Возрастные кризисы развития личности начиная с рождения

Психодинамический подход

Психодинамический
подход берёт начало из работ Зигмунда
Фрейда. Этот вид психологии акцентирует
роль бессознательного мышления, опыта
раннего детства и межличностных
отношений, чтобы объяснить мотивы
поведения и помочь людям, страдающим
психическими заболеваниями.

Основоположником
психодинамической теории личности,
также известной под названием «классический
психоанализ», является австрийский
ученый 3. Фрейд.
По мнению Фрейда,
главным источником развития личности
являются врожденные биологические
факторы (инстинкты), а точнее, общая
биологическая энергия — либидо (от
лат.

libido —
влечение, желание). Эта энергия направлена,
во-первых, на продолжение рода (сексуальное
влечение) и,            
во-вторых, на разрушение (агрессивное
влечение) (Фрейд 3., 1989). Личность формируется
в течение первых шести лет жизни.
Доминирует в структуре личности
бессознательное.

Сексуальные и агрессивные
влечения, составляющие основную часть
либидо, человеком не осознаются.
Фрейд
утверждал, что личность не обладает
никакой свободой воли. Поведение человека
полностью детерминировано его сексуальными
и агрессивными мотивами, которые он
называл ид (оно). Что касается внутреннего
мира личности, то в рамках данного
подхода он полностью субъективен.

Основные
психологические свойства отдельных
«элементов» личности часто называют
чертами характера (Фрейд 3., 1989). Эти
свойства формируются у человека в раннем
детстве.
На первой, так называемой
«оральной» фазе развития (от рождения
до 1,5 лет), резкий и грубый отказ матери
кормить ребенка грудью формирует у
ребенка такие психологические свойства,
как недоверие, сверхнезависимость и
сверхактивность, и наоборот, длительное
кормление (более 1,5 лет) может привести
к формированию доверчивой, пассивной
и зависимой личности.

На второй (от 1,5
до 3 лет), «анальной», фазе грубое наказание
ребенка в процессе обучения туалетным
навыкам порождает «анальные» свойства
характера — жадность, чистоплотность,
пунктуальность. Попустительское
отношение родителей к обучению ребенка
туалетным навыкам может привести к
формированию непунктуальной, щедрой и
даже творческой личности.

На третьем,
«фаллическом», самом важном этапе
развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит
формирование «комплекса Эдипа» у
мальчиков и «комплекса Электры» у
девочек. Комплекс Эдипа выражается в
том, что мальчик ненавидит своего отца
за то, что тот прерывает его первые
эротические влечения к противоположному
полу (к матери).

Отсюда — агрессивный
характер, незаконопослушное поведение,
связанное с неприятием семейных и
социальных нормативов, которые
символизирует отец. Комплекс Электры
(тяга к отцу и неприятие матери) формирует
у девочек отчуждение в отношениях между
дочерью и матерью.
Фрейд выделяет три
основных концептуальных блока, или
инстанции личности:
1) ид («оно»)
— главная структура личности, состоящая
из совокупности бессознательных
(сексуальных и агрессивных) побуждений;

ид функционирует в соответствии с
принципом удовольствия;
2) эго («я»)
— совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики,
представляющих, в широком смысле, все
наши знания о реальном мире; эго — это
структура, которая призвана обслуживать
ид, функционирует в соответствии с
принципом реальности и регулирует
процесс взаимодействия между ид и
суперэго и выступает ареной непрекращающейся
борьбы между ними;

3) суперэго («сверх-я»)
— структура, содержащая социальные
нормы, установки, моральные ценности
того общества, в котором живет человек.
Ид,
эго и суперэго находятся в постоянной
борьбе за психическую энергию из-за
ограниченного объема либидо. Сильные
конфликты могут привести человека к
психологическим проблемам, заболеваниям.

Для снятия напряжённости этих конфликтов
личность вырабатывает специальные
«защитные механизмы», которые функционируют
бессознательно и скрывают истинное
содержание мотивов поведения. Защитные
механизмы являются целостными свойствами
личности. Вот некоторые из них: вытеснение
(перевод в подсознание мыслей и чувств,
причиняющих страдания);

проекция
(процесс, посредством которого личность
приписывает собственные неприемлемые
мысли и чувства другим людям, возлагая
таким образом на них вину за свои
недостатки или промахи); замещение
(переадресовка агрессии от более
угрожающего объекта к менее угрожающему);
реактивное образование (подавление
неприемлемых побуждений и замена их в
поведении на противоположные побуждения);

сублимация (замена неприемлемых
сексуальных или агрессивных побуждений
на социально приемлемые формы поведения
в целях адаптации). У каждого человека
есть свой набор защитных механизмов,
сформированных в детстве.
Таким
образом, в рамках психодинамической
теории личность есть система сексуальных
и агрессивных мотивов, с одной стороны,
и защитных механизмов — с другой, а
структура личности представляет собой
индивидуально различное соотношение
отдельных свойств, отдельных блоков
(инстанций) и защитных механизмов.

Предлагаем ознакомиться:  Психологический портрет личности образец

На
поставленный контрольный вопрос «Почему
одни люди более агрессивны, чем другие?»
в рамках теории классического психоанализа
можно ответить следующим образом: потому
что в самой природе человека содержатся
агрессивные влечения, а структуры эго
и суперэго развиты недостаточно, чтобы
им противостоять.

  • Либидо
    – общая биологическая энергия.

Ид
– совокупность бессознательных
побуждений.Эго
– совокупность преимущественно
осознаваемых человеком познавательных
и исполнительных функций психики.Суперэго
– психическая структура, содержащая
социальные нормы, установки, моральные
ценности общества.

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

Бихевиоризм

Бихевиоризм
– это подход, фокусирующийся на изученных
формах поведения. Бихевиоризм отличается
от многих других подходов тем, что,
вместо акцентировки на внутренних
состояниях, он обращается исключительно
к внешним проявлениям поведения.


Эта
школа доминировала в психологии в начале
двадцатого века, а уже в 50-х годах она
утратила своё преимущество. Принципы
бихевиоризма часто применяются для
регулирования психического здоровья:
врачи используют эти техники в выявлении
диагноза и лечении множества заболеваний.

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.
Предлагаем ознакомиться:  Красивая талия и плоский живот жиросжигающая домашняя тренировка

Когнитивный подход

В
течение 60-х начинает набирать силу
когнитивный подход. Эта сфера психологии
сосредотачивает внимание на таких
психических процессах, как память,
мышление, решение задач, речь и принятие
решений. Под влиянием психологов Жана
Пиаже и Альберта Бандуры подход
чрезвычайно развился в последние
десятилетия.

Когнитивисты
часто используют модель обработки
информации, сравнивая человеческий
разум с компьютером для того, чтобы
понять, как информация приобретается,
обрабатывается, хранится и используется.

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

Биологический подход


Исследование
физиологии сыграло главную роль в
развитии психологии как отдельной
науки. Сегодня подход известен как
биологическая психология. Иногда
называемая биопсихологией или
физиологической психологией, школа
подчёркивает физические и биологические
мотивы поведения.

Исследователи,
которые выбирают биологический подход,
рассматривают то, как генетика влияет
на различные поведения, или как повреждение
определённой области мозга формирует
поступки и характер личности. Таким
образом, генетика, мозг, нервная,
эндокринная и иммунная системы – те
объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот
подход значительно продвинулся за
последнее время благодаря прогрессу в
изучении и понимании человеческого
мозга и нервной системы. Такой
инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования,
позволяет исследователям наблюдать
мозг человека в разнообразных условиях.
Учёные теперь могут увидеть последствия
повреждения мозга, наркотиков и болезней
методами, что были недоступны ранее.

Предлагаем ознакомиться:  Как начать разговор с мужем после ссоры

Эволюционный подход

Эволюционная
психология сосредоточена на изучении
того, как эволюция объясняет психологические
процессы. Исследователи берут за основу
базовые принципы эволюции, в том числе
естественный отбор, и применяют их к
психологическим явлениям. Этот подход
предлагает следующую теорию: психические
процессы возникли потому, что они
помогают в выживании и размножении.

Гуманистический
подход

В
течение 1950-х формируется гуманистическая
психология. Взращённый работами Карла
Роджерса и Абрахама Маслоу, подход
подчёркивает значение мотивации для
мыслей и поведения человека. Основой
психологии является концепция
самоактуализации. Те, кто избрал такой
подход, изучают способы, позволяющие
человеку вырасти, измениться и развить
личный потенциал. Между прочим,
позитивистская психология, недавно
возникшая отрасль психологии, уходит
корнями именно в гуманистический подход.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector