Упражнения на развитие навыков общения

Упражнение «Дар убеждения»

Цель упражнения:
оказание помощи участникам в понимании
того, что такое убедительная речь,
развитие навыков убедительной речи.
Формирование основ техники убеждения
и внушения, приемов вербалики и
невербалики.

Инструктаж:
Вызываются два участника. Каждому из
них ведущий дает спичечный коробок, в
одном из которых лежит цветная бумажка.
После того, как оба участника выяснили,
у кого из них в коробке лежит бумажка —
каждый начинает доказывать «публике»
то, что именно у него в коробке лежит
бумажка. Задача публики решить путем
консенсуса, у кого же именно лежит в
коробке бумажка. В случае, если «публика»
ошиблась — ведущий придумывает ей
наказание (например, на протяжении одной
минуты попрыгать).

Во время обсуждения
важно проанализировать те случаи, когда
«публика» ошибалась, какие вербальные
и невербальные компоненты заставили
ее поверить в ложь.

1. Комплимент

Всем приятно получать комплименты. Особенно если они правильно сказаны и отражают конкретные ситуации. Правильный комплимент состоит из двух частей: конкретный предмет и производимый эффект.Пример правильного комплимента: у вас красивое платье, которое подчеркивает свежий цвет лица.Неправильные комплименты:

  • У вас красивое платье.
  • У вас свежий цвет лица.

Почему? Потому что высказывания второго варианта делают намёк на неприятные ситуации: остальные платья некрасивые или обычно цвет лица несвежий. Не стоит также доходить до банальностей: «вы сегодня хорошо выглядите», «у вас красивая прическа». Эти фразы дают понять, что раньше было всё по-другому.

Итак, освоив структуру комплимента, нужно приступить непосредственно упражнению. Суть в том, чтобы ежедневно трем разным людям говорить комплименты. Комплименты должны быть разными и подходящими конкретному человеку. Сначала объектами комплиментов могут быть коллеги по работе, подруги или соседи. Затем круг общения может расширяться.

Упражнение «Последняя встреча»

Цель
упражнения:
совершенствование коммуникативной
культуры, формирование перцептивных
умений общения.

Инструктаж:
Представьте себе, что занятия уже
закончились, и вы расстаетесь. Но все
ли вы успели сказать друг другу? Может,
вы забыли поделиться с группой своими
переживаниями? Или есть человек, мнение
которого о себе вы хотели бы узнать? Или
вы хотите поблагодарить кого-либо?
Сделайте это «здесь и теперь».

2. Приветствие и прощание

Каждый день мы говорим по нескольку раз одни и те же слова. В большей степени это относится к приветствиям и прощаниям. Банальное «здравствуйте» прекрасно подходит для малознакомых людей, а вот близким или коллегам правила этикета требует добавления какой-то дополнительной фразы. Мой коллега по утрам к приветствию всегда добавляет один и тот же вопрос, с изменением последнего прилагательного.

Выглядит это так: «Здравствуйте. Что у нас сегодня…(интересного, нового, плохого, сверхестественного, обсуждаемого, смешного, грустного и т.д.)?» И все коллеги с удовольствием ждут встречи с эти человеком, привыкая к его оригинальности. Конечно, не стоит повторять опыт полностью, но вот добавлять фразу после приветствия просто необходимо.

О чем можно сказать? Можно задать вопрос о планах или событиях. Поинтересоваться самочувствием коллег по причине плохой погоды или загруженной рабочей недели, выказать свое отношение к какому-то событию или сообщить мелкую новость. Фраза должна быть короткой, но емкой, чтобы не отвлекать от рабочего настроя, но привлечь к себе внимание. Подобное отношение должно быть и к прощанию.

Не стоит скатываться до банального обсуждения погоды, хотя на первых порах это допустимо. Придумайте себе несколько шаблонных фраз, которые вы быстро научитесь использовать.

Предлагаем ознакомиться:  Как выйти из апатии и депрессии

Занятие 2. Упражнение «Круг интересов»

Цель:
формирование
навыков организации группового
взаимодействия.

Инструктаж.
Группа — это взаимодействующая общность
из трех и более людей. Мерой участия
каждого и харак­тером взаимодействия
опреде­ляется и квалификация группы:
от диффузной группы до коллек­тива,
от совместной деятель­ности до
групповой. Групповой деятельностью
назовем деятельность, в которой группа
выступает как совокупный субъект.

Возьмем три выкройки конвертов разного
цвета, одинаковой конфигурации. Вручим
эти конверты трем «педагогам»: они
долж­ны с небольшой группой «детей»
склеить эти конверты. Работают они
поочередно на глазах студийцев. Таким
образом, разворачиваются три способа
орга­низации групповой деятельности.

Цель:
выявление круга интересов будущих
учителей, определение самого широкого
круга интересов в группе, ознакомление
с самой высокой шкалой интересов
студенчества.

Инструктаж.
Вероятно, вы встречали людей, с которыми
очень интересно. Они готовы поддержать
разговор, обсудить как политические,
так и культурные события. А с другими
через несколько ми­нут понимаешь, что
говорить не о чем. Почему так бывает?
Ско­рее всего, первые отличаются
широким кругом своих интересов, а
вторые… Не будем здесь уточнять, причины
могут быть разные.

А вы, к какой группе
людей вы можете отнести себя? Каков круг
ваших интересов? Чем вы увлекаетесь,
что читаете, чем зани­маетесь в
свободное время? Может быть это музыка?
Спорт? Тех­нические изобретения?
Литература?

Давайте более
подробно проанализируем круг ваших
интере­сов. Для этого сначала заполните
аналитическую таблицу.

Сфера

Конкретные
примеры

Примечание

1.

2.

и т.д.

Время на составление
таблицы 3-4 минуты. После этого вы
объединитесь в малые группы по 3-4 человека
и обсудите ваши индивидуальные
аналитические таблицы. В результате
вашего об­суждения вы должны определить
«самого интересующегося», т.е. человека
с наиболее широким кругом интересов».

Рекомендации
ведущему.
Форма работы уже довольно хорошо знакома
участникам, но, тем не менее, нужно еще
раз спросить, все ли понятно, и в случае
необходимости оказать индивидуальную
помощь нуждающимся. При объединении
участников в малые группы посоветуйте
им поработать с теми членами группы, с
ко­торыми до сих пор не удалось
пообщаться или это общение было лишь
мимолетным.

Оценка осуществляется
по протоколу, т.е. за первое место в малой
группе 10 баллов, за второе — 8, за третье
— 6 и за четвер­тое место участник
получает лишь 4 балла.

Цель:
формирование
основ формотворчества. Анализ методических
советов с последующим их обсуждением.

Предлагаем ознакомиться:  Мужчина лев как ведет себя когда влюблен

Инструктаж: К
вам обращается молодой начинающий
педагог: «Я тут выписала все советы
(услышанные и прочитанные) о том, как
выбирать формы воспитательной работы.
Но они такие разные, что я теперь и не
знаю, на чем остановиться. Помогите мне,
пожалуй­ста, выбрать верные».

а) верно;

б) отчасти верно;

в) неверно.

1. Не занимайтесь
«формотворчеством». Используйте в
воспитательной работе хорошо разработанные
и положительно зарекомендовавшие себя
формы.

2. Любая форма
годится, лишь бы всех задействовать.

3. Форма вообще не
имеет никакого значения, главное —
содержание.


4. Вся работа должна
проводиться через коллективные творческие
дела. Это самые эффективные формы.

5. Воспитательная
работа должна знакомить детей с формами
общественной жизни, поэтому формы работы
нужно черпать из нее.

6. Нужно использовать
только те формы, которые нравятся детям:
дискотеки, КВН, походы и т. п.

7. Даже самая
оригинальная форма не может быть
эффективной, если она не связана с
решением конкретных педагогических
задач.

8. Чем больше новых,
оригинальных форм, тем успешнее работа
с коллективом.

9. Никогда не
повторяйте полностью одну и ту же форму
(даже с разными участниками). Обязательно
вносите что-то новое.

10. Начинающему
педагогу нужно запастись как можно
большим количеством сценариев мероприятий,
чтобы хватило хотя бы на первое время.

11. Использование
в воспитательной работе готовых сценариев
— показатель низкого профессионального
уровня, дурной тон.


12. Хорошему
воспитателю не нужны никакие формы
работы, он воспитывает своей личностью.

Верные советы: 5,
7, 9, 11.

Отчасти верные:
1, 4, 6, 8.

Неверные: 2, 3, 10,
12.

3. Зеркало

Положите перед собой зеркало и в течение дня старайтесь чаще в него смотреть. Но не для того, чтобы поправить макияж или прическу, а для того, чтобы контролировать выражение своего лица. Выражение лица должно быть приветливым, с легкой улыбкой. Причем, независимо от того, что вы делаете: едете в транспорте или решаете сложную бухгалтерскую задачу. Приветливое выражение лица располагает к общению. Если вы научитесь его контролировать, то научитесь располагать к себе окружающих.

Упражнение «Жизненные ситуации»

Цель:
формирование целостного восприятия
жизненных ситуаций.

Инструктаж.
В вашей жизни были различные ситуации,
которые вы расцениваете как положительные
и как отрицательные, сейчас вам
предлагается нарисовать график ваших
жизненных ситуаций. Начните с рождения
и до семи лет. Постарайтесь вспомнить,
какие ситуации возникали, как вы их
оцениваете. Каждую ситуацию поместите
в поле или положительное или отрицательное,
а рядом с точкой ситуации напишите, что
вам принесла эта ситуация, какое качество
вашей личности в связи с этим появилось.

Попытайтесь
ответить, какими ситуациями должна быть
наполнена жизнь ребенка, чтобы воспитать
полноценную личность.

4. «Замри»

Это игра также как и предыдущая направлена на самоконтроль, но не только выражения лица, а своих движений и жестов. Нужно периодически говорить себе «замри!» в разных ситуациях: в работе за компьютером, на кухне, возле телевизора, в беседе с начальством. На некоторое время замрите и проконтролируйте положение своего тела: как вы держите руки, ноги, какова осанка.

Если рядом есть большое зеркало – можно заглянуть туда, а если нет – то постараться запомнить это состояние, а при возможности повторить и проанализировать. Очень важно, чтобы все ваши движения были красивыми, естественными и открытыми. Особенное внимание нужно уделять наличию закрытых жестов: замков, скрещиваний, т.к. эти действия бессознательно воспринимаются как барьер в общении.

5. «Есть контакт»

Учитесь устанавливать контакт с совершенно незнакомыми людьми: прохожие, попутчики в транспорте, консультанты в магазине и т.д. Конечно, современная жизнь устроена так, что совсем не обязательно общаться с окружающими: можно молча выбрать нужную вещь, поднести её к кассе, оплатить товар и т.д. Но если ведется работа по самосовершенствованию, то просто необходимо пользоваться любыми возможностями для общения с окружающими.

Предлагаем ознакомиться:  Комплекс упражнений для ягодиц в домашних условиях

6. Мои эмоции

Это упражнение требует общего личностного совершенствования. Замечали ли вы, что окружающим не хватает словарного запаса при выражении своих эмоций или личного отношения к чему-либо. Неприятно удивляют школьные педагоги, которые дают характеристики ученикам несколькими словами: хорошо, плохо, средне.

  • Было неприятно.
  • Понравилось.
  • Возмутило.
  • Удивило.
  • Обрадовало.
  • Развеселило.
  • Успокоило.
  • Не задело и т.д.

При этом хорошо бы к этим глаголам добавить прилагательные: неприятный, возмущенный, удивительный и т.д. Это нужно для того, чтобы в общении с другими людьми уметь выказывать свое отношение к происходящему, что всегда вызывает живой интерес у окружающих.

В эти игры можно играть с подругой или приятелем, проводя взаимные вечерние зачеты. Первое время упражнения на коммуникабельность будут вызывать определенное напряжение, но со временем у вас выработается целый ряд шаблонов поведения, которые легко использовать и варьировать. И самое главное, вы увидите, как к вам активно тянутся окружающие люди. А значит, вы становитесь общительным человеком.

Упражнение «Самопрезентация»

Цель: включение
адаптивных механизмов, отработка навыков
проявления эмоций, способствующих
процессу профессиональной адаптации.

— удивление,

— интерес,

— радость.

2. Процедура идет
по кругу и может включать оценку
самопрезентации предшествующего
участника по той же схеме
«удивление—интерес—радость».

3. По окончании
процедуры можно обсудить в группе
результаты самопрезентации (при
необходимости).

Упражнение «Самопрезентация»

— удивление,

— интерес,

— радость.

Цель:
сплочение группы, формальное открытие
тренинга, самопрезентации участников,
получение участниками обратной связи.

Инструктаж:
Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами
будем действовать по алгоритму.

Первый этап работы
заключается в том, что каждый самостоятельно
рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя
профессия». На выполнение первого этапа
у вас 5 минут.

Второй этап: вы
рассказываете своему партнеру о себе
и своем рисунке, расскажите друг другу
о себе как можно подробнее.

· Как я вижу свою
профессию;

· Что я ценю в самом
себе;


· Предмет моей
гордости;

· Что я умею делать
лучше всего.

На выполнение
второго этапа у вас 5 минут»

После этого
организуется работа в парах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector