Понятие о воображении. Виды и приемы воображения — Студопедия

Классификация

Мгновенная

0,1 – 0,5 с

– удержание точной
и полной картины только что воспринятого
органами чувств информации. (память
– образа).

Кратковременная

до 20 с

– представляет собой
способ хранения информации в течении
короткого промежутка времени. В ней
сохраняется наиболее существенные
элементы образа. Из мгновенной памяти
в нее попадает только та информация
которая привлекает к себе повышенное
внимание.

Оперативная

до нескольких дней

— хранение информации
в течении определенного, за ранее
заданного срока. Срок хранения
информации в этой памяти определяется
задачей вставшей перед человеком.

Долговременная

Неогран.

— хранение информации
в неограниченном промежутке времени.
Данная информация может воспроизводиться
сколько угодно раз (временен) без
утраты.

Генетическая

— информация которая
храниться в генотипе, передается и
воспроизводится по наследству.

Зрительная

— сохранение и
воспроизведение зрительных образов.

Слуховая

— запоминание и точное
воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная

— запоминание и
сохранение, а при необходимости и
воспроизведение с достаточной точностью
многообразных сложных движений.

Эмоциональная

— память на переживания.
То что у человека вызывает эмоциональные
переживания, запоминается им без
особого труда и на более длительный
срок.

Осязательная,
обонятельная, вкусовая …

— удовлетворение
биологических потребностей или
потребностей связанных с безопасностью
и самосохранением организма.

Непроизвольное
запоминание

— происходит
автоматически и без особых усилий со
стороны человека, без постановки перед
ним специальной мнемической задачи.

Произвольное
запоминание

— процесс запоминания
и воспроизведения требует волевых
усилий. При условии наличия мнемической
задачи.

Внимание человека
обладает пятью основными свойствами: 
  
— устойчивость (способность в течении
длительного времени сохранять состояние
внимания на каком – либо объекте), 
  
— сосредоточенность (способность
сконцентрировать свое внимание на одном
объекте при этом отвлечении от других), 
  
— переключаемость (перевод с одного
объекта на другой, с одного вида
деятельности на иной), 
  
— распределение (способность рассредоточить
внимание на значительном пространстве,
параллельно выполняя несколько видов
деятельности), 
  
— объем (размер информации которую
человек способен сохранять в сфере
повышенного внимания).

12. Виды памяти

По
характерным особенностям удержанного
в памяти прошлого опыта различают
несколько основных видов памяти.

Наглядно-образная
память.
Ее особенностью является запечатление
заучиваемого материала первосигнально,
в форме зрительных, слуховых, осязательных
и других представлений. Например,
гимнастическое упражнение на параллельных
брусьях, показанное на уроке, может быть
запомнено в виде зрительных или
мышечно-двигательных представлений,
имеющих характер конкретного образа
этого упражнения.

Наглядно-образная
память имеет особенно большое значение
в творческой деятельности в области
того или иного вида искусства.

Словесно-логическая
память.
При этой памяти запоминаются уже не
конкретные образы предметов, а выраженные
в словах мысли, отражающие сущность
изучаемых явлений. Этот вид памяти
иногда называют смысловой памятью.

Например, можно не только запечатлеть
в памяти в наглядных образах вид
изученного гимнастического упражнения,
но и запомнить понимание сущности
данного упражнения. Такое запоминание
возможно лишь в словесной форме. Отсюда
этот вид памяти и получил свое название
— словесно-логическая память.

Двигательная
память.
Содержанием этого вида памяти являются
мышечно-двигательные образы заученных
движений — мышечно-двигательные
представления формы, величины, скорости,
амплитуды движений, их последовательности,
темпа, ритма и т. д.

Двигательная память
имеет основное значение при запоминании
физических упражнений, а также в трудовых
процессах, связанных с движениями. Она
лежит в основе вырабатываемых при этом
двигательных навыков.

Эмоциональная
память.
Ее содержанием являются имевшиеся в
прошлом эмоциональные состояния. Так,
в памяти может всплыть чувство
неуверенности, смущения или даже
некоторого страха, которое испытывалось
при первых попытках выполнить трудное
гимнастическое упражнение.

Детальный
и всесторонний анализ особенностей
эмоциональной памяти дал К. С. Станиславский.

Предлагаем ознакомиться:  Болезнь Жильбера симптомы и способы ее лечения

«Два
путешественника,— говорит он,— были
застигнуты на скале приливом в море.
Они спаслись и после передавали свои
впечатления. У одного на памяти каждое
его действие: как, куда, почему он пошел,
где спустился, как ступил, как прыгнул.

Другой не помнит почти ничего из этой
области, а помнит лишь испытанные тогда
чувствования: сначала восторга, потом
настороженности, тревоги, надежды,
сомнения и, наконец,— состояние паники.
Вот эти чувствования и хранятся в
эмоциональной памяти».

Подобно тому,
как в зрительной памяти перед вашим
внутренним взором воскресает давно
забытая вещь, пейзаж или образ человека,
так точно в эмоциональной памяти оживают
пережитые ранее чувствования.

Казалось
бы они совсем забыты, но вдруг какой-то
намек, мысль, знакомый образ — и снова
вас охватывают переживания, иногда
такие же сильные, как в первый раз, иногда
слабее, иногда сильнее, такие же или в
несколько измененном виде».

Образы
эмоциональной памяти всегда связаны с
более определенными по своей структуре
зрительными, слуховыми и другими
представлениями наглядно-образной
памяти. Только опираясь на эту связь,
мы можем вспоминать свои эмоциональные
переживания.

Понятие о воображении. Виды и приемы воображения — Студопедия

«Наши чувствования и
переживания неуловимы, капризны,
изменчивы… зрение сговорчивее. Его
образы свободнее и крепче запечатлеваются
в нашей зрительной памяти и вновь
воскресают в нашем представлении.

Кроме
того, зрительные образы нашей мечты,
несмотря на свою призрачность, все-таки
реальнее, более ощутимы, более материальны»
(если так можно выразиться о мечте), чем
представления о чувствованиях, неясно
подсказывавших нам нашей эмоциональной
памятью.

Отличительной
особенностью эмоциональной памяти
является необыкновенная широта обобщения
и глубина проникновения в сущность
пережитого когда-то чувства. «Каждый
человек на своем веку видел не одну, а
много катастроф,— говорит К- С.

Станиславский.— Воспоминания о них
сохраняются в памяти, но не во всех
подробностях, а лишь в отдельных чертах,
больше всего его поразивших. Из многих
таких оставшихся следов пережитого
образуется одно — большое, сгущенное,
расширенное и углубленное воспоминание
об однородных чувствованиях.

В этом
воспоминании нет ничего лишнего, а лишь
самое существенное. Это — синтез всех
однородных чувствований. Он имеет
отношение не к маленькому, отдельному
частному случаю, а ко всем одинаковым.

Эмоциональная
память имеет не только специальное
значение в определенных видах деятельности
(например, для артиста сцены). Она —
неизменный и постоянный спутник каждого
человека и в каждом виде деятельности
оказывает огромное влияние на характер
его действий и поступков.

Рис. 15. Классификация видов воображения

Сила этого
воздействия зависит от богатства и
широты эмоциональной памяти, от ее силы,
устойчивости, а главное, от содержания
и качества -сохраненного в ней материала.
При этом астенические эмоциональные
воспоминания часто отрицательно влияют
на выполнение требуемой деятельности,
вызывая некоторую скованность и
неуверенность движений. Наоборот,
воспроизведение стенических чувств
имеет положительное значение.

Сущность процесса

Внимание – один из тех
познавательных процессов, в отношении
сущности и права на самостоятельное
рассмотрение которых среди психологов
до сих пор нет согласия. Одни ученые
утверждают, что как особого, независимого
процесса внимания не существует, что
оно выступает лишь как сторона или
момент любого другого психического
процесса или деятельности человека.

Другие полагают, что внимание представляет
собой вполне независимое психическое
состояние человека, специфический
внутренний процесс, имеющий свои
особенности. 
  
Внимание можно определить как
психофизиологический процесс, состояние,
характеризующее динамические особенности
познавательной деятельности.

Что такое воображение

Что представляет из себя воображение

Каждый образ, воспроизведенный человеком, — это воплощение видоизмененной реальности.

Воображение – это процесс создания новых образов путем преобразования представлений, полученных в окружающей действительности.

Когда человек создает что-то новое, он имеет в своем сознании несуществующий наяву образ, построенный благодаря своему опыту.

Воображение тесно связано с памятью, мышлением и восприятием. Благодаря связи мышления с воображением, возможен выход из тяжелых жизненных ситуаций и решение задач с неопределенными условиями.

Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в своей памяти определенные образы, сохраненные им ранее.

Предлагаем ознакомиться:  Когнитивные возможности это важнейшие функции человеческого мозга

Восприятие жизни было бы не таким ярким и эмоциональным без участия воображения. На протяжении эволюции человека процесс создания образов участвовал не только в развитии труда, но и в мечтах и планах.

Этапы развития воображения

1. Первые две недели жизни
– проявление ориентировочного рефлекса
как объективного, врожденного признака
непроизвольного внимания ребенка. 
  
2. Конец первого года жизни – возникновение
ориентировочно — исследовательской
деятельности как средства будущего
развития произвольного внимания. 
  
3.

Начало второго года жизни – зачатки
произвольного внимания под влиянием
речевых инструкция взрослого. 
  
4. Второй – третий год жизни – развитие
произвольного внимания. 
  
5. Четыре с половиной – пять лет –
направление внимания на сложные
инструкции взрослого. 
  
6.

Этапы развития воображения

Воображение — не врожденное свойство, и его можно развивать

Тем не менее, воображение – не врожденное свойство.

Его развитие происходит постепенно, по ходу получения определенных представлений, служащих фундаментом для создания новых образов.

Развитию воображения способствует самосовершенствование личности, образование, тренировка памяти, мышления и чувств.

Сложно ограничить этапы развития воображения по возрастным категориям, так как это зависит от индивидуальных характеристик.

Исходя из некоторых закономерностей, можно сказать, что впервые воображение реализуется через восприятие. Например, маленькому ребенку сложно представлять себе сюжет сказки, но ему проще представить ситуацию, происходящую с ним самим.

Связь воображения и восприятия проявляется также, когда ребенок переносит полученные представления в свои игры, изменяя мысленно внешний вид предметов. Работа воображения в детском возрасте всегда связана с деятельностью, в данном случае – игрой.

На этапе, когда ребенок учится говорить, он начинает формировать не только образы, но и более сложные представления. Ему приходится находить слова для выражения того, что существует в его воображении.

Ребенку становится проще отделять характеристики объекта от него самого и использовать их для выражения других представлений. Образы непроизвольно возникают и комбинируются в детском воображении.

На следующем этапе воображения ребенок уже умеет преднамеренно воссоздавать образы. Он начинает контролировать воображение в процессе игр и творческих занятий, представляя себе цель или сюжет.

При наступлении школьного возраста воображение поднимается еще на одну ступень. Прикладывая усилия для выполнения учебных задач, ребенок активно воссоздает образы и использует имеющиеся представления.

В процессе учебы он дополняет свои знания, которые становятся основанием для воображения и творческой деятельности.

Физиологические основы

Физиологические основы

Комбинации нервных связей образуются на сознательном и бессознательном уровнях

Физиологические процессы, ответственные за работу воображения, регулируют процессы жизнедеятельности организма.

Происходят сложные процессы в головном мозге, в течение которых активизируются и перераспределяются нервные связи.

В результате этих процессов появляются новые нервные сочетания, которые и являются основой физиологии воображения.

Комбинации нервных связей образуются:

  • на бессознательном уровне: от самопроизвольной реакции в коре головного мозга на различные раздражители (например, сон или галлюцинации);
  • на сознательном уровне: в процессе самостоятельного создания человеком новых образов работает несколько отделов головного мозга (во всех произвольных видах воображения).

Образование новых связей не является случайным процессом, его можно охарактеризовать как творческую работу мозга.

Воображение влияет на множество физиологических процессов: работу органов, уровень активности желез, обменные процессы. К примеру, когда человек представляет себе вкусное блюдо, у него сильнее выделяется слюна.

Понятие о воображении. Виды и приемы воображения — Студопедия

При мыслях об интенсивной физической нагрузке можно зафиксировать еле заметную активность мышц. Следовательно, воображение тесно связано с процессами жизнедеятельности и поведением человека.

Функции воображения

Функции воображения

Иногда воображение выполняет защитную функцию

Мозг человека не может долго оставаться в бездействии, потому люди предаются мечтам.

Для работы воображения необязательно наличие новой информации или решение каких-либо задач.

Известно, что человеку очень сложно остановить воображение и прекратить мыслить по своей воле.

Предлагаем ознакомиться:  Как развить воображение и фантазию для реализации своих идей

В течение жизни человеческое воображение исполняет множество функций, основные из которых:

  • регуляционная – планирование будущего, представление путей достижения целей, регуляция и программирование деятельности и ее результата;
  • познавательная – знакомство с окружающим миром через концентрацию внимания, памяти и мышления, активизируемые воображением;
  • приспособительная – представление сложных явлений и образов через более простые;
  • психотерапевтическая – создание психологической защиты;
  • аффективная – изменение эмоционального состояния, снятие напряжения.

Используя свое воображение, человек контролирует процессы, происходящие в организме, а также подстраивается под различные ситуации. Известно, что благодаря воображению можно изменять частоту сердцебиения, показатели давления и температуры тела.

Силу воображения можно развить специально с помощью различных упражнений и психологических приемов. Занятия творческими видами деятельности тренируют воображение человека самопроизвольно.

Выполняя специальные упражнения, можно достичь полного расслабления тела или избавиться от болезненных ощущений.

Роль воображения в жизни человека

Роль воображения

Хорошее воображение — необходимое качество для успеха

В отличие от животных человек со своей способностью к воображению действует на перспективу, планируя будущее.

Воображение стимулирует человека к действию, заставляет проходить сложный, многоступенчатый путь, побуждает верить в результат своего труда.

Но, с другой точки зрения, человек-мечтатель удовлетворяет свои потребности мысленно, отказываясь от реальных усилий.

Такой негативный фактор снижает активность человека, оборачивая воображение против действительности.

Фантазия играет большую роль в производстве новых изобретений. Любой современный, привычный предмет являлся плодом фантазии человека сотни лет назад.

Благодаря воображению и упорному труду новые достижения постоянно внедряются в жизнь людей. Развитое воображение – это неотъемлемая способность успешного человека.

Механизмы создания образов

Механизмы создания образов

Без воображения не было бы книг и фильмов

Образы, возникающие в воображении, не появляются из ниоткуда. Они исходят из полученных представлений о реальных явлениях и объектах.

Жизненные впечатления комбинируются в воображении человека, приобретая различные формы.

Процессы воображения делятся на два уровня:

  1. Анализ впечатлений.
  2. Синтез полученных образов.

На первом уровне представления об объекте абстрагируются от прочих образов, рассоединяются их составляющие, происходит анализ. В дальнейшем эти образы преобразуются: сочетаются в разные комбинации или перевоплощаются в абсолютно новые представления.

Этот синтезирующий процесс имеет множество форм. Агглютинация – одна из распространенных форм синтеза, в ходе которой новый образ создается с помощью передачи характеристик одного предмета другому.

Таким способом в воображении создавались образы древних богов и мифических существ. В искусстве и прочих творческих процессах широко используется прием агглютинации.

Например, для того, чтобы нарисовать несуществующее животное, в нем сочетались черты разных известных зверей и птиц. С помощью агглютинации увеличиваются или уменьшаются части какого-то объекта или объект полностью. Так создавались сказочные великаны и гномы.

Благодаря внедрению существующих представлений в новые ситуации, получаются новые связи с абсолютно отличающимся значением. Человек достигает соответствий в этом сочетании, представляя цель и контролируя процесс.

Синтез представлений осуществляется через схематизацию и акцентирование. Схематизация происходит в результате недостаточно полного восприятия объекта. В итоге целостный образ может быть искаженным и не соответствующим действительности.

Также схематизация может проявляться при забывании каких-либо свойств объекта и более обобщенном его представлении. Человек может сознательно или бессознательно выделять в образе определенные черты.

Акцентирование заключено в заострении внимания на главных свойствах образа и создании типичного представления о предмете. В этом сложном творческом процессе обобщения человек выделяет основные, по его мнению, черты в образе и отражает реальность через свою призму.

Индивидуальные особенности развития воображения

У каждого человека разная степень развитости воображения, что отражается на его деятельности и отношениях в социуме. Индивидуальность людей в том, что они отличаются своим собственным видением мира.

Человеку со слабым воображением трудно решать задачи, связанные с мысленным проектированием и представлением конкретных объектов. Недостаточно развитое воображение делает жизнь менее яркой и эмоциональной.

Люди существенно отличаются по доминирующим типам воображения: зрительный, слуховой, кинестетический. Но бывает, что у человека сильно развиты все типы, что отражается в его характере и поведении.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector