Основные виды психологического консультирования. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления. Сущность понятий консультация и консультирование

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы
стимулирования и мотивации интереса
к учению

Методы
стимулирования и мотивации долга и
ответственности в учении

Методы
устного контроля и самоконтроля

Методы
письменного контроля и самоконтроля

Методы
лабораторно-практического контроля
и самоконтроля

Ни
одна из рассмотренных классификаций
методов не свободна от недостатков.
Практика богаче и сложнее любых самых
искусных построений и абстрактных схем.
Поэтому поиски более совершенных
классификаций, которые внесли бы ясность
в противоречивую теорию методов и
помогали бы педагогам совершенствовать
практику, продолжается.

Сущность и содержание методов обучения.

Словесные
методы.Словесные
методы занимают ведущее место в системе
методов обучения. Были периоды, когда
они являлись почти единственным способом
передачи знаний. Прогрессивные педагоги
-Я.А. Коменский, К.Д.

Ушинский и др.
-выступали против абсолютизации их
значения, доказывали необходимость
дополнения их наглядными и практическими
методами. В настоящее время нередко
называют их устаревшими, “неактивными”.

К оценке этой группы методов надо
подходить объективно. Словесные методы
позволяют в кратчайший срок передать
большую по объему информацию, поставить
перед обучаемыми проблемы и указать
пути их решения.

Основные виды психологического консультирования. Что такое психологическое консультирование — этапы, виды и техники направления. Сущность понятий консультация и
консультирование

Словесные
методы подразделяются на следующие
виды: рассказ, объяснение, беседа,
дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ.Метод
рассказа предполагает устное
повествовательное изложение содержания
учебного материала. Этот метод применяется
на всех этапах школьного обучения.
Меняется лишь характер рассказа, его
объем, продолжительность.

По
целям выделяется несколько видов
рассказа: рассказ-вступление,
рассказ-изложение, рассказ-заключение.
Цель первого — подготовка учащихся к
восприятию нового учебного материала,
которое может быть проведено другими
методами, например, беседой.

Этот вид
рассказа характеризуется относительной
краткостью, яркостью, эмоциональностью
изложения, позволяющий вызвать интерес
к новой теме, возбудить потребность в
ее активном усвоении. Во время такого
рассказа в доступной форме сообщаются
задачи деятельности учеников.

Во
время рассказа-изложения преподаватель
раскрывает содержание новой темы,
осуществляет изложение по определенному
логически развивающему плану, в четкой
последовательности, с вычленением
главного, существенного, с применением
иллюстраций и убедительных примеров.

Предлагаем ознакомиться:  Напитки для похудения в домашних условиях: рецепты

Рассказ-заключение
обычно проводится в конце занятия.
Преподаватель в нем резюмирует главные
мысли, делает выводы и обобщения, дает
задания для дальнейшей самостоятельной
работы по этой теме..

В
ходе применения метода рассказа
используются такие методические приемы,
как: изложение информации, активизация
внимания, приемы ускорения запоминания
(мнемонические, ассоциативные), логические
приемы сравнения, сопоставления,
выделения главного, резюмирования.


рассказ должен обеспечивать
идейно-нравственную направленность
преподавания;


содержать только достоверные и научно
проверенные факты;


включать достаточное количество ярких
и убедительных примеров, фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых
положений;


иметь четкую логику изложения;


быть эмоциональным;


излагаться простым и доступным языком;


отражать элементы личной оценки и
отношения учителя к излагаемым фактам,
событиям.

 Объяснение.Под
объяснением следует понимать словесное
истолкование закономерностей, существенных
свойств изучаемого объекта, отдельных
понятий, явлений.

Объяснение
-это монологическая форма изложения. К
объяснению чаще всего прибегают при
изучении теоретического материала
различных наук, решении химических,
физических, математических задач,
теорем; при раскрытии коренных причин
и следствий в явлениях природы и
общественной жизни.


точного и четкого формулирования задачи,
сути проблемы, вопроса;


последовательного раскрытия
причинно-следственных свя­зей,
аргументации и доказательств;


использования сравнения, сопоставления,
аналогии;


привлечения ярких примеров;


безукоризненной логики изложения.

Объяснение
как метод обучения широко используется
в работе с детьми разных возрастных
групп. Однако в среднем и старшем школьном
возрасте, в связи с усложнением учебного
материала и возрастающими интеллектуальными
возможностями учащихся, использование
этого метода становится более необходимым,
чем в работе с младшими школьниками.

Беседа.Беседа
-диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.

Беседа
относится к наиболее старым методам
дидактической работы. Ее мастерски
использовал Сократ, от имени которого
и произошло понятие “сократическая
беседа”.

Предлагаем ознакомиться:  Когда нужна психологическая помощь ?

В
зависимости от конкретных задач,
содержание учебного материала, уровня
творческой познавательной деятельности
учащихся, места беседы в дидактическом
процессе выделяют различные виды бесед.

Широкое
распространение имеет эвристическая
беседа(от
слова “эврика” -нахожу, открываю). В
ходе эвристической беседы учитель,
опираясь на имеющиеся у учащихся знания
и практический опыт, подводит их к
пониманию и усвоению новых знаний,
формулированию правил и выводов.

Для
сообщения новых знаний используются
сообщающие
беседы.
Если беседа предшествует изучению
нового материала, ее называют вводнойили
вступительной.
Цель такой беседы состоит в том, чтобы
вызвать у учащихся состояние готовности
к познанию нового. Закрепляющие
беседыприменяются
после изучения нового материала.

В
ходе беседы вопросы могут быть адресованы
одному ученику (индивидуальная
беседа)
или учащимися всего класса (фронтальная
беседа).

Одной
из разновидностей беседы является
собеседование.
Оно может проводиться как с классом в
целом, так и с отдельными группами
учеников. Особенно полезно организовывать
собеседование в старших классах, когда
ученики проявляют больше самостоятельности
в суждениях, могут ставить проблемные
вопросы, высказывать свое мнение по тем
или иным темам, поставленным учителем
на обсуждение.

Успех
проведения бесед во многом зависит от
правильности постановки вопросов.
Вопросы задаются учителем всему классу,
чтобы все учащиеся готовились к ответу.

Вопросы
должны быть краткими, четкими,
содержательными, сформулированными
так, чтобы будили мысль ученика. Не
следует ставить двойных, подсказывающих
вопросов или наталкивающих на угадывание
ответа.


активизирует учащихся;


развивает их память и речь;


делает открытыми знания учащихся;


имеет большую воспитательную силу;


является хорошим диагностическим
средством.


требует много времени;


содержит элемент риска (школьник может
дать неправильный ответ, который
воспринимается другими учащимися и
фиксируется в их памяти);


необходим запас знаний.

Дискуссия.
Дискуссия как метод обучения основан
на обмене взглядами по определенной
проблеме, причем эти взгляды отражают
собственное мнение участников или
опираются на мнения других лиц. Этот
метод целесообразно использовать в том
случае, когда учащиеся обладают
значительной степенью зрелости и
самостоятельности мышления, умеют
аргументировать, доказывать и обосновывать
свою точку зрения.

Предлагаем ознакомиться:  Я люблю тебя больше жизни несмотря ни на что никогда

Лекция.
Лекция -монологический способ изложения
объемного материала. Используется, как
правило, в старших классах и занимает
весь или почти весь урок. Преимущество
лекции заключается в возможности
обеспечить законченность и целостность
восприятия школьниками учебного
материала в его логических опосредованиях
и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная
лекция может применяться также при
повторении пройденного материала. Такие
лекции называются обзорными.
Проводятся они по одной или нескольким
темам для обобщения и систематизации
изученного материала.

Применение
лекции как метода обучения в условиях
современной школы позволяет значительно
активизировать познавательную
деятельность учащихся, вовлекать их в
самостоятельные поиски дополнительной
научной информации для решения проблемных
учебно-познавательных задач, выполнения
тематических заданий, проведения
самостоятельных опытов и экспериментов,
граничащих с исследовательской
деятельностью.


Конспектирование
-краткое
изложение, краткая запись содержания
прочитанного. Конспектирование ведется
от первого (от себя) или от третьего
лица. Конспектирование от первого лица
лучше развивает самостоятельность
мышления.


Составление плана текста.
План может быть простой и сложный. Для
составления плана необходимо после
прочтения текста разбить его на части
и озаглавить каждую часть.


Тезирование-краткое
изложение основных мыслей прочтенного.


Цитирование-дословная
выдержка из текста. Обязательно
указываются выходные данные (автор,
название работы, место издания,
издательство, год издания, страница).


Аннотирование-краткое
свернутое изложение содержания
прочитанного без потери существенного
смысла.


Рецензирование-написание
краткого отзыва с выражением своего
отношения о прочитанном.


Составление справки-сведений
о чем-нибудь, полученных после поисков.
Справки бывают статические, биографические,
терминологические, географические и
т.д.


Составление формально-логической
модели-словесно-схематического
изображения прочитанного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector