человека проявляется в процессе познания окружающего мира — среды. Поступая в сознание из среды, информация вызывает в нас эмоции и переживания, и мы формируем свое личное, эмоционально наполненное отношение к аспекту реальности. Эмоции становятся почвой для зарождения желаний повторить приятные переживания или никогда не повторять то, что было нам неприятно.

Природа эмоций и большинства желаний – инстинкты, лежащие в подсознании, позволяющие всему миру природы выживать в условиях среды.

Предлагаем ознакомиться:  Как любовник относится к замужней любовнице Психология

Для примера, почти каждый однажды впервые пробует шоколад. Вкус шоколада, как правило, нравится человеку, и у него возникает желание повторить это приятное ощущение снова. Если же мы попробуем на вкус что-то горькое, вероятно у нас возникнет желание больше никогда этого не пробовать.

Структура и компоненты человеческого сознания в психологии

При этом желание может так и остаться только желанием, если в нем нет должной мотивации для реализации. Такой мотивацией может стать острая необходимость.

Например, у аборигена, живущего в тропическом климате, привыкшего носить набедренную повязку, возможно, возникнет желание иметь одежду, если ему ее покажут и объяснят практическую пользу. Однако его мотивация получить эту одежду в мягких климатических условиях будет гораздо меньше, чем у жителя континентального климата с зимними холодами.

В случае если мотивация человека достаточна, его желание может превратиться в цель. И с помощью волевых усилий эта цель может быть достигнута.

Неотъемлемым элементом в структуре сознания, позволяющими анализировать поступающую информацию и примерять ее со своей уже существующей картиной мира является интеллект. С помощью интеллекта мы приобретаем знания и умения, которые в дальнейшем могут быть использованы для достижения поставленных целей.

Самосознание — элемент структуры сознания, который главным образом отличает человека от животного. Самосознание обращает вектор познания внутрь себя самого. Получая информацию извне, человек делает выводы о своем собственном месте в окружающем мире, о своих качествах и способностях. Появляется самоотождествление сознания с каким-то элементом своего «Я». Любая характеристика, которую вы можете себе дать – это отождествление. Например: родитель, экономист или счастливый человек.

2. Сознание по и.Канту

Познание
мира человеком достигается благодаря
его сознанию, но имеет разные уровни.
«Всякое наше знание, — считал И.Кант, —
начинается с чувств, затем переходит к
рассудку и заканчивается в разуме, выше
которого нет в нас ничего для обработки
материала созерцаний и для подведения
его под высшее единство мышления ».
Обеспечить это единство в сфере нашего
опыта способно только мышление. И.Кант
выделяет два уровня мышления: рассудок
и разум.

Предлагаем ознакомиться:  Диета Елены Малышевой для похудения в домашних условиях отзывы

Рассудок
в принципе не способен иметь дело с
«вещью в себе». Единственная реальность,
с которой имеет дело рассудок, это есть
реальность чувственного восприятия,
выступающая как предмет, материал,
обрабатывая который, рассудок продуцирует
«явление», т.е. именно тот образ, в котором
она предстает как данная в ощущении. И.

Кант делает обобщение, что всякое
рассудочное знание всегда обусловлено
чувственно – конкретным материалом,
рассудок есть способность нашего
мышления давать правила для подведения
многообразия чувственности под единство
понятия. В основе понятий лежат не
образы, а схема. Образ всегда нагляден,
а схема – это временной ряд пространства.

Рассудок конструктивен, он создает
понятия. Понятие – это мысль, фиксирующая
признаки отображающихся в ней предметов
и явлений, позволяющая отличать эти
предметы и явления от других. Но во
всяком понятии скрыт всегда не только
различительный признак, но и признак
определенного тождества. Тождество
(идентичность) и различие всегда и
нерасторжимо вместе.

Кант
считает способность суждения промежуточным
звеном между рассудком и разумом.
«Способность суждения есть отличительная
черта так называемой смекалки, и
отсутствие ее нельзя восполнить никакой
школой, т.к. школа может дать даже
ограниченному рассудку, как бы вдолбить
в него, сколько угодно правил, заимствованных
у других, но способность правильно
пользоваться ими должна быть присуща
даже ученику, и если нет этого единственного
дара, то никакие правила, которые были
бы предписаны ему с этой целью, не
гарантируют ошибочного применения…
Отсутствие способности суждения есть
глупость ».

Ограниченность
рассудка преодолевается, по мысли Канта,
благодаря высшей способности мышления,
которую он определяет как разум. Рассудок,
погруженный в мир чувственного опыта,
перебирает один за другим предметы
этого мира и, естественно, ни в одно м
из них не находит ничего безусловного.

Посредством
рассудка нельзя познать предмет как
целое. Для этого существует разум.

Разум

это способность выводить частное из
общего. Когда из общего выводится
частное, тем самым определяется это
частное. Сущность вещи, предмета не
может быть дана непосредственно в чистом
виде.

Предлагаем ознакомиться:  Какие бывают виды общения в психологии?

Сущность

это условие все условий, т.е. то, что мы
бы назвали безусловным. Поэтому разум
непрерывно восходит от одного условия
к другому. Он всякий раз задает себе
границы, и эти границы разумны. Выход
за некий предел, разрушение рамок
привычного – это всегда не только
разрушение, но и созидание, порождение,
открытие.

Известно, что открытие чего
– то нового – это всегда нарушение
прежних границ, привычных норм и правил.
То, что обычное незыблемо, принято
называть каноном, разрушение же канона
есть, по Аристотелю, органон (т.е.
творчество). Поэтому задача разума –
вырваться из привычного русла, разомкнуть
свои границы, взглянуть на себя, вокруг
себя и в свое прошлое, заметить на себе
самом воздействие многообразных
повторяющихся превращений, переходов.

Развитие
разума происходит как в глубь, так и
вширь, т.е. путем снятия границ, открытия
более глубоких сущностей, и путем
расширения его свойств, сторон и
отношений. Рассудок и разум не только
не противоречат друг другу, но и взаимно
обуславливают друг друга. Стремясь
проникнуть в суть вещей, охватить мир
в целом, разум неизбежно и постоянно
приходит к противоречиям.

Умозаключение

это мыслительный процесс, в ходе которого
одно или несколько суждений приводятся
в соответствие с правилами рассудка, и
выводится новое суждение. Условием
правильности таких суждений является
не только истинность или ложность
оснований, но и «способность поступать
согласно представлению о законах, т.е.
согласно принципам».

Подобно
тому, как рассудок порождает понятия,
суждения, разум также порождает свои
понятия – идеи. Идеи существуют в разуме
как принципы, и они служат рассудку
законом его применения. Если рассудок
работает в режиме анализа, то разум
предполагает весь ряд условий, общих
принципов и тем самым задает цель,
направленность рассудку.

Посредством
идей объединяется многообразное
содержание понятий. Поэтому идею можно
определить как форму постижения в мысли
(т.е. в рассудке) явлений реальности,
включающей в себя сознание цели и
принципов дальнейшего познания. Идея
включается в предмет в качестве
предположения его принципиальной
познаваемости. Именно это и есть способ,
посредством которого «Я» творит мир.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector